1. 3. Красиков Василий Сисоевич наставник Витебско

Дедушка, Красиков Василий Сисоевич, является самой значимой фигурой в нашей родословной. Это человек огромной духовности и гуманизма, умевший понимать и любить людей. 33 года он служил священником в Витебской старообрядческой церкви. Он глубоко верил в Бога и помогал людям найти к нему свою дорогу. Не случайно на его памятнике выбиты слова: Отец духовный (фото №17, приложение).
Василий Сисоевич родился 14 января 1890 года в крестьянской семье благочестивых староверов в д. Смоляги Полоцкого района Витебской области. Имея большое желание к изучению церковнославянской грамоты и знаменного (византийского) пения юный Василий с 13-летнего возраста стал усердно изучать под руководством старца-начетчика чтение, пение, а затем Святое Писание. Стал причетчиком храма местной старообрядческой общины, проживал при родителях, усиленно выполнял крестьянскую работу.
Во время венчания с Анной Купреевной отец Василия Сисой Па-хомович наделил молодую чету родовой иконой Николы Чудотворца. Эта икона слава Богу сохранилась и продолжает охранять наш род.
Со временем Василий и Анна решили построить себе новый дом. И построили большой, просторный, добротный на высоком фундаменте. Мать вспоминала, что в доме была русская печь, щит, кровать родителей железная, чёрная из кованных прутьев. Три дочери спали на одной кровати деревянной. Она была обнесена тонкой досочкой (дробиночкой), чтобы не упали. Были хозяйственные постройки, баня, колодец. Держали скот, земли было мало и та бедная, так как удобрять было нечем.
Постройка дома далась очень тяжело. Работали от зари до зари. Всё приданое золото Анны Купреевны ушло на стройку дома. Она не возражала, так как любила мужа. Вместе с ними жил дед Сисой Пахомович (фото №№18;19, приложение).
Мать Евдокия Васильевна вспоминала, что однажды возвращаясь с кирмаша вместе с супругой Анной Купреевной Василий Сисоевич потерял из прохудившегося кармана несколько золотых монет из приданого жены. Эти деньги предназначались на покупку материалов для дома. Какая же досада охватила их. Стояла распутица. Дорога была сплошной грязью. Так они заново обшарили руками всю грязь, вернувшись обратно. Но монет не нашли.
Несмотря на трудности, дедушка очень любил коней и они у него были. Периодически он их обновлял. Об этом он сам мне рассказывал.
Вместе с тем, время на дворе было не спокойное: коллективизация, раскулачивание. Дедушка мне говорил, что его минула первая и вторая волна раскулачивания. Находились более зажиточные люди.
Однажды он интуитивно почувствовал, что ему хотят сделать плохо какие-то три брата в той местности, отличавшихся бандитскими наклонностями. Тогда Василий Сисоевич взял и отогнал им свою корову. Те удивились. А потом один из них сказал:  «Так мы ведь собрались тебя убить».
В 1929 году дедушку вызвали в сельсовет. Председатель сельсовета сказал:  «Прости Василий Сисоевич, мы знаем, что ты человек хороший, но  больше кроме тебя раскулачивать некого». Дедушка ответил:  «Какой же я кулак. У меня и наёмных работников никогда не было. У меня три малолетних дочери: 8, 7 и 4 года». На что ему сказали: «Зато у тебя есть дом».
Василия Сисоевича и Анну Купреевну арестовали, посадили на телегу  с милиционером и увезли в Полоцк. Стоял октябрьский холод, шел редкий снег. Все трое дочек и дед Сисой Пахомович бежали за телегой, громко плакали и кричали. Отец махал им шапкой и крестился, мать громко голосила. Потом они отстали от телеги и вернулись домой. Но дом был уже закрыт и их не впустили. Всё их добро забрали: скот, картошку, капусту. Четыре долгих года три сестры скитались по чужим людям.
Дедушка вспоминал, что в ссылку в Сибирь их сначала везли поездом в товарных вагонах. Затем перегрузили на баржу и пошли они по реке Амур. В результате они оказались приблизительно в 700 километров за Хабаровском, станция Керби.
Василий Сисоевич был мастеровой с руками и довольно физически сильный. Его определили на стройку. Он частенько вспоминал один  случай. Работаю на крыше. Мороз сильный. Но от интенсивной работы я скинул верхнюю одежду и пою псалмы.  А внизу стоит охранник с винтовкой, мёрзнет в тулупе и говорит: «Вот хренов поп его и мороз не берёт».
С целью выживания дедушка ходил ловить рыбу на Амур. Одна-жды вечером, сидя в шалаше, он слышал, как подошел тигр и забрал рыбу. Ещё раз, возвращаясь с рыбалки, он увидел медведя, который вёл себя очень нервно и непредсказуемо. Он то забегал сзади, потом обгонял по тайге и снова чуть ли не перед носом пересекал лесную дорогу.  До посёлка идти было не мало. Он истово молился и медведь его не тронул. На подходе к посёлку Василий Сисоевич встретил охотников. Они были очень удивлены, что он остался целым и невредимым. И рассказали, что они убили медвежонка, а это была медведица его мать. И в таких случаях она обычно убивает человека. Вообще в тех местах медведи нередко нападали на ссыльных. Дедушка рассказывал, что при этом медведи как бы не любили видеть глаза человека перед смертью. Поэтому они лапой захватывали кожу головы с затылка и закрывали глаза.
Тоска по дочерям, по родине заставили Василия и Анну думать о побеге. Непосредственным начальником дедушки был какой-то мастер, судя по всему благородный человек. Однажды он подозвал Василия и сказал: «Я чувствую, что ты хочешь бежать. Я тебя понимаю. Но те китайцы, которые подрядятся проводниками в тайге, вас и убьют за ваши небольшие пожитки. Потерпите и я со временем вам помогу». Действительно, спустя некоторое время, им была выдана необходимая справка для легального проезда домой. Они пробыли в ссылке четыре года.
Не без больших трудностей Василий и Анна добрались домой и сразу же разыскали своих дочерей. Позже Василий рассказывал, что это Бог помог им вернуться. Отец Василия Сисой Пахомович умер в 1932 году за год до возвращения сына.
Поразмыслив над ситуацией, они решили покинуть Беларусь. Уехали жить в г. Гатчино в Ленинградской области к родному брату Парфению. Им выделили одну маленькую комнату. Василий Сисоевич смастерил кровать на подобие многоярусной. Поэтому младшая дочь Надежда спала почти под потолком.
Дедушка устроился на работу. Жизнь стала налаживаться, но ненадолго. После мытарств по чужим людям такая жизнь дочерям казалась сказкой. Питались обычно так: густой суп из чечевицы с перловкой и капустой. Вкусный. Мать Анна привозила из Ленинграда с рынка сушёные хлебные и булочные огрызочки. По воспоминаниям матери они были необыкновенно вкусные. Родители определили девочек в школу: Анна в 4 класс, Евдокия в 3-й, Надежда в 1-й. Евдокии и Надежде как младшим школьникам давали бесплатный обед. В то же время дочери сильно отличались от городских учеников: босые, деревенская одежда. Над ними смеялись. Тогда учительница Вера Петровна пригласила отца в школу и попросила привести внешний вид дочек в соответствие с другими учениками. Дочь Евдокия сидит в это время за партой, а над ней смеются. Василий Сисоевич за три дня сделал все, чтобы девочки чув-ствовали себя комфортно и не выделялись на фоне других. Успевае-мость их тоже стала хорошей.
Где-то через год дедушку вызвали в какую-то инстанцию и сказали, что они не могут проживать на территории Ленинградской области как бывшие ссыльные. Они уехали в Витебск.
Обладая хорошими знаниями Святого Писания, навыками визан-тийского пения и воздержной жизнью, Василий Сисоевич пользовался авторитетом среди верующих и в 1948 году был избран и благословлен в наставники Витебской старообрядческой общины. Он прослужил священником в Витебске 33 года до дня своей смерти (фото №20, приложение).
В 1974 году на Соборе Старообрядческой Поморской Церкви в г. Вильнюсе Василий Сисоевич был избран членом Духовной Комиссии при Высшем Старообрядческом Совете в Литовской ССР (фото №№21;22, приложение).
Сначала Красиковы жили в Витебске в частном доме по ул. 2-я Пригородная, где родился и я. Около 1956 года дедушка построил дом по адресу ул. 17-я Городокская, д. 45. Позже улицу переименовали в ул. Виноградовой по фамилии подпольщицы, которая жила на этой улице в годы Великой Отечественной войны (фото №23, приложение). В доме проживали: дедушка Василий Сисоевич, бабушка Анна Купреевна, мать Евдокия Васильевна, отчим Красавин Василий Парфенович и я, Сухарев Андрей Александрович.
У дедушки была своя небольшая отдельная комната и он очень этим гордился. После службы в церкви он приходил домой, обедал и пару часов отдыхал. На обед он любил супы с приправами из жареного лука, жареной селёдки. В целом питались скромно. Иногда с Севера к Василию Сисоевичу приезжали староверы и привозили снеток, корюшку. Я помню, периодически появлялся дедочек небольшого роста с беленькой бородой откуда-то с Севера. Он привозил нанизанные на нитки сушёные белые грибочки небольшого размера. Другой небольшой дедок из д. Плиговки Шумилинского района Витебской области иногда угощал собственным мёдом. Дедушка всех хорошо принимал, подолгу беседовал на религиозные темы. Из  Киева изредка  приезжал мужчина с мешком из рогожи, в котором лежали книги религиозного содержания. Они тоже долго разговаривали о книгах и некоторыми обменивались. Дедушка много читал. И часто ночью его можно было застать за чтением богослужебных книг. Обычно на табурете лежал толстый фолиант и он, наклонившись, делал карандашом пометки.
В свободное время Василий Сисоевич не любил сидеть дома. Он прогуливался по улице, сидел на крыльце дома, беседовал с людьми. Интересное наблюдение как он здоровался. Не важно кто это был: подросток, серьёзный человек или подспившаяся личность. При приветствии дедушка обязательно снимал шапку и затем следовал поклон головой. Раньше у староверов было принято при прощании не говорить «до свидания», а «простите ради Христа». Они вместо «спасибо» говорили «спаси Господи». К сожалению, постепенно было утрачено приветствие, распространенное ещё в XVII веке среди древлеправославных христиан. Так, вновь вошедший восклицал: «Христос среди нас!», ему отвечали: «Сейчас и всегда!».
Следует отметить, что дедушка стремился никогда не отказывать людям в их просьбах. Периодически по ночам в дверь раздавался стук. Дедушка вставал и шёл смело открывать дверь. Далее развивались похожие ситуации. Я это слышал, так как спал за тонкой деревянной перегородкой в другой комнате. Человек обычно сильно рыдал независимо от того кто это был женщина или мужчина. Было ясно, что у него случилось непоправимое горе:  убили сына, дочку или кто-то погиб. И ждать до утра человек не мог. Дедушка вникал в ситуацию, поднимал с пола убитого горем человека и как мог работал с ним зачастую до утра. Иногда он плакал вместе с ним. Под конец человек несколько успокаивался, настраивался на решение первоочередных необходимых дел. Василий Сисоевич мог дать сильную психологическую установку человеку жить, несмотря ни на что.
Василий Сисоевич активно поддерживал деловые и дружеские отношения со многими старообрядческими священниками: г. Видзы Брасловского района, г. Старая Русса, г. Невель, г. Вильнюс, г. Рига, г. Каунас, г. Москва,  г. Санкт-Петербург и др.
Долгие годы связывала дружба Василия Сисоевича с настоятелем старообрядческого храма в г. Видзы Браславского района Бирюлиным Михаилом Евстратьевичем. Оба они являлись членами Духовной Комиссии Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, оба приняли участие в известных Вильнюсских Соборах (1966, 1974). На Соборе в 1974 году они выступили с докладами по усовершенствованию функционирования древлеправославной Поморской Церкви от Белорусской ССР (фото №24, приложение).
Взаимопонимание и общее радение за процветание старой веры тесно связывало Василия Сисоевича с Председателем Духовной Комиссии Старообрядческой Поморской Церкви при Высшем Старообрядческом Совете в Литовской ССР и духовным наставником Каунасской старообрядческой общины Иосифом Иоанновичем Никитиным (1905-1996). Долгое время они плодотворно общались при личных встречах, а также ведя активную переписку. Иосиф Иоаннович родился в д. Аукштакальня Игналинского района Литвы. В 1966 году в Вильнюсе он избирается Председателем Высшего Старообрядческого Совета и Председателем Духовной Комиссии. Позже из-за его активной деятельности по объединению старообрядцев власти заставляют его уйти с поста Председателя ВСС, но он остаётся Председателем Духовной Комиссии и бессменным наставником Каунасской старообрядческой общины. Как и Василий Сисоевич Иосиф Иоаннович прожил 91 год и похоронен на Каунасском кладбище (фото №25, приложение). Иосиф Иоаннович Никитин достойно представлял и отстаивал позиции староверия. Он много раз встречался с высокими иерархами официальной патриаршей церкви и заслужил у них глубокое уважение и признание авторитета Старообрядческой Церкви.
Василий Сисоевич Красиков поддерживал тесные дружеские от-ношения с наставником староверской общины г. Старая Русса Новго-родской области Василием Николаевичем Николаевым (1890-1985). Наставником в Старой Руссе он служил 27 лет с 1958 по 1985 гг. Его отличали строгость в соблюдении церковных правил по старопомор-скому Уставу, нестяжательный и воздержанный образ жизни. Господь определил ему внезапную смерть, как он и предвидел. Такую же упокоённую смерть четырьмя годами ранее принял и его друг В.С. Красиков.
Постоянную заботу и искреннюю заинтересованность в жизни Василия Сисоевича Красикова, а также деятельности Витебской Поморской общины проявлял Розанов Олег Иванович, который является Председателем Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви и бессменным духовным наставником Невской Поморской общины в с. Рыбацкое под Санкт-Петербургом. По его инициативе в Рыбацком в мае 2006 года был проведён Третий Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви. Розанов Олег Иванович – доктор наук, обладает глубокими и всесторонними познаниями вероучения и священной истории. У него много научных и популярных публикаций.
На 90-летие Василия Сисоевича Красикова Розанов Олег Иванович от имени христиан-поморцев Невской Поморской общины прислал прекрасно оформленный поздравительный адрес. В нём, в частности, говорится: «Дорогой и почтеннейший Отец Василий! Посылая свои поздравления с днём Ангела Хранителя и тезоименитства, сугубо шлём приветствия по поводу замечательного и славного Девяностолетия Вашей жизни…!
За многолетнее служение, долготерпение в трудах и духовных делах, братолюбие и благосердие, за великую доброплодную и душеполезную деятельность на благо Церкви Христовой – Спаси Господи и Помилуй!
Как вещает евангелист «Пастырь добрый душу свою полагает за овца…» помози Господи исполнить и эту заповедь Христову, спасения нашего ради.
Желаем крепкого здоровья, долголетия, успеха во благих делах, крепости духовной и милости от Господа!».
С любовью и уважением,
все христиане с. Рыбацкое.
В Старообрядческом Церковном Календаре на 1956 год опубликовано фото хора Витебской старообрядческой общины. Эти люди составляли ядро общины и являлись ближайшими соратниками Василия Сисоевича. Следует заметить, что Василий Сисоевич, обладая данным ему Богом прекрасным сильным голосом и незаурядной личностью, создавал в храме особое торжественное молитвенное настроение (фото №26, приложение).
Вспоминаются имена наиболее активных и действенных участни-ков Витебской общины в 50-х годах: Паисий, Самсонович, Архип Ло-поухов, Ульяна Изотовна, Данила, Антон Фомич Мисурягин и др. В основном они проживали в районе Полоцкого базара и 5-го Полка, но некоторые жили дальше – на Марковщине, Песковатике (Самсонович). Все они были добрейшие и милые люди, но в то же время принципиальные поборники и защитники старой веры.
Особенно запомнилась колоритная личность Антона Фомича Мисурягина. Когда я ещё был маленьким, он приносил для меня свои журналы «Вокруг света», в которых было много интересных иллюстраций и фотографий. Антон Фомич постоянно вёл воздержанный аскетический образ жизни и тщательно соблюдал старообрядческие традиции. Он проживал в частном доме по ул. 4-я Полоцкая. Антон Фомич был удивительно крепким и предельно энергичным человеком и проработал на станкоинструментальном заводе имени С.М. Кирова до 100 лет. Он работал столяром-модельщиком в модельном цеху. Однажды ночью к нему в дом через окно проник грабитель. Антон Фомич в целях самообороны применил охотничье ружьё и убил его. Позже суд рассмотрел это дело и вынес оправдательный приговор. Антон Фомич активно за-нимался охотой и был заядлым грибником. Мать рассказывала, что когда они вместе ездили в грибы, то равных ему в сборе не было. В лесу он периодически ложился на живот и таким способом обнаруживал боровики и подосиновики.
Благодаря активному образу жизни, воздержанности, личностным качествам таким, как любовь к людям, умение принимать их такими какие они есть, умение прощать, отсутствие зависти, а также глубокой вере в Бога, Василий Сисоевич почти не болел серьёзно. Практически никогда не лежал в больнице. А если случалось какое-то недомогание, то обычно к нему привозили профессора Митрощенко, который жил на улице Кирова.
Дедушка любил всех своих четырёх внуков и уделял нам внимание. Играл с нами, боролся, делал «дубовую колоду», когда слегка прижимал нас (фото №27, приложение).
Несмотря на серьёзный духовный сан, Василий Сисоевич не был педантом, любил жизнь, понимал компромиссы, ценил юмор и мог красиво пошутить.
Он употреблял, например, такие поговорки: «Похвалился и зава-лился», «Без денег – бездельник», «На Бога надейся, но и сам не пло-шай» и др.
Заслуживает внимания следующее его изречение: говорят, что жизнь прожить это, мол, не поле перейти. Это ещё что. А вот как её дожить?
Дедушка несколько раз рассказывал свой сон-видение.
Как-то видит, с небес спустилась Пресвятая Богородица и говорит:
; Ты, Василий, служи, живи, а я когда надо будет, тебя позову.
Дедушка умер 21 сентября 1981 года на 91 году жизни. В этот день был праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Она призвала Василия Сисоевича. Он как обычно в этот день пришел из церкви. Дома были две дочери Евдокия и Надежда.  Пообедал и лег отдохнуть. Через некоторое время одна из дочерей говорит: «Мне кажется, он не дышит». Другая считала, что он живой. То есть дедушка умер очень легко и красиво, как он и мечтал.
Погребение о Василии Сисоевиче Красикове совершалось в храме Витебской Старообрядческой общины. Гроб с телом покойного несли на руках родственники. Вся улица была наполнена людьми. Приехало очень много верующих из других городов и районов. Чин погребения совершал председатель Духовной Комиссии Старообрядческой поморской церкви, настоятель Иосиф Иоаннович Никитин при участии члена Духовной Комиссии наставника Укмергской общины Н.И. Васильева и притча Вильнюсской общины.
По окончании погребения со словом соболезнования и назидания верующих выступил Председатель Духовной Комиссии настоятель И.И. Никитин.
В некрологе, подписанном Председателем Высшего Старообрядческого Совета в Литве Егоровым Иваном Исаевичем и опубликованном в Старообрядческих Церковных календарях на 1983 и 1984 гг., говорится: «За всё время служения наставником, он являл собой пример достойного пастыря среди наставников и прихожан…
Да упокоит Господь душу отца Василия в небесных селениях».


Рецензии