Кунашир - Тятя-83, I

  Ночь выхватывает обрывки фраз. Лихая братия в унтах и толстой вязки свитерах приносит таинственные слова из кабины пилота. Эфир несёт от экипажа к экипажу (сквозь все запреты) закамуфлированное сообщение.
- Разбился вертолет!
 Кунашир для нас, что-то из детства? Точка на цветном школьном атласе. Где голубой цвет шельфа перетекает в черноту океана. Острова Курильской гряды вытянуты с Севера на Юг цепочкой. (Все наши скудноватые знания.)
... Время по-домашнему уютное. В рубку военного транспортника заглядываешь запросто. Пытаешься шутить: "Далеко ещё?". Уставшим пилотам до нас и дела нет. (Тогда об угонах самолетов знали понаслышке.)
  В салоне холодно(почти, как за бортом): пар изо рта! Ящики, накрытые сетью, перетянуты накрепко строплентой; кресел нет. Так и мостится: кто на ящиках, кто  на скомканном брезенте.
  О чем думалось? О погибших конечно. (Возможно погибших?)
  В аэропорту Елизово ляпнул Савелий: "Похоже,  придётся «жмуриков» таскать?" Кощунственно прозвучало. Руки чесались врезать (предполагаю, не только у меня?). Нельзя: дисциплина! (Конфликтов надо избегать.) Смолчали, скрипя зубами. По сути же, он озвучил то, что угнетало нас на всём протяжении пути.               
... Человек в экстремальной ситуации преображается. Сознавая, что выпадает из  привычного мира в зиму, в горы (на ледники!) он, как губка, впитывает в себя сон и тепло! Теперь уже, не закинет удало рюкзак на плечо; не спрыгнет с платформы; не подбежит к машине. Напротив: всё спокойно, рачительно; неторопливым шагом. Глубинным чутьем понимая, каждая сохраненная унция тепла и энергии - сбережёт жизнь!
  И черное небо за бортом (в котором нет иллюминаторов), и  снежные заряды рывками отворачивают самолет, смеясь над потугами потешных человечков в стальном корпусе. Сон.               
... Когда летишь в отпуск, не спится. Уткнёшься заворожённым взглядом в тайгу, посечённую нитями рек; мерцающие угольки ночных городов...Снежные поля облаков! куда ж от них?
  Теперь же, всё по иному: спим. От Камчатки до Хабаровска, от Хабаровска до Сахалина. Сменяя только самолёты.
  Постой! пролетаем над местом службы моей(в Армии); всё это исхожено вдоль Уссури!.. Я пребывал там, внизу, на невидимой под облаками земле. Тогда я глядел с грустью на самолёты и на проходящие поезда, рисовал будущее... И вот, я опять здесь! Случается же такое? Жизнь возвращает нас на старые тропы. Как будто дело не докончено, поступок не свершён? И Небесная Канцелярия выравнивает свой баланс...
   
                Тятя - вулкан
               
   Новое слово: Тятя! такое детское и не злое..., приходит в эфире. (Валентину, нашему старшему, передаёт сообщение пилот.)
- Тятя? Вулкан? Огромный?..
-  Да, о его конус разбился вертолет при нулевой видимости, в пургу. (И где-то там, на ледяных склонах  семь человек...)               
  Нас шестеро. Три связки:  Гриценко Валентин и Соловьёв Григорий, Малофеев Владимир и Савельев Валентин,  Дорошенко  Сергей и Владимир Кирилуша. Каждый со своим характером...
  Альпинисты? Кто они, в самом деле?
- Что сказать (без пафоса)? Тренированные и выносливые, понятно. Худощавые. Общая черта - идеалисты! С повышенным чувством справедливости.
  Скажете: "Таких людей полно на Свете!"
- И СлаваБогу! Эпохи сменяются, но любая Эпоха обретает своих героев! Другое дело - в смутные времена. Герою несказанно сложно проявить себя. Вот и рвутся осваивать Небеса и Океаны (или горы). Отыскать их можно среди людей необычных профессий: десантников и спасателей; геологов и полярников...
  Обыватель покрутит пальцем у виска, вслед однокласснику - герою: "Зачем трудности, зачем какой-то риск?!"
 Оставим, пожалуй, обывателя в его "покое" и проследуем за нашей командой...   

                Прилет в Менделеево
               
  Наконец-то, земля! Остров Кунашир наползает и заполняет иллюминатор. Через пролив угадывается чужеродная нашему сердцу Япония. Прилетели в пассажирском  АН-24 из Южно-Сахалинска без происшествий (не считая пары воздушных ям).

  Поселок Менделеево, где расположен аэропорт, встретил нас морозным, ясным днем. Бросили рюкзаки, где попало и подались  в столовую.
  Один вход парадный - для посетителей; другой - рабочий, с обратной стороны здания. Откуда заносились в кухню продукты, дрова и вода...

  Молодые поварихи из лётной столовой (примерно, наши ровесницы) встретили нас, поначалу довольно прохладно (шляются тут всякие!..), видно избалованные мужским вниманием.
  Но, узнав цель нашего прилёта, они сразу оттаяли; в тоже время, на глазах слёзы. Вспомнилось об экипаже разбившегося вертолёта (посёлок маленький: все друг друга знают...).
  Совсем девчонки! они нарушили традицию, и вынесли нам еду в зал. Одна присела с нами и щебетала без умолку; другая, из "раздачи" прислушивалась и тоже вставляла реплики.
  Когда заходил очередной "голодающий", наша "сиделица" подскакивала и бежала помогать; затем возвращалась, неся очередное блюдо. Или они менялись местами.
  Нас это забавляло, и в тоже время было очень приятно; спадало напряжение пути.

  Рая и Татьяна, и мы, с Гришей - странная компания?..  В будущем, ... когда вернемся с вулкана (потрепанные и застуженные), ... будем бродить  с ними по ночной тайге в поисках мифического горячего источника.
  Но сейчас мы про то не ведаем. Попиваем себе сладкий чай из гранёных стаканов и болтаем - ни о чем.
  Что-то меня смутило, тогда? Да, поясню. Для нас лётчики, ну всё равно, что Высшие Существа! Девчонки же говорили с ними грубо и резко: "Ноги отряхнул?.. Пойди, там возьми! ... Не переломишься!.." и в таком роде...
  И тут же - оборачивается, как ни в чём ни бывало,- вся светится, глаза сияют!..

- Что за бестактность? - подумалось мне.
  Лишь позже, осмыслил: лётчики - мужчины "упакованные", зрелые;  с устоявшимися семьями, с детьми... И поэтому, их комплименты и заигрывания обрывались грубо, и на корню!
 Мы же, с Гришей, чем не кандидаты в женихи?! - двадцати двух лет, отслужившие Армию; серьёзные и надёжные (кого попало, ведь не пошлют?)... А чтобы уж точно не усомниться, что мы мужички "рукастые", попросили дров наколоть про запас. А мы и рады стараться!
  В юности легко сходишься с людьми просто, на одном дыхании! Так хочется, чтобы все на Свете были счастливы! Будь моя воля, раздавал бы Счастье как гроздья винограда! Надеюсь, у девчонок всё сложилось? Они характерные.
  Зовут! Тревога и напряжение вернулись. Тут же и небо затянуло, и снежный ветер сечёт лицо. Ввалились с рюкзаками в дрожащий вертолёт: никто никого не ждёт! Поднялись,  понеслись; серой точкой, растворившись в пурге...


  /фото Александра Журавлёва/
 
 
               


Рецензии
С Кунашира моя супруга, прожила с 5 до 18 лет. Я знаю Курилы, только с ее рассказов. Хотя, несколько раз был на Сахалине и родился в Хабаровске. Спасибо, хорошо написал!

Вадим Кольцов   07.10.2018 12:33     Заявить о нарушении
Вам повезло с женой, Вадим. И спасибо за прочтение.

Владимир Кирилуша   08.10.2018 07:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.