Афганский дневник. Часть 6. Октябрь, ноябрь

3 октября 1983 г. Все проходит, а хорошее - особенно быстро. За это время уже немного привык к мирной жизни, правда каждую ночь летал, стрелял и командовал ударами во сне.
4 октября 1983 г. В Москве двухчасовая задержка с вылетом, наш Ил- 86 в Ташкент неисправен, и пассажиров делят на два рейса Ил-62. Встречаемся с Володей Свириденко в Чирчике, ночью у диспетчера с горем пополам составляем и подаем заявку на завтрашний перелет.
5 октября 1983 г. Удивительно, но наша «кривая» заявка прошла. По дороге на завод  в дополнение к запасу белорусского пива загружаемся более крепкими напитками.  Кое- как дотаскиваем тяжелые парашютные сумки и с трудом находим на аэродроме свою брошенную10 дней назад спарку. Самолет топливом так и не заправлен, воздуха тоже нет. Находим топливозаправщик и воздушник, сами заправляем и укладываем все вещи. Хорошо, что повесили АПУ-13М, в них зашло 16 бутылок, остаток кое-как  укладывается в кабинах. Едем в ЛИС, получаем добро на вылет. На стоянке нет ни одного техника, вручную выкатываем  самолет со стоянки на РД. Кое-как вылавливаем АПА, сами вынимаем чеки, запускаем, водитель отсоединяет жгут АПА, выруливаем и взлетаем. Набор высоты на форсаже над аэродромом, далее курс на Самарканд, а затем на Кокайды.  Там нас быстро заправляют, немного ждем, чтобы для нашего сопровождения с Баграма кто-нибудь взлетел – ведь одиночные полеты запрещены. После взлета связываемся с Виталием – он на спарке взлетел на разведку погоды в районе предстоящего удара и изображает по радио наше сопровождение. Встреча на аэродроме и раздача подарков. Обратный путь на этот раз занял  36 часов.
6 октября 1983 г. Первые вылеты после возвращения из Союза. 3 октября над Пачахаком сбили Ми-24 местной отдельной  вертолетной эскадрильи. К сожалению, на борту оказался лишний, попросился в полет техник-лейтенант из группы РЭБ. Из четверых остался в живых оператор, которого при взрыве вертолета выбросило из кабины. Сегодня деревянные ящики с цинковыми гробами везут на БТРах от стоянки вертолетов к шестой РД, где стоит Ан-12, увозящий их в Союз. После взлета звеном делаем проход над  строем эскадрильи, при возвращении назад еще два прохода – это нужно уже живым.
Но жизнь продолжается, через час на аэродроме вновь шутки и смех. Это отнюдь не неуважение к ушедшим, это насмешка над смертью, ведь стреляют в каждого. Впрочем, наверное и те, кого сейчас отвозят в цинковых ящиках, тоже думали, что с ними ничего не случится. В последнее время в голове часто вертится куплет из песни:
«Напишу через час после смерти…»
7 октября 1983 г. Командир и замполит улетели в Шиндант и Кандагар, навестить вторую эскадрилью. Используем для этого свой транспорт – МиГ-21 ум.
Вечером отмечаем день рождения Светы - Виталиной супруги. По этому поводу приготовил фирменное блюдо - спагетти с сыром, чесноком и грибами,  пока готовил, весь модуль «стоял на ушах» от запаха. Уговорили привезенную из Союза бутылку водки. Ночью с опозданием вспомнил про Светкино напутствие  поцеловать от нее Виталика ровно в девять вечера по Москве.  У нас это в 23-30, Витюля уже храпит, лезть к нему ночью с поцелуями не решился - может не так понять!
9 октября 1983 г. Становится прохладнее. Чувствуя холода, все окрестные мыши переселяются ближе к теплу. По ночам  бегают по столу, стенам и потолкам, сгрызая все съедобные и несъедобные вещи. У Виталия мыши обгрызли шлемофон.  После  обнаружения  в кружке недопитого спирта одной особи, умершей в пьяном счастье, Виталий «вырыл топор войны». Имеющаяся в арсенале мышеловка, установленная в высотном домике, с задачей явно не справлялась. Я вспомнил и предложил училищный способ. На полевом аэродроме в училище, мы боролись с мышами электричеством, подключая один провод к рамке с приманкой, а второй - к металлической подставке с мокрой подсоленной тряпкой. Однако предложенное варварство Виталий отверг по причине небезопасности, и выбрал гуманные биотехнологии. С котами в Афганистане было плоховато, но нашлись другие хищники - вечером Виталий притащил в комнату ежа. Еж, правда, был явно не наш, немного похож на зайца - с огромными длинными ушами. По случаю очередного обострения у штурмана одноименной болезни, ежа назвали «Радик». С агрессивностью зверушки вышла промашка. Первоначально Виталий объяснял, что тот ночью съедает мышей без остатка с хвостом. Но при таком мышином изобилии днем еж с удовольствием ел мух, арбузные корки и яблоки. Помещенный для охраны летного снаряжения на старте, еж стал какой-то квелый, от холода все время норовил впасть в летаргический сон. Пришлось возвращать питомца в тепло, где он раз даже проявил хищные наклонности, укусив хозяина за палец – не любят животные нетрезвых! Попытка натаскать охотника закончилась тем, что мышь, убитую ножом на стенке,  ежик все же  сгрыз, после чего «отключился» на неделю.
- Не сезон, впал в спячку, – объяснил неудачу Виталий.
10 октября 1983 г. Два вылета. Сегодня днем разведчики привезли «духа» и фотопланшет цели. Размещаемся за столом в нашей комнате и начинаем «викторину». Первоначально дух тычет пальцем в совсем другой кишлак. Показываем на ошибку, и просим рассказать, как проехать к нужному дому по дороге. Вот поворот, арык, виноградники, вот этот! «Едем» с другой стороны, получается совсем другая картина. С третьей стороны опять нестыковка. Так, «поползав» по фотопланшету около часа, наконец, устанавливаем истину,  находим нужную цель, которую и уничтожаем в вечернем ударе. 
Наш старший штурман после дня рождения супруги, а так же по случаю обострения радикулита, объявил себе «сухой закон» на две недели и пока его соблюдает, мы тоже солидарно страдаем. Сейчас варит кипятильником в трехлитровой банке компот из  яблок. А еще по утрам он стал делать зарядку. Она проходит в основном  в постели, когда Виталий в темноте начинает качаться на пружинах, усиленно дышать и шевелить пальцами ног. Затем в упражнение включаются и пальцы рук. Налицо положительный эффект, мы без будильника просыпаемся от интригующего скрипа кровати, вздохов и шевеления воздуха. Только бы не перетренировался!
Теперь ужинаем два раза, второй раз дома – на почве абсолютной трезвости у Виталия проснулись аппетит и кулинарные таланты. Меню - от харчо из концентратов до жареной картошки или яичницы, это помимо ежедневного компота, который уже полностью сменил квас. 
11 октября 1983 г. Нет, со штурманом надо что-то делать! Сегодня из-за него вставали три раза. Первый раз Виталий, услышав во сне писк невыключенного приемника, принял его за будильник, встал и, не посмотрев на часы, стал бриться и расталкивать нас. Мы вскочили, но, продрав глаза, засомневались – как-то совсем не выспались. Сверив часы, которые у всех показывали  01-30, и, сказав Витюле, о том, кто он есть на самом деле, снова захрапели. Похоже, у штурмана  появляются начальные признаки шизофрении – налицо обострение чувства ответственности. Второй раз будильник зазвонил в 3-30 вместо 4-45. В конце концов, утром чуть было совсем не проспали, так как в нужное время будильник вообще не сработал. Надо будет попросить доктора, чтобы вколол Витюле что-нибудь успокоительное.
Выполнил сегодня четыре вылета, раз снова полетал над целью на сверхзвуке, по четвертой цели предварительно летал на вертолете с «духом» ее посмотреть.
12 октября 1983 г. Неприятный случай, совершенно случайно не окончившийся более печально, капитан А.Косарев поймал при атаке цели осколок от С-24. При  пикировании на цель вдоль склона горы, после пуска С-24 одна ракета взорвалась с большим недолетом. Осколок весом свыше килограмма, пробил конус воздухозаборника и застрял в антенне РЛС. Обнаружили его после посадки. Попади он в другое место, последствия были бы гораздо хуже. Провел с летчиками занятия по выбору направления атаки с разными типами боеприпасов.
15 октября 1983 г.  К нам снова понаехали гости из Ташкента, теперь с итоговой проверкой за год. Противнее мероприятия, чем итоговая,  в армии нет. Чувствуешь на ней себя если не преступником, то полным идиотом. 
Хотя планы боевой подготовки уже сделаны и даже отмечены выполнением, но вопрос со строительством явно не закрыт. Все, на что у нас хватило выдумки, это новый туалет. Да и построили его не в пылу строительного энтузиазма, а по причине полного заполнения старого. В Шинданте дела лучше, там строят новую баню с бассейном. Зато у нас сортир получился монументальным, года на три, с ямой глубиной метров десять, перекрытой  аэродромными металлическими плитами. Одно плохо - нахождение на такой высоте на шатком вибрирующем полу с дырками среднего диаметра очень сильно отвлекало от естественных процессов. После торжественного пуска сооружения прапорщик с ОБАТО от страху уронил в бездну свой пистолет, эта история о трудных  поисках  личного оружия  быстро распространилась далеко за пределами Баграма. Вскоре после этого происшествия Виталий заглянул в политотдел к секретарю парткома Николаю Николаевичу Барабашову:
- Коль, есть, чем почистить ПМ?
 Коля простодушно откликнулся:
- Возьми в тумбочке, что так срочно?
В ответ Виталий с грустной рожей протянул Коле свой «Макаров», из дула которого закапала какая-то коричневая жидкость:
- Вот посмотри, тоже с сортир уронил, еле нашли - почистить надо!
19 октября 1983 г. Виталий на почве болезненной трезвости, серьезно обеспокоился предстоящей сдачей марксистко-ленинской подготовки, даже стрельнул в политотделе занюханный конспект первоисточников.  На сон грядущий читает выдержки из классиков и мучает нас идиотскими вопросами. Я на конспект плюнул, ну нет его, как никогда  не было, 10 минут «позора» и потом полгода спокойной жизни до следующей проверки! 
20 октября 1983 г. Погода потихоньку портится, часто горы закрыты облаками, сегодня даже моросит дождь. Горы снова покрыло снегом. По радостному поводу сдачи ненавистной марксиско-ленинской, Виталий отменил алкогольное воздержание. Вечером, после торжественного сжигания в курилке конспекта, слегка обмыли событие.
 25 октября 1983 г. Четыре месяца в Баграме. Итоговая проверка, наконец, завершилась, на подведении итогов  просто тошнило. Оказывается, то, ради чего мы здесь, никому вверху не нужно. По их пониманию, нам надо сидеть, тихонько отбивать вылеты по погоде и чего-нибудь строить. То, что за тот же период мы выполнили на 50% больше, чем наши предшественники  боевых вылетов, и израсходовали в два раза больше боеприпасов, даже не вспомнили. Так как  почти ничего не построили, поставили с натягом «хорошо» с минусом, почти что три. Если бы возвели еще парочку сортиров, может быть и вытянули бы на 4 без минуса!
26 октября 1983 г. Обычные три вылета.
У нас появляется совершенно особые навыки визуального полета. Ловишь себя на мысли, что если ранее большую часть внимания занимала внутрикабинная информация, то сейчас в кабину почти не смотришь, лишь иногда, высота, скорость, еще реже курс. Сейчас  обнаружить и обойти в наборе эскадрилью вертушек, разойтись на перевале со звеном Су-25, или выполнять удар по цели, в километре от которой долбит свою цель «Град», стало совершенно обычным делом.
Продули афганцам в волейбол – стыдоба. Сказывается, что своей площадки нет – вот, может быть, что стоит нам построить. Правда, такого места, закрытого как у них  от ветра  большими деревьями, у нас нет. У нас растут возле арыков тощие ивовые кусты, на который прячутся большие стрекочущие цикады – предмет охоты шустрых местных воробьев.
В городке живет десяток собак. Три из них Душман, Лариска и Мальчик  - наши, «летные». Собаки давно уяснили, что мы завтракаем на аэродроме, а обедаем и ужинаем в столовой, поэтому на завтрак, обед и ужин ездят с нами на автобусе. Никогда не опаздывают, смело занимая лежачие места на полу нашего видавшего виды старого ЛАЗа. На стоянке псины метров за сто отличают наших от афганцев, которых сопровождают громким лаем, норовя укусить. Особо достается велосипедистам, сегодня еще одного «завалили», за что и получили дополнительную порцию  тушенки.
29 октября 1983 г. События этого дня навсегда останутся в памяти. Три желтые страницы с записью радиообмена с магнитофонов на КДП и Ан-26РТ. Начало записи в 12 часов 03 минуты, конец в 12 часов 36 минут, всего 33 минуты, определившие выбор между жизнью и смертью.
День начался бестолково. Назначенные на утро удары по группе опорных пунктов «духов» в ущелье юго-западнее Бамиана не состоялись. Сначала вертушки ПСО опоздали с вылетом, потом оказалось, что цель закрыта облаками. К полудню погода улучшается, и мы получаем приказ на вылет. По замыслу моя пара (в тот день вместо В.Скворцова, который дежурил в ДЗ, я летал с капитаном С.Путятиным – позывной 545) подавляет средства ПВО, вторая  пара (штурман полка Виталий Евтухов - 907 и начальник разведки Игорь Долгих - 908), а так же летчики последующего звена - нашего командира полка Петра Петровича Тарасевича (901), наносят удар по целям бомбами. У нас с Путятиным по четыре разовых бомбовых кассеты РБК-250АО2,5,  у остальных - по две пятисотки ФАБ-500ШН. Нормальных бомб на складе сегодня нет, тыл за нами не успевает, приходится возить духам то, что осталось. Взлетаем, разворот с набором высоты на запад. Справа внизу остается Бамиан со знаменитыми статуями Будды в скале и пещерным храмом. Пара вертушек ПСО уже ждет в десяти  километрах севернее цели.
Ущелье довольно глубокое – даже с пикирования заход только с двух сторон. Мы с Путятиным в двух заходах сбрасываем РБК - они рассыпаются по склонам у цели небольшими вспышками осколочных бомб. Виталий атакует с курсом на север, пикирование, сброс, видны тормозные парашюты штурмовых бомб, взрывы, расходящийся круг ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. Солнце в зените  - огонь с земли не виден.
12 часов 03 минуты - 103 (представитель ВВС 40 Армии на борту АН-26рт) , 905 отработал?
 - 905, работает ударная группа.
Замыкающий в нашей группе Игорь Долгих вводит в пикирование вдоль ущелья с курсом на юг.
- 908, на боевом 180.
12.04. Слежу за ним, сброс, парашюты бомб, взрывы, вывод! Через несколько секунд:
- 908, загорелась  лампа «Пожар»!
- (905) Проверь параметры двигателя. Дыма за тобой не вижу.
- 908, нормально.
- 907, пожар не подтверждаю.
- 103, кто доложил пожар?
- (905) У 908 сработала сигнализация.
12.05 – 908, лампа погасла.
- 908,  упало давление в основной гидросистеме.
Совокупность отказов настораживает. Сигнализация о пожаре иногда срабатывает из-за отказа датчиков, но сейчас еще и отказ гидросистемы.
- (905) Проверь  давление в бустерной.
-  908, в норме.
- (905) Давление в основной?
- Ноль.
Догоняем в развороте самолет Игоря. Развернувшись на восток, медленно набираем высоту.
12.07 – (905) 103, передайте на «Элипс» (сменный позывной Баграма), пусть обеспечат 908 внеочередную посадку.
-  «Элипс», 103 обеспечьте 908 внеочередную посадку.
- «Элипс» понял.
Под нами сплошные горы, вертушки ПСО остались над целью. События продолжают закручиваться в невеселую спираль.
12.09 - 908, в бустерной тоже упало! 
- (905) Как управление?
- (908) Пока управляется.
Гидроусилители стабилизатора необратимой схемы, при полном падении давления в обеих гидросистемах ручку самолета в продольном отношении заклинивает. По крену, правда, можно управлять с большими усилиями. Сесть в таком случае нельзя, но, чтобы не прыгать в горах,  можно управлять по тангажу изменением оборотов. Устойчивый по скорости самолет при ее увеличении набирает высоту, а при торможении опускает нос. Так можно дотянуть до аэродрома - катапультироваться у аэродрома в охраняемой зоне как-то веселей. 
- (905) 908, сбалансируй на этой скорости.
- (908) Сбалансировал.
- (905) 907, стань ближе слева.
Виталий переходит влево.  Подхожу ближе. По фюзеляжу снизу красноватые  разводы от текущей гидражки, за хвостом серебристый след, очевидно керосин – повреждены баки или трубопроводы. Если течет керосин, хватит ли до дома?  Связи с аэродромом еще нет – мешают горы.
12.11 -  (905) 901, передай на «Элипс» - пару  ПСО в воздух.
- «Элипс», 901, подними пару ПСО.
- «Элипс» понял.
- (905) 908, как управление?
- (907) Управляю.
- 901, все на точку.
Под нами горы и ущелья, здесь быстро не найдут! До аэродрома еще километров сто. Томительно тянется время, кажется, висим на одном месте. Наконец, впереди появляется темное пятно долины.
12.14 – (КП)  905, Ваше удаление 55.
Горный хребет заканчивается, должны выйти к посадочному курсу на удалении около 40 км.
12.15 – 908 загорелась лампа «Масло».
- (905) Давление масла?
- 3,5.
Под нами плоское предгорье, далее зеленка.
12.17 - 239 (позывной ведущего Ми-8), взлет.
- Взлетайте.
Это руководитель полетов Анатолий Иванович Кулешов отловил пару Ми-8, севшую на площадке Баграмского госпиталя,  направляет ее нам навстречу.
12.18 – 908, будем снижаться?
- (905) Снижаемся.
Вдруг за хвостом самолета Игоря возникает и разрастается почти без дыма, в полной тишине длинный, метров на 20, колеблющийся огненный хвост – картина, в реальность которой трудно поверить.
12.19. – (905) Игорь горишь, прыгай!
- (907) 908 , катапультируйся, горишь!
Доли секунд растягиваются в вечность, почему не прыгает?
Кричим еще раз в эфир одновременно с Виталием:
 - 908, катапультируйся!
У нас время остановилось. Почему ждет? Ведь обычный исход пожара – взрыв баков. Наконец, отлетает фонарь, вспышка, и кресло с летчиком выбрасывается наружу. Горящий самолет, медленно опуская нос, заваливается влево и крутой спиралью уходит вниз. Все внимание креслу. Вот точка разделяется  на две части, и раскрывается купол парашюта. Высота 2500 (4000),  встаем в круг.
- (905) Парашют раскрылся,
12.19 - (РП) 239 связь с 905.
- 413 (ведомый Ми-8) на месте.
- 905, я 239.
- (905) 239 подходи по посадочному курсу удаление 30-32.
- (РП) 905, остаток?
- 700, наблюдаю 908, высота 2000.
- 905, 239 отхожу с курсом 220.
- (905) С этим курсом.

12.21- (239) 905, какой населенный пункт?
Достать карту и искать название невозможно:
- (905) По посадочному,  километров 10 юго-западнее Карабага, большое ровное место.
- (РСП) 905 ваше удаление 32,  азимут 210.
- 905, на посадочном, южнее Карабага.
- (РП) В азимуте 200- 220.
 Крутим пологую спираль со снижением. Внутри разворота маленькая фигурка на парашюте. Помочь Игорю уже не в силах!
- (905) Высота парашюта 1200.
- (905) 239, подходи правее большой дороги, характерный вход в ущелье справа от дороги, большое желтое место.
12.22. - (РП) 545, остаток?
-  450.
- (РП) 907 и  545, на точку, на восьмой – РП понимает, что они уже лишние.
12.25 – (905) Парашютист приземлился! 239, смотри, открытое место, желтое пятно, южнее парашют.
-  (РСП) 905, уменьшите радиус виража.
- 905, сейчас прохожу над ним, перпендикулярно большой дороги грунтовая, южнее ее метров 300.
-239, подхожу на 2000.
Снижаюсь, от места приземления до ближайшей крепости метров 200, рядом  несколько колодцев. К парашюту бегут несколько человек. Вертолетчики уже надо мной.
- (239) 905, это ты в вираже внизу?
- (905) Прохожу над местом, парашют южнее белого пятна.
 - (РП) 905, остаток?
- (905) Пока побуду!
12.29 – (905) 239, смотри, обозначаю место из пушки.   
Отхожу в сторону, разворот. Кнопка перезарядки - пушка отзывается глухим стуком под фюзеляжем. Пологое пикирование. Пора! Длинная очередь, торопливое рокотание пушки, выбрасывающей по 50 снарядов в секунду. Первые разрывы ложатся правее парашюта возле  фигурок людей, конец очереди крошит стены дувала.
- (905) 239, смотри северо-западнее разрывов, парашют. Пыль видишь, он вначале трассы.
- (239) Не вижу.
- (905) Смотри пыль, северо-западнее белый паращют.
- 413, наблюдаю.
- 239, где?
12.30 -  (413) Он подо мной, маленький белый парашют, южнее его лежит.
- (413) 239, переводи на снижение.
- 239, куда снижаться?
- 413, виноград, справа в районе первых выстрелов, по дороге влево и туда.
12.32 - (413) 239, пройдите по дороге.
- (413) 239, вправо 30.
- (413) 239, наблюдаете слева?
- (239) 413, слева впереди?
- 239, наблюдаю парашют.
- 239, сажусь.
Все, мне пора уходить, топлива почти нет – расходомер перевалил половину последнего 200- литрового деления, но аэродром рядом, должно хватить.
- 905, захожу на посадку.
- 905 (РП), на посадку.
12.34 - 239, парашютист живой, все нормально.
- 905 (РП) остаток?
Стрелка расходомера подползла к 0, но чувствую, что на посадку при выпуске шасси в последний момент должно хватить.
 -905, хватит, на посадочном, пока без шасси.
- (РП) Понял.
Новая вводная - слева заходит афганец на МиГ-21ПФ. Меня не видит, расходимся метрах в 50 и летим рядом. У меня выбора нет:
- 905, тут друг заходит, убери его на второй или садимся в паре.
- (РП) Понял, передаю.
Через некоторое время мой сосед, повернув голову в мою сторону, убирает колеса и отваливает влево.
12.36 – 239, взлетел,  летчик на борту, невредим.
- 905, дальний, выпускаю шасси.
- (РП) Проверь выпуск, посадка.
-  413, на месте.
Пока заруливал на стоянку, вертолеты уже подошли к аэродрому. Встречаем их на стоянке. Открывается дверь, ставят трап, показывается Игорь, бледный (11 минут на земле не прошли даром),  поцарапанный,  в одном ботинке, главное живой! Потери - сбитый самолет,  ботинок, НАЗ, ЗШ и три пробоины в вертолете не сравнимы с этим фактом! 
Стакан спирта от стресса, небольшой разбор, кто, что видел, доклад наверх. В связи со счастливым концом обычный этап «наказания невиновных» очевидно не состоится. Вечером по ЗАС звонит Главком ВВС, Игорь уложенный на снятую с петель жесткую дверь, уже полностью в разобранном состоянии. Общается с Главкомом командир, в конце разговора расплывается в улыбке:
- Служу Советскому Союзу!
30 октября 1983 г. Сегодня дважды безрезультатно искал упавший самолет, конкретного места, где он упал, не видел. Очевидно, с большим углом вошел где-то глубоко в землю, а воронок в долине  не пересчитать. С инспекторами из Кабула занимался разбором и оформлением документов по происшедшему. Ясно, что претензий ни к организации, ни к летчикам нет.
У нас появляются первые небоевые потери - трое летчиков из Шинданта заболели гепатитом, среди техников есть заболевшие и у нас, помимо гепатита еще и брюшной тиф.
31 октября 1983 г. Игорь пока отдыхает,  до праздников побудет здесь, а потом поедет на ВЛК – у нас это обязательная процедура после катапультирования. Написали ему представление на «Знамя». По-прежнему спит на жесткой двери, уложенной на кровать, спина все же побаливает. Виталий без ведомого тоже занемог с радикулитом и за компанию притащил себе еще одну дверь. Теперь у нас два «радика», две лишних двери и слетанная  пара отдыхающих на них, Игорь лежит на спине, а Виталий на животе. Даже свой любимый компот сосет трубочкой из банки, поставленной на пол. Натираю его какими-то вонючими мазями. В процессе процедуры Виталий неожиданно сообщает, что прививки перестали действовать, и к спине прибавился радикулит еще одного органа. И тут же, в  разговоре о спорте заявляет, что не любит гимнасток, что хотя последняя наша чемпионка и похожа на женщину, все равно предпочитает пловчих. Надо срочно отправлять в отпуск!
1 ноября 1983 г. Дело близится к зиме. По ночам уже подмораживает, днем же +20-25. Утром уезжаем в теплых куртках, днем их снимаем, а к вечеру снова утепляемся. Октябрь оказался менее интенсивный, у меня всего 47 боевых вылетов, немного не хватает до 300. Сегодня был удар десяткой по удаленной почти на 300 км цели. По этому поводу даже пришлось вешать 800-л баки. С полной зарядкой на взлете получается перегрузочный максимально допустимый по инструкции вариант. Важная цель – скопление  более 400 духов в лагере на двух склонах горы,  прикрытая  8 ЗГУ. Удар по координатам и описанию. Парой с Витей в двух заходах с С-24 и РБК-250 подавляем средства ПВО, за нами  звенья командира и М.Степанова выполняют удар с ОДАБами.
3ноября 1983 г. Три вылета. Пришло сообщение о результатах удара 1 ноября, в нем приписка о представлении участвующих к наградам.   
7 ноября 1983 г. Сегодня праздник, построение с поздравлениями и криками «Ура!». В честь него решили дать нам отдохнуть, даже по плану ни одного вылета. Вчера было торжественное собрание, неплохой, по местным рамкам, концерт и маленький банкет. Мы своей комнатой-звеном до конца не досидели и смылись продолжать отмечать день рождения Игоря. Правда и это надоело, я первый остановился, лег спать, некоторые же продолжали до утра. Я сегодня ответственный, остальное командование оказалось свободным и расслабилось сначала у командования афганской базы, а потом у десантников. Сижу трезвый и сердитый у телефона, смотрю парад на Красной площади, вспоминаю, как три года назад там тоже шагал. Вечером пришел домой, трезвым критическим взглядом смотрю на происходящее. Виталий сегодня с утра празднует двойной праздник, второй снова за Игоря - похоже, выздоравливает.
Наш ушастый еж  снова проснулся, бегает и жует все подряд, утром  в честь праздника получил от Виталия два вареных яйца. При  такой кормежке ловить мышей точно не будет. Вчера ночью два раза прогонял его из своей постели, нашел теплое место. Просто альпинист какой-то, еще недоволен, фыркает и подпрыгивает.
9 ноября 1983 г. Праздники прошли, снова обычные будни. Выполнил два вылета, в одном цель, опорный пункт на плоскогорье, позволяла применить ЗБ-500Ш с горизонтального полета. При сбросе со 100 м баки, кувыркнулись полтора оборота и рассыпались длинными огненными пятнами с черным дымом.   
11 ноября 1983 г. Какая-то непонятная слабость, и небольшая температура. Сегодня впервые полностью «отрубился» в полете. Ранее иногда при высоких перегрузках темнело в глазах, а сегодня на выводе произошла полная «отключка» на несколько секунд. Придя в себя, сразу не понял, где нахожусь, прервалась последовательность осознаваемого хода событий. Через доли секунд «вспомнил» себя в кабине самолета. Сознание пришло с восприятием резких бросков по крену, холодом внутри головы, приборов, показывающих набор на форсаже с углом 30;, тепловых ловушек в перископ. На второй вылет, на всякий случай, надел ППК.
13 ноября 1983 г. Слабость так и не проходит, все чаще смотрю в зеркало, глаза явно желтеют, есть и другие признаки о которых в приличном обществе не говорят. Делаю два вылета, во втором на выводе снова почти «отрубаюсь». Пока занимаюсь самолечением, глотаю какие-то привезенные из Союза таблетки для  печени и пытаюсь очистить кровь в бане. К медицине пока не обращаюсь, все равно вылечить не вылечат.   
14 ноября 1983 г. Выполнил три вылета, все симптомы гепатита налицо. Хотя, по рассказам доктора, у афганцев это типа нашей кори,  перебаливают все еще в детстве, у американцев говорит тоже, ничего страшного - две недели и вперед. По нашим же правилам запрещено летать 3 месяца после выписки из госпиталя. Это самое неприятное!  Поэтому принимаю решение, медицину в известность не ставить, а на пару недель исчезнуть, тихо «зализав раны», и вернуться уже не с желтыми глазами. Командир мое решение одобряет, и я лечу в Кабул к командующему.
Генерал Г.Колодий меня понимает и отпускает. Для всех  я в срочной командировке и улетаю в Союз. В Ташкенте скрываю в темных очках от санитарного контроля свой желтый взгляд, и беру билеты в Москву.
18 ноября 1983 г.  Отлеживаться решил у родителей в Москве, «упав» к ним как снег на голову со своей уже полностью пожелтевшей мордой. Родители собирают консилиум, соседка по подъезду, большое светило в медицине, требует обязательного лечения в стационаре, нужны капельницы, промывание крови и т.п. Наконец, уламывают меня лечь в Бурденко, это госпиталь, с авиационной медициной почти никак не связанный. Есть возможность тихо выписаться и сразу начать летать.
19 ноября 1983 г.  В госпитале меня приняли с «распростертыми объятиями», увидев на пороге приемного отделения мое китайское лицо, сразу направили в инфекционный  барак.
Дело с болезнью развивается не по задуманному сценарию, по словам медиков,  куковать мне не две недели, а в лучшем случае, месяц, к тому же анализы ни к черту.


Рецензии