1. 3 Средневековье

1.3. Средневековье — период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Для Западной Европы это V – XV века. Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных представлений. Раннее средневековье с конца VI - начала VII века связываю с временем перехода древних племён англосаксов в католичество. Всё противоречащее догматам церкви запрещалось специальными декретами.
Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. Это усиливало элемент созерцательности в познании, настраивало его на откровенно мистический лад, что и приводило к стагнации научного познания. 

Блаженный Августин (354-430) -  христианский богослов и философ заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход приписывал воле церкви и человеческой воле первенство над разумом.

По Августину человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Августин утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. 

Искусство состояло на службе церкви и считалось средством назидания и возвеличения себя самой церкви. Возникло мнение греховным сознавать себя образом и подобием божиим, а также позволять себе создание образа или подобия того, что находится на небе и на земле.

В IV веке началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Об искусстве средневековья Западной Европы, нельзя говорить и воспринять его в отрыве от искусства Византии. В 330 году император Константин основал город Константинополь в Малой Азии на месте древнего города Византии, который дал имя восточной части Римской империи после ее разделения в 395 году. Христианство в Византии как государственная религия положила начало формированию греко-восточного типа культуры. Византийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, Египта (по трудам Птолемея, около 100 —170 года), Ирана (эпохи Сасанидов). Византийское искусство, таким образом, просуществовало тысячу лет. Это было великое искусство, давшее блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм (константинопольская София (532-1204).

Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты, вместо античной мозаики из морской гальки или кусочков мрамора. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде (полукруглый выступ) константинопольской Софии помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа.

Византийские мастера, бежавшие в 1453 году после захвата столицы Византийской империи Константинополя турками-османами, распространяли своё искусство в Северной Италии (Венеции), в Сицилии, на Балканах, в Закавказье, на Руси. Восточно-христианский тип культуры стал распространяться на этих землях еще раньше вместе с принятием новой христианской веры (Армения крестилась в 301, Грузия в 337, Болгария в 865, Русь в 988). Византийские мастера оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру и произведения ювелирного искусства, «Варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке. Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную.   

После раскола церкви в 1054 году произошло её разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе. Католичество играло огромную роль в мироощущении западного средневековья и один из его апологетов Фома Аквинский, который родился примерно в 1225 году, итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви. Фреска XIII века монастыря Сан Марко во Флоренции показывает нам его портрет.
"Все, что создано Богом, поэтому самому хорошо и красиво… Высшая деятельность человеческая, - писал философ, - есть приложение высочайшей способности, а именно - интеллекта, (направленная) к благороднейшему объекту, который есть бог…Высшая красота человеческой природы состоит в блеске знания".

Средневековый живописец не ставил своей целью изобразить окружающий мир один в один. Главной его целью было эмоциональное и морализаторское воздействие на смотрящего. Допускалось изображать одного и того же персонажа в пределах одной картины в разные промежутки времени (как в современных комиксах), часто пренебрегали реальным размером фигур людей для придания большей наглядности, изображаемому событию. Самой популярной темой для картин была, конечно, религия. Чаще всего рисовались следующие сюжеты: «Благовещение девы Марии», «Рождество Христово», «Мадонна с младенцем», «Страсти христовы» и «Распятие».

Главный девиз художника: «все земное — лишь слабое отображение небесного, земное ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Искусство не должно следовать природе — презрение к земному миру во имя повышенной одухотворенности. В изобразительном искусстве это заставляло художника обращаться к символам, аллегориям для выражения больших идей».

Примерно до IV века красок у древних художников было всего четыре: белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке (фрески).
 
1.4. Средневековое искусство Западной Европы. Великое переселение народов стало одним из источников культуры Средних веков. Главную роль в этом становлении средневекового искусства играло христианство. Именно церковь создала духовные предпосылки для совместного существования римлян и варваров. Племена варваров постоянно перемещались с места на место, в силу этого их искусство того времени представлено не архитектурными памятниками, а в основном оружием, ювелирными изделиями и различной хозяйственно-бытовой утварью.

Варварские мастера отдавали предпочтение ярким краскам и дорогим материалам: серебру, золоту, драгоценным камням. В V—VIII веков на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племен: остготов в Италии, вестготов в Испании, франков в Галлии, англосаксов в Британии. В это же время варварские народы обратились в христианство, что нашло самое непосредственное отражение в искусстве. Они начали возводить христианские храмы, в которых появились изображения святых.
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом, в результате появились надежные и хорошо укрепленные сооружения — замки. Замки возводили на возвышенных местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.


1.5.  Меровингское искусство. Династия Меровингов просуществовала с V века до VIII века. Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов. Для эпохи Меровингов типичны баптистерии, подземные церкви-крипты и церкви базилики (дом базилевса, царский дом), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками с драгоценными камнями. В книжной миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, в декоре рукописей использовались орнаменты, в которых встречаются раннехристианские мотивы в виде венков, крестов, фигурок ангелов и птиц вокруг райских дерев.

1.6. Каролингское Искусство. Когда в 800 году папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814) «корону римских императоров», в Западной Европе возродилась империя.  Со времен этого императора европейские государи стали называть себя королями. Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками, а также фресками, содержание которых с течением времени становилось все более разнообразным, в изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам. Но всё это было ещё очень наивно. Разве можно сравнить с семейным портретом, найденным в раскопках Помпеи. Сам Карл великий (742-814), король франков с 768 года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года, до конца дней своих учился писать своё имя и только в конце своей жизни смог сделать это.
 
На миниатюре XV века изображён Карл Великий и папа Адриан I. Это время характеризуется пассионарным взрывом [7]. Каролингское возрождение в середине IX века характеризуется подъёмом интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе. Средневековый художник начал создавать всё совершенно новое изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, наполнив его яркими и живыми образами. В 843 году империя Каролингов распалась.

Связь с классической древностью в искусстве карловингов (называемом иногда "первым Возрождением") потому, что оно подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения.

За фигурами первого плана часто встречаются мягко стушеванные в разноцветных оттенках небосклоны, схожие с теми, которые мы видим на кампанских (лат. campania «равнина») фресках. Легкая, "импрессионистская" техника скал, кустов и деревьев напоминает технику помпейской и геркуланской стенной живописи «Валаамова ослица. Миниатюра из Псалтыри Людовика Святого (около 1260 года)» [6]. В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII веках все еще преобладали варварские традиции и верования. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях.

 1.7. Романский стиль (Романика). В X—XII веках в искусстве Западной Европы господствовал романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, а также каролингского искусства и искусства эпохи Великого переселения народов, а также Византии и мусульманских стран Ближнего Востока.

Именно монастырские ордена теперь заказывали живописцам, скульпторами и декораторам рукописей. Отдельные романские постройки господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядно выражали могущества феодального владыки. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности.

 Широко известны фрески монастыря Святого Иоанна в Швейцарии «Усекновение головы Иоанна Предтечи, Саломея перед царем Иродом. XII век».

Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент или чисто геометрический, или составленный из мотивов флоры и фауны. На мозаиках изображены подобия современных садовых беседочных покрытий с чередующимися узорами, имитирующими ковровые изделия. Например, «Византийская мозаика в Сан-Марко, Венеция, XIII век» [6].


Рецензии