Введение

С укреплением независимости и суверенитета белорусского госу-дарства наблюдается активный рост национального самосознания населения. В этой связи возрастает интерес граждан к истории и краеведению своей Родины, её национальным традициям, обычаям, её прошлому.
Значительный пласт в общую культуру Беларуси внесло переселение сюда с середины XVII века  большого количества староверов, бежавших из-за раскола и гонений со стороны властей. Представляет научный и краеведческий интерес особенности расселения староверов в северной части Беларуси, а именно на Витебских землях. На Витебщину в основном бежали старообрядцы с Новгородской земли и Поморья. Заслуживают также внимания вопросы их адаптации и трансформации в белорусское общество.   
Первые поселения староверов на Витебских землях зафиксированы в 1655 году вокруг Браслава и Видз, на территориях нынешних Витебского, Полоцкого и Лепельского районов, Динабургском уезде и в 1694 году – в Невельском уезде. На Витебщине первыми духовными наставниками староверов были Феодосий Васильев, Филимон Петрович, Степан Афанасьевич.
В последнее время в научных кругах возникают дискуссии о значении понятий «старовер» и «старообрядец». В нашем обществе на обыденном уровне давно закрепилось понятие «старовер», например, говорят: «Староверы Лыковы» и т.п. В то же время лингвистический смысл слов вера и обряд разный. Обряд – это религиозный ритуал, традиционные действия, но это не дух, не воля и т.д. Большая Российская энциклопедия (Москва, 2006) даёт следующее определение веры: «Вера – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция,  и одновременно психологическая установка, включающая: во-первых, принятие определённых утверждений (догматов) и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям; во-вторых, личное доверие к Богу…, в-третьих – личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдаёт себя» [1, с.148]. По большому счёту термин «старообрядчество» не отражает в полной мере духа, сути людей, сподвигнувшихся на самоотверженное не подчинение сильнейшему давлению со стороны царской власти и официальной церкви и доб-ровольно принявших на себя неслыханное самопожертвование во имя старой веры. С середины XVII века староверы явились воплощением духа свободы, истинного братства и в большой степени, чем казачество стали олицетворением истинной Руси.
Наряду с этим, не следует запутывать очевидное и уводить в сто-рону читателя излишними усложнениями и деталями. Для большей объективности обратимся к двум авторитетным источникам: «Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах», изданная в Москве в 2006 году и «Беларуская энцыклапедыя», изданная в Минске в 2002 году.
Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах даёт следующие определения:
«Староверы – общее наименование последователей ортодоксального православия до церковной реформы патриарха Никона, так называемых старообрядцев» [2, с.583].
«Старообрядчество – раскольничество, староверие, совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в результате раскола Русской православной церкви в середине XVII века» [2, с.583].
Белорусская энциклопедия даёт следующее толкование:
«Стараверства – рэлігійная плынь, якая узнікла у 2-й пал. XVII стагоддзя ў выніку расколу ў Рускай праваслаўнай царкве і адмовы часткі насельніцтва прызнаць царкоўныя рэформы патрыярха Нікана» [3, с.154].
«Стараабрадства – тое, што стараверства» [3, c.153].
Как видим, академические энциклопедические издания практиче-ски отождествляют понятия «старовер» и «старообрядец». Исходя из этого, они используются в книге одновременно как равнозначные и, таким образом, как бы, уравновешивают друг друга.
В принципе, сегодня с позиции современного взгляда на исторические события, связанные с расколом можно утверждать, что старообрядчество в те времена, явилось носителем инакомыслия. Оно также помогало сохранять принципы гуманизма, человеколюбия, помощи и укрывательства гонимых людей в достаточно неблагоприятных условиях жёсткого царского режима и подавления всякого стремления к свободе. Соблюдение вышеназванных общечеловеческих принципов у староверов можно было наблюдать и в гораздо более позднее время. В октябре 2015 года в очереди в ГАИ один мужчина под шестьдесят рассказал мне историю своего деда. В 30-х годах его дед был раскулачен и сослан в Сибирь вместе с женой и двумя несовершеннолетними детьми. Закон тогда был гуманен и их несовершеннолетних детей оставили на попечение родственников, у которых и своих детей было мал мала.
Они плыли на барже по большой сибирской реке. В какое-то время дед выбрал момент и подошёл к конвоиру, достал из распоротой подкладки старой телогрейки несколько золотых монет и попросил у него содействия в спасении. Конвойный всё быстро понял и сказал, что вскоре будет излучина реки, глубина там небольшая и им надо спрыгнуть за борт. Пока охрана разберётся, что к чему, они уже достигнут берега. Всё так и вышло. Когда они были уже далеко от баржи, то услышали несколько запоздалых выстрелов. Они стали вновь вольными. Им повезло: недалеко в тайге они вышли на небольшое поселение староверов. Те с пониманием приняли беглецов, хотя по тем временам это было очень опасно. Дед с семейством осел возле староверов. С их помощью они раскорчевали участок тайги и постепенно стали с большими трудами обживаться. Через несколько лет они были раскулачены повторно.      
Спустя много лет, А.И. Солженицын, рассуждая о появившемся новом принципе советской эпохи «важен результат» (имеется в виду любой ценой) пишет: «Откуда это к нам пришло? Отступя лет 300 назад, – разве с Руси старообрядческой могло такое быть? Это пришло к нам с Петра, от славы наших знамён и так называемой «чести нашей родины». Мы придавливали наших соседей, расширялись, – и в отечестве утверждалось: важен результат» [4, с.563]. 
Особенно много старообрядцев выбрало себе место проживания в Полоцком уезде и, в частности, в д. Жарцы. Это Родина моих предков Красиковых. Даже некоторые официальные лица Русской Православной Церкви (РПЦ), например, архиепископ Полоцкий и Витебский Василий в 1835 году отмечал, что особенно раскольники деревни Жарцы отличаются своей храбростью, стойкостью и готовностью всегда дать приют преследуемым.
Многим нынешним белорусам стало присуще восстанавливать свои генеалогические древа, делать родословные росписи. Известно, что на Кавказе можно наблюдать типичную картину, когда аксакалы в ауле, сидя в тенёчке, смотрят, как играют и резвятся местные ребятишки. Иногда они могут подозвать кого-либо из них и попросить ребёнка назвать своих предков и, если тот не вспомнит их до седьмого колена, то старцы объявят позор его родителям. Действительно, история страны не может существовать в отдельности от судеб конкретных людей. Родословные наполняют конкретным содержанием и помогают устранять пробелы в информации, передаваемой последующим поколениям. Важно зафиксировать имеющиеся сведения и факты, так как многое уже утрачено.
Северная Беларусь, часто называемая Белорусским Поозерьем, имеет свои уникальные природные и этнографические особенности. В XIX веке этот край исследовали и описывали такие известные историки и этнографы, как А.К. Киркор, А.М. Сементовский, К.С. Стецевич, писатель Ян Барщевский и др. В частности, они отмечали, что народный этнос, мифы, легенды особенно развиты в Витебской и Могилёвской губерниях, но больше в окрестностях Полоцка. Сравнительное краеведение позволяет отчётливо выявить основные тенденции в социально-культурных преобразованиях, происходящих во времени на территории правобережья Западной Двины. Нынешнему поколению в условиях вездесущей глобализации особенно важно сберечь природу Поозерья, традиции и обычаи людей, его населяющих.
Литература:
1. Большая Российская энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая научная энциклопедия», 2006. – Т.5. – С.148.
2. Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах. – М.: Терра, 2006. – Т.47. – С.583.
3. Беларуская энцыклапедыя. – Мінск, 2002. – Т.15. – С.154. 
4. Солженицын, А.И. Архипелаг Гулаг / А.И. Солженицын. – М., 1989. – Т.2. – С.563.
;


Рецензии