Секреты чаек. Необычные гнёзда

 
        Лодка медленно выплывала из старицы. Мотора Илья Степанович не заводил. Домой не хотелось никому.  В природе было тихо и спокойно, и на душе - так же. Павлик с удовольствием работал веслом, соображая, как надо его поворачивать  и опускать в воду, чтобы ход лодки был мягким и скользящим. Науку управления маленьким судёнышком  он постигал с помощью деда. Мальчик уже так приловчился, что чувствовал себя почти взрослым. Правда,  взрослость куда-то пропадала, когда при сильном ветре ему никак не удавалось сладить с лодкой. Но ведь и у дедушки это тоже не всегда получалось. 
        Алёнка, которую мужчины взяли сегодня  в поездку к сеткам, от радости чувствовала себя на седьмом небе. Такое было впервые, и девочка во все свои   голубые, как у брата, глазёнки с любопытством и удивлением смотрела вокруг. Илья Степанович  с удовольствием наблюдал за внуками. Очень ему нравилось, что ни одна интересная деталь не ускользала от их внимания.  Они были городскими детьми, но в наблюдательности и сметливости не уступали деревенским ребятишкам.
        Солнце с утра ласковое. И ветерок ему под стать: лёгкий, тёплый, озорной. Он попытался даже принарядиться – решил утащить Алёнкину панамку. Но дедушка успел поймать её на лету, пока  не упала в воду. И теперь девочка придерживала шляпку рукой. Рыба, вытащенная из сеток, ещё боролась за свою свободу, пытаясь иногда рывком выброситься из ведра. Но куда она денется! Разве что на дно лодки. Алёнка попыталась одну такую строптивую щучку вернуть на место, но никак не могла удержать её в руках.
- Ах, ты,  зубастая хищница!  И чего это ты такая скользкая?
        В пылу борьбы она не заметила, как палец попал в разинутую пасть щуки. И та, конечно, не замедлила зажать челюстями такой «подарок».  Алёнка вскрикнула и выпустила рыбину из рук. Губы её скривились. Павлик вздохнул и приготовился к тому, что сейчас начнутся охи-вздохи и слёзы. Что с девчонок возьмёшь!  Но вопреки  ожиданиям, Алёнка тут же согнала с лица гримасу боли, и, достав из кармана носовой платок, быстро замотала палец, словно бинтом. Павлик был удивлён такой прытью сестры. Но пострадавшая, знала, что  делает. Если сейчас показать, как ей больно, а тем более –  заплакать, то в следующий раз её никуда не возьмут. А это было для неё страшнее, чем палец с отметинами щучьих зубов.
        Огибая остров, лодка приближалась к большому галечному берегу. Дети и не поняли, откуда взялись чайки. Их было шесть. Громко крича, они стали кружить над лодкой, временами опускаясь так низко, что, казалось, вот-вот заденут рыбаков. Алёнка инстинктивно приподняла плечи и прикрыла голову руками. Птицы отлетали вниз по реке, потом возвращались и, кружась над лодкой, всё так же громко изливали своё негодование.
- Дедушка, чего это они так взбесились? – спросила Алёнка. – Так и хотят  клюнуть!
- Отманивают нас. Значит, на берегу есть кладка яиц. Так они  защищают  своё будущее потомство. Утки тоже подобным образом поступают.
- Ой, как интересно! А давайте посмотрим на это будущее потомство! – Алёнка умоляюще поглядела на Илью Степановича.
- Вообще-то, птиц не надо бы тревожить. Нехорошо это.
- Но мы издали посмотрим, - зажёгся и Павлик.
- Ну, хорошо, если только издали…
        Мальчик быстро достал из рюкзачка фотоаппарат. Лодка коснулась носом   берега,  и дети выпрыгнули  на гальку. Осторожно сделав с десяток шагов, они остановились в растерянности: и где они, эти гнёзда? Илья Степанович дал знак не спешить и, выбросив якорь, пошагал к ним.
- Что, ничего нет?
- Нет. Они, наверное, по другому поводу кричат – предположил внук.
- Да нет, я хорошо знаю эту птичью породу. Зря кричать не будут.
- Может, кладка где-то в кустах? – пожал плечами Павлик.
        Сделав несколько быстрых шагов вперёд, он внезапно остановился, будто споткнулся. Сестра, следовавшая за ним, уткнулась головой в его спину.
- Смотри, Алёнка, вот они, яйца!
- Ой! Они же в ямке лежат! – воскликнула изумлённая девочка.
Она видела сорочье гнездо во дворе, которое почему-то слетело с ёлки и оказалось на земле. Оно было свито из веточек и устлано травой. Алёнка думала, что так должно  быть у всех птиц.
А здесь три яйца,  каждое размером с куриное,  лежали в небольшом углублении прямо в песке.
- Какие красивые! Пятнистые! – Алёнка наклонилась над ямкой, но трогать ничего  не стала.
 - Так вот почему я чуть не наступил на них! Они рябенькие и сливаются с землёй и камушками.  Хорошая маскировка! И всё-таки,  чего это чайки выставили их всему свету напоказ?  Зоркие ястребы-то не дремлют, всё видят! – с недоумённым взглядом развёл руками Павлик.
- Да ведь и чайки не промах, внучок.  Если они объединяются, то хищнику туго приходится. Видел однажды: один такой не знал, как избавиться от разгневанных птиц.  Атаковали так, что заставили улететь. Вообще-то,  ястреб любит сбивать добычу на лету, а яйца не трогает. Это выдре с норкой ничего не стоит разорить гнездо. С этими красавицами чайкам бороться бесполезно.
- Бедные чаечки! – сочувственно произнесла Алёнка. – Так и без птенчиков могут остаться.
-  Остаются… и очень часто. Иногда в половодье гнёзда затапливает. Тогда чайки - правда, не все - делают вторую кладку и снова высиживают птенцов. Так что жизнь у них нелёгкая.
- А со стороны кажется, что живут они беззаботно, - задумчиво произнёс Павлик. – Летают себе, высматривают рыбёшек в воде. Заметят – снижаются, касаются лапками воды и хватают добычу.  Так быстро это делают, будто на лету.
- Дедуля, а почему они делают гнёзда в песке?
- Понимаешь, внученька,  люди ведь тоже строят себе разные дома. Так и птицы.  У чаек бывают гнёзда из сухой травы и не только на песке. Видел, например, на выступах скал. Кому как удобно, кому как нравится.
- Понятно…
        Павлик сфотографировал кладку, и дети пошли к лодке. 
- Постойте, куда же вы? – остановил внуков Илья Степанович. - Ну-ка, сосчитайте, сколько чаек летает над нами?
В беспорядочном полёте  птиц Алёнке было непросто пересчитать их, но она всё-таки быстрее всех крикнула:
- Шесть!
- Делите на два. Сколько пар получается?
- Три!
- Значит, и гнёзд должно быть три. Найдёте все – может, увидите кое-что интересное.
В следующей ямке было три таких же яйца. Ничего нового! Зато те, что лежали в третьей, вызвали удивление: они были гораздо меньше.
- Интересно! Дедушка, может, это другие птички расположились рядом с чайками? – предположила Алёнка.
        Брат с сестрой  подняли глаза вверх и стали внимательно наблюдать за птицами. Все они были чайками. Но одна пара была меньше по размерам. Вот откуда мелкие яйца!
- Нашли ответ? – засмеялся дед.
- Я всё понял! – воскликнул Павлик. – Помнишь, дедушка, мы видели весной на разливе утиную пару?  Странную такую…
- Помню  тех кроха’лей*, помню …
- Самец был маленьким, а самка – крупной! Обычно же наоборот бывает…
- Да, подружились тогда  кроха’ли  разных видов: малый  и большой.  И ничего. Скорее всего, и крохаля’т  вывели.
- Чайки тоже разные… только пары у них правильные:  маленькие – отдельно, большие  отдельно, - тихо произнесла Алёнка.
- Ты чего там бормочешь? – брат с интересом посмотрел на сестру.
- Да вот думаю, что у чаек всё правильнее, чем у тех уток. Это же некрасиво, когда жених меньше невесты! Я ни что не выберу себе такого жениха.
- А как же Вовка, который в садике тебя дёргает за косы? Он же тебе нравится, хотя и меньше ростом, - брат лукаво взглянул на сестру.
- Ну-у, - замялась «невеста». – Вырастет ещё. Он же мужчина…
 Дед с внуком посмотрели друг на друга и улыбнулись. Чайки продолжали  кружить над островом.
- Ну что, ребятки, домой? Хватит испытывать птичье терпение. Досталось им  сегодня. Много народу проезжает за день, не только мы.
- Бедненькие! Так и охрипнуть можно, - вздохнула Алёнка.
Дед рассмеялся:
- Не охрипнут. Особенно те, что помельче. Кричат громче больших. В деревне их прозвали дракончиками. Похожи они между собой и крыльями,  и  полётом. 
- Дедушка, а как узнать, когда вылупятся птенцы? Так хочется посмотреть на них!
- А кто ж его знает, Алёнушка! Чайки об этом не докладывают.  Будем ездить мимо, увидим.
- А чайята… чаёнки… в общем, чайкины детки… сразу начинают плавать?
- Всё узнаем в своё время. Интереснее самим посмотреть, чем услышать от кого-то.
- Ладно, - кивнула головой Алёнка. – Сегодня и так много новостей от чаек узнали. Подождём…
 2018 г.

Кроха’ль* -  вид нырковой утки.


Рецензии
Подобный случай был и у меня.На Синей (это Чулымская протока) мы с братом переплыли на косу, что была посреди протоки, и решили поваляться на песке. И тут нас атаковали чайки.Причем они шли прямо в лоб.А потом батя нам крикнул, что там у них кладки яиц, и лучше вернуться назад.Что мы и сделали незамедлительно.
Вызходит и твой рассказ из увиденного.Целую.Твой Птиц.

Владимир Зырянов   30.06.2018 20:23     Заявить о нарушении
Все мои рассказы о животных написаны по личным наблюдениям. Столько интересного в природе! Городские жители, особенно дети, и не подозревают о её секретах, которые обогащают душу и разум. Спасибо тебе, Птиц - Не чайка. Обнимаю. С улыбкой и теплом

Валентина Лызлова   01.07.2018 19:50   Заявить о нарушении