60. Молитва за ближнего

Но нет жертвы большей, чем погубить душу за други своя - почему?
Потому что.
Потому что только Господу достаточно быть Богом, чтобы жертвовать Собой ради людей, ибо поступая так Он заботится о детях Своих, а, значит, в первую очередь о Собственной Всеблагости.
А у нас, перстных, понятие "дети" лежит в какой-то иной плоскости - так животные спорят за самку, которая в состоянии убить детенышей-конкурентов, так Тарас Бульба убил собственного сына ради власти отцовства, но не так - Авраам. Совсем не так...

Кто такие "дети Бога", за которых Он отдал на распятие Тело Свое и пролил Кровь Свою? Это те, кто слушает Отца Небесного и творит Его волю - почему? Ну, если они и так послушные - какой смысл приносить за них жертву? Сам же говорил: "не праведники требуют прощения, но грешники"! Надо понимать - когда и кому Он это говорил...

Читаю акафисты, и там периодически попадаются выражения типа: "и молился за всех убогих, нищих, обделенных" - зная, что ничего не происходит помимо воли Господа, остается только изумляться: "убогий" означает "наказанный Богом", "нищий" означает "наказанный Богом", "обделенный" - опять же Кем обделенный? Может ли человек творить хоть что-то помимо воли Бога?
А если они наказаны Богом, то не по грехам ли?
А если они принесут плоды покаяния - не воздаст ли им Бог сторицей? Как и обещал, а Слово Бога - это фундамент мироздания.

А если они не приносят покаяния - то, значит, они поэтому и "нищие, убогие, обделенные".
А какой смысл молить Бога простить того, кто Бога знать не хочет, каяться Ему в грехах не хочет, просить у Бога - не хочет? К чему прилепить молитву-то?
В школе у бывали случаи, когда к троешникам прикрепляли отличников, и получалось этак странно: вместо музыкалки, например, приходилось "ходить в гости" к недружелюбным мальчикам и девочкам, и старательно пытать их собственной блестящей эрудицией, к обоюдному раздражению "скрепленных сторон". Не то ли же самое - молитва за грешника, не желающего знать Бога?

Однако Он велел молиться.

Зачем? Вот вопрос...
В Ветхом Завете глава за главой нет-нет да мелькает: "Для Меня ли молитвы ваши? Не для вашей ли пользы они?" - в корыстный целях есть смысл молиться хоть за Иуду Искариотского, лишь бы в глазах Господа быть угодным: "Ты велел молиться - я молюсь, смотри Сам - чисты ли мои помыслы, и оценивай молитвенный труд по Своим меркам!", это - понятно.

Но есть ли хоть какой-то практический смысл в плане "помогло грешнику"?

Вспоминается история с Гекльберри Финном и вдовой Дуглас: она учила его молиться, и Гек периодически жаловался, что нет смысла в этой глупости. Ну, один раз вымолил себе удочку, и та без крючков оказалась.
Наверное, Марк Твен был довольно желчным и ехидным человеком, если родил такой образ, на радость советской молодежи среднего школьного возраста, очень любила этот фильм в свое время.

Есть ли хоть какой-то практический смысл молиться в плане "помогло грешнику", если только Господь в состоянии наслать на человека беды и несчастья? Безумие? Беснования? И только Он в состоянии отозвать это всё - история об Иове нам не просто так дана Господом. А сколько подобных и совсем непохожих историй взаимоотношений Бога и человека скрыты от наших глаз? Иов - один из мириадов детей Божиих, а книг в Библии - всего ничего.

Наверное, единственный смысл молить Бога за других - это пытаться нащупать Его Самого: какой Он? Как Он относится к тому или этому событию мироздания? Как Он поступает с грешниками, как - с праведниками? Что в Его глазах праведность, что - мерзость?
Молитва за других - это один из способов Богообщения: "Я наказал этого человека. Потому что Мое долготерпение закончилось. Ты - терпеливее Меня? В тебе больше любви, чем во Мне? Ты видишь судьбы мира дальше, чем Я? Ты можешь предвидеть, чем обернется помилование? Тогда - терпи вместе со Мной!" - и насылает на молитвенника все те беды, за которые наказан грешник. И если в состоянии выдержать и продолжать молить - тогда, возможно, Господь и возьмет от человека Себе крупицу терпения, любви и, преумножив это, что-то изменит в мироздании: помилует грешника. И сделает так, чтобы тот "шел и не грешил больше", и умолит всех его "старших братьев", чтобы не гневались за прошлые грехи, и... Евангелие. Крестный путь Господа.

Губить душу за други своя - опять возвращаюсь к Иоанну Предтече, который, как оказалось, дожидался Господа в аду: справедливо ли такое местоположение для того, кто приуготовил путь Мессии?
Справедливо ли поступил Господь в отношении Ионы, разрушив кущу, сотворенную для ублажения пророка?
Справедливо ли поступил с Самсоном?

Нет ничего гаже, чем погубить собственную душу, даже ценой спасения мира, потому что - а какая мне радость от того, что "Они там, в Раю", если "я тут, в аду"? Единственное утешение - И Господь в аду побывал.

Очевидно, это - неизбежность, с которой надо как-то смириться: нет пути в Рай иного, чем через разбойничий крест.


Рецензии