БТР в Ярославле. Школа-студия МХАТ. Воронежский ин

В Ярославле десятый – юбилейный – театральный фестиваль «Будущее театральной России», в обиходе – БТР. Фестиваль стартовал 13 апреля и завершается 22-го. В программе фестиваля – дипломные спектакли театральных вузов России: из Ярославля, Хабаровска, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, а также  культовых московских ГИТИСа, «Щепки» и других. Завершают фестивальную декаду театры Санкт-Петербурга: Театр «Мастерская» и ТЮЗ имени А.А. Брянцева. БТР на сценах Первого русского театра и учебной сцене ЯГТИ представляет чрезвычайно разнообразный репертуар: пьесы от Шекспира до Володина, от Островского до Дюрренматта, от Горького до Булгакова. Всего в фестивале участвует более 300 студентов выпускных курсов.

Так, например, 17 апреля, в Волковском состоялось два музыкальных спектакля, основанных на реальных событиях.

Студенты  Школы-студии МХАТ на камерной сцене показали документальный спектакль Te Deum (лат. Te Deum laudamus — «Тебя, Бога, хвалим») в постановке Веры Харыбиной. Вербатим – документальный театр, все тексты которого основаны на реальных монологах, интервью у обычных людей. Актёры-интервьюеры при этом методе создания спектакля стараются не вносить редактуру в слова, нередко изучают также особенности произношения, мимики и жестикуляции рассказчика. Такой метод изучения роли бесценен, в том числе, и в накоплении опыта, в изучении типажей, в практике актёрского перевоплощения. Тем более что авторы-создатели-исполнители постановки на момент премьеры были студентами третьего курса (мастерская Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова).

Древний христианский гимн «Te Deum» слышит герой «Божественной комедии» Данте, когда Пётр перед ним распахивает дверь Чистилища (песнь девятая). Вероятно, именно этот сюжет связывает непростые биографии никак не связанных между собой героев постановки. Другой примечательный момент – в православии этот гимн поётся в конце благодарственного молебна, в католицизме – при особых случаях, в обеих конфессиях гимн связан ещё и с Великим постом.
Нет, здесь нет ни Чистилища, ни Ада, ни Великого поста. Сначала есть только тьма – зрители входят в зал, точечно освещаемый слабенькими фонариками в руках у организаторов – несколько ребят помогают найти входящим место в зале. Тьма и переживания, создавшие   неожиданные обстоятельства, обнуляют впечатления до входа в зал, заставляя концентрироваться на действе. Для зрителей отведены скромные табуретки в центре площадки, а артисты находятся по периметру. В почти произвольном порядке герои выхватываются из тьмы светом – загорается настольная лампа, или чахленькая «лампочка Ильича», или тусклая подсветка со стороны (художник – София Егорова)., - и они рассказывают свои истории, порой незамысловатые, а порой просто ужасные И зрителям приходится поворачиваться на своих табуретках, чтобы видеть рассказчика. По ходу повествования или в завершение его хор из трёх-четырёх человек поёт а-капелла религиозный гимн (композитор – Яков Якулов).

Герои разные, но все они – простые люди, представляющие разные узнаваемые социальные типажи. По яркой пластике, своеобразным диалектным интонациям, специфическому юмору, можно предположить, что артисты изучали своих героев по видеозаписи. Не смотря на реалистичность игры – а получились своеобразные слепки, живые картины-копии реальных людей, - персонажи напоминали знаменитые, гораздо более гротескные «Маски» Аркадия Райкина. Роднит с героями Райкина и яркий психологизм, и то, что воссозданные типажи – не типичные, хотя яркие и узнаваемые, с сильно акцентированными особенностями и выразительными речевыми характеристиками.

Здесь есть очень характерная эмоциональная дамочка, которая рассказывает о себе, о своих отношениях с мужчинами, о работе, как менялось её мировоззрение, почему она мать-одиночка. Смотришь и узнаёшь – ты с такими экзальтированными дамами знаком, очень похожа, например, на какого-нибудь администратора театра, распространителя билетов. Когда же она сообщает, что занялась сетевым маркетингом и сейчас она – представитель косметической фирмы, то образ становится законченным и понимаешь всю глубину его правдоподобия. Другой персонаж «выкладывает» своё «резюме» медленно, размеренно, отчётливо произнося слова – генерал в запасе. И снова радует точность речевого и пластического образа. Некоторые персонажи рассказывают, порой, о страшных моментах в своей биографии, например, беженка с Украины или выпускница детского дома, но с улыбкой. И в этих улыбках, нервических смешках – недоумение, отстранённость человека, уже пережившего и прожившего свою травму. Эта травма навсегда останется с ними, но всех их – и генерала в скромной должности учителя по ОБЖ, и заполошную распространительницу косметики, и беженку, и прапорщика, и беременную тусовщицу роднит способность жить дальше, не смотря ни на что и удивление тому, что с ними происходит. Их жизнь – чистилище и иногда ад, но они всё равно слышат свой Te Deum, неистребимую хвалу…

Второй спектакль в этот день представил выпускной курс Воронежского института искусств. В постановке мастера курса, художественного руководителя Воронежского камерного театра Михаила Бычкова ярославцы увидели постановку по конфликтной пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека «Одноклассники». Как уверяют исследователи, у всех героев пьесы есть реальные прототипы – драма написана по мотивам событий в польском городке Едвабне, в котором в период фашистской оккупации 10 июля 1941 года польские жители согнали в овин и заживо сожгли сотни своих еврейских соседей. В пьесе драма закручена очень плотно – все герои – бывшие соученики, мальчики и девочки, евреи и поляки, и у всех у них есть свои взаимные обиды. Герои показаны от школьной скамьи до глубокой старости, со всеми их воспоминаниями и ошибками. Начинается знакомство с ними с того, что они рассказывают, кем работают их папы и кем  они хотят быть, когда вырастут. Но ни одной мечте не суждено сбыться, каждому придётся пройти путь предательства и преступления, кто-то погибнет, не успев сделать ничего, но и тот, кто останется, проживает не совсем свою жизнь.
Это современная постановка, которая сочетает в себе, с одной стороны, перевоплощение, а с другой - артисты почти не представляют события, а рассказывают о них, как это происходит в документальном театре. Спектакль музыкальный – события, эпохи, смена власти в Польше иллюстрируются песнями. Артисты прекрасно поют джаз и эстрадные песни на английском и польском, на немецком и идиш. Часто ужас их отношений, взаимной любви и уничтожений, сопровождается лёгкой музыкой эпохи, которая подчёркивает диссонанс в восприятии событий героями и действительную катастрофичность кажущихся пасторальными сцен, как это происходит, например, в фильмах Боба Фосса «Кабаре» и Райнера Фассбиндера «Лили Марлен». Другая функция быстрых переходов к музыкальным номерам, от трагического к почти комическому, – уйти от излишней сентиментальности, от оценочности и спекулятивного использования болезненной темы.

Костюмы артистов не несут в себе никакого этнического колорита, но девушкам, исполнительницам ролей Зоськи, Рахельки и Доры, удалось передать прославленный польский шарм. Возможно, в первом отделении ребята были чуть менее убедительны, чем во втором. Холокост, возрастные особенности, какие-то акцентуации дают, возможно, больше опоры для работы над образами. Интересная тема – искажённое понимание событий за океаном. В финале один из героев – Абрам, которому удалось эмигрировать в США, перечисляет всех своих родственников, погибших в Польше, а на задник проецируются многочисленные мерцающие портреты людей, как это происходит в памятном зале Яд ва-Шем - Музея Катастрофы в Иерусалиме.

«Одноклассники» Воронежского камерного театра – это история про людей как таковых, про битву жизни со смертью, в которой, в конечном итоге, всегда побеждает смерть, как бы ты ни старался от неё уйти. И в то же время эта постановка посвящена реальной человеческой истории, обычно приукрашенной грифом «секретно».

Два примера дипломных постановок, столичного и «провинциального» театрального вуза, наглядно показывают, что у российского театра есть настоящее и будущее. Молодые артисты готовы работать над серьёзными темами, они живы и азартны в своей профессии, готовы раскрывать своё «Я» навстречу зрителю и перевоплощаться до неузнаваемости.

Ирина Пекарская,
арт-обозреватель, театральный критик, член СТД РФ
Опубликовано: СМИ44 20.04.2018


Рецензии