Кногиб

   На самом деле нашего военрука звали Алексей Николаевич. Как младшего Толстого. Такую странную на первый взгляд кличку ему дали те, кто закончил школу раньше нас. Все знали, что Кногиб - алкоголик. В свободное от уроков время он постоянно торчал у винного отдела гастронома на площади Бакинских Комиссаров. Однажды папа, который частенько забегал туда "отметиться" после работы, сообщил мне, что всегда угощает нашего военрука стаканом крепленого. "Кногиба?" - удивленно спросил я. Папа рассмеялся и объяснил мне, что среди ружейных приемов есть команда "К ноге!", которую с незапямятных времен произносят "К ноги!" и при этом в конце обязательно вырывается звук "п" или "б". У нас на уроках НВП ружейных приемов уже не было. Мы слушали рассказы об армейских уставах, о зарине и иприте, следя за тем как он постоянно облизывает пересыхающие губы, накрывая их попеременно одну другой.Ни в чем предосудительном на работе он замечен не был, разве что мог попросить кого-нибудь из нас сбегать за сигаретами. Знал его весь наш поселок и мама однажды в очень уважительном тоне сказала мне, что никогда не видела его небритым или в неглаженной рубашке. Не знаю, вел ли он застольные беседы "об огнях-пожарищах". Мы от него таких рассказов никогда не слышали. Как говорят сейчас: ничего личного.

   Через несколько лет после окончания школы я случайно познакомился с парнем, отец которого близко знал Кногиба. Оказывается, на страшной Финской войне было единственное средство избежать обморожения: в солдатский котелок с водкой крошили хлеб и медленно жевали его. Согревающее действие спирта таким образом растягивалось и это спасало бойца. Но потом он становился алкоголиком.

   Тогда, в начале 60-х, когда давно перестали платить за ордена, носить награды было "не модно". День Победы был обычным рабочим днем. И сегодня, вспоминая нашего военрука, мне хочется сказать добрые слова о людях, окружавших его. О моих родителях и моих одноклассниках, отдавших герою войны своё уважение. Пусть даже в виде стакана крепленого. Вечная ему память.


Рецензии