Воспоминания об отце

Я родилась летом 1941 года. Уже месяц шла война. Враг рвался к столице. Москву надёжно защищала противовоздушная оборона. Свой смертоносный груз вражеские бомбардировщики сбрасывали на подмосковные города. Наш дом вскоре превратился в руины. Отец после окончания в 1940 году Ленинградского военного училища служил в пехотных войсках и с первых дней войны был на фронте. Линия фронта стремительно приближалась. Эшелоны с эвакуируемыми гражданами двигались на восток. Отправилась в эвакуацию и наша семья в составе бабушки (а ей уже за шестьдесят!), её дочери, едва оправившейся после тяжёлых родов, двухлетней внучки и меня, новорожденной.

О тяготах военного времени я узнала уже в зрелом возрасте из письма моей матери к родственникам. Оно датировано 1944 годом, а мне передано спустя много лет из архива той семьи, которой и было адресовано. В письме мама сообщала, что от Коли (моего отца) нет никаких весточек. Описывала как в неотапливаемых вагонах товарных поездов, двигавшихся без расписания, порой теряя друг друга, никому не нужные, голодные, больные, мы колесили по стране и добрались аж до Алтая. Мои пелёнки мама и бабушка сушили на себе. Пропитание добывали с огромным трудом.

Отыскался отец в конце 1943 года в госпитале — получил тяжёлое ранение. Наладилась переписка. По его рекомендации мы перебрались из Алтайского края в Подмосковье.

В мае 1945 года пришла долгожданная Победа. Ждали возвращение отца. Меня, уже четырёхлетнюю, готовили к первой встрече с ним. Показывали довоенные фотографии, где изображен папа — темноволосый улыбающийся молодой человек с лейтенантскими петлицами на вороте гимнастёрки. Спустя четыре года с войны прибыл совершенно седой мужчина — гвардии подполковник в брюках галифе, заправленных в сапоги, в кителе с погонами и наградами. Все эти новые для меня слова я узнала от папы.

Отец не курил, поэтому вместо табачных изделий на паек получал американский шоколад. Вместе с отцом в наш дом вошел чарующий шоколадный запах. До сих пор помню эти американские круглые шоколадки в прозрачной обертке, аккуратно собранной складочками у центра и заклеенной золотистым кружочком.

Отца направили служить в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Там мы прожили два года. Из этого периода мне запомнились поездки по горной Военно-Грузинской дороге, Казбек — белая гора с ледовой вершиной, с которой связано много легенд. По одной из них к горе прикован цепями титан Прометей, похитивший для людей огонь, и уже много веков по вечерам прилетает Орел Зевса, раздирает когтями тело титана и клюёт его внутренности; тогда в горах раздаётся стон...

Благодаря отцу будучи ребёнком, я научилась уважительно относиться к природе, почувствовала особую магию гор, притягивающую красотой и силой, вызывающую шквал положительных эмоций, которые описать простыми словами невозможно, но они запоминаются на всю жизнь.

Летом 1947 года отец демобилизовался и мы переехали в Краснодар. Город в руинах. Царит послевоенная разруха. Ещё не разобраны груды развалин даже на главной городской улице. Мама так и не отошла от нервных потрясений военного времени,
страдает сердечным недугом. У бабушки мизерная пенсия. Чтобы обеспечить семью, отец устраивается работать экспедитором с надбавкой к заработной плате за командировки. Он редко бывает дома, но его возвращения из командировок всегда праздник.

Отец состоял в коммунистической партии. Много позже я узнала, что среди коммунистов встречались разные люди. Он же относился к тем, кто общественное ставил выше личного, не искал от членства в партии каких-либо привилегий. Эти убеждения сохранил до конца своей жизни. В наградных документах отец охарактеризован как мужественный человек, принимающий огонь на себя, смело рвущийся в бой, ведущий бойцов за собой в атаку. Такими же преданными делу коммунистами были и его фронтовые друзья, с которыми я после ухода отца из жизни поддерживала связь до их последних дней.


Рецензии
Вот такими, как Ваш отец, и были настоящие фронтовики, воевавшие за освобождение своей Родины и ничего для себя лично не просящие. Светлая память освободителям..

Наталья Гузева   30.09.2018 17:16     Заявить о нарушении
Благодарю.
Галина.

Галина Дейнега   30.09.2018 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.