О Великой Отечественной..

    Для меня Великая Отечественная война- это, прежде всего, трудовой и ратный подвиг моих предков- дедушек, бабушек. Так получилось, что не все дожили до Победы. Два родных брата моей бабушки погибли в начале войны, другой брат погиб в 1945 году в Восточной Пруссии, её муж тоже пал смертью храбрых. Все они были обычными советскими людьми, занимались мирным трудом, воспитывали детей.
    Конечно, каждый из них хотел жить, каждый рассчитывал вернуться домой. Война никого не пощадила. Но о них помним мы: внуки и правнуки.
    Мой дед Гордеев Александр Филатович родился в 1911 году в деревне Голодяевка (ныне с. Садовое) Сызранского уезда Симбирской губернии. Был он высокого роста 2 м.05 см., сильный, ловкий. Метко  стрелял из ружья, говорят, мог белке в глаз попасть . До войны работал в пекарне, на всю округу славился своей выпечкой . Любил работать у себя  в саду, ловить в речке рыбу . Детей было четверо: Надя ,Нина, Галя (моя мама) и Лида. Лида родилась в памятном 1941 году.
    Моя мама вспоминает :» Папа с работы приносил связку крендельков. Повесит мне на шею, а я выскочу на улицу и бегаю с ними по деревне. Ребятишки окружат меня, каждый просит кренделёк попробовать. Так я всё и раздам. Приду домой, отец спросит, где крендельки?» А я отвечаю:»Раздала», а он смеётся .
    Когда началась война, мой дед пошёл на фронт .
    О том, как воевал и как погиб муж, моя бабушка узнала в 1970-х годах от его однополчанина , который жил в соседней деревне. По его словам, командование очень ценило  старшего сержанта  Гордеева Александра Ф. за его ловкость, меткость и выносливость. Не единожды мой дед ходил в тыл врага за «языком» .
    В 1944 году на р.Проня (Белорусия) шли тяжелые бои . Было даже так, что одна и та же деревня или высота, за один бой переходила несколько раз из рук в руки.  В одном из таких боёв был ранен ст.сержант Гордеев, его положили  в офицерском  блиндаже . Когда в очередной раз высота оказалась в руках немцев, они обнаружили моего деда . Его пытали всю ночь, его крики долетали до наших позиций, красноармейцы слышали и  говорили : «Сашку пытают» и  рвались в бой, но приказ наступать был отдан только утром. Отбив у немцев высоту, в блиндаже красноармейцы нашли ст.сержанта Гордеева, у него выли отрублены руки и ноги, на груди выжжена звезда . Было ему 33 года.
    Получив похоронку, моя бабушка Татьяна Петровна, осталась с дочерьми одна. Голодали.  Бабушка заваривала в печке траву и тем кормила детей. Самая младшая Лида медленно умирала, она не ходила, а только лежала в кроватке . От голодной смерти  семью спас кот Васька( был огромный красивый ) . Почуяв бедственное положение, он как-то раз утром приволок и положил у двери полузадушенную курицу. Моя бабушка постучала пальцев коту по носу и сказала: «Не воруй больше,а то убьют» . Всё же изредка Васька таскал домой то кусочек мяса, то курицу. Однажды он не вернулся . Позже выяснилось, что попался на очередной краже и погиб. Но семья выжила !  Дочери выросли достойными людьми. Три старшие связали свою жизнь с Куйбышевской железной дорогой. Надежда работала проводником,Нина- стрелочницей, Галина- поездным диспетчером сначала  Куйбышевской, а потом Молдавской железной дороги, младшая Лида стала воспитателем в детском саду.
       Потомки Александра Филатовича- семеро внуков, пятеро правнуков и трое праправнуков.
       Похоронен ст сержант Гордеев А.Ф., командир отделения 1268-го стрелкового полка 385 СД , в д.Устье Чаусского района Могилевской обл. Белорусия .
      Погиб 16 января 1944 года .


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.