Почему мне не нравится булгаковская Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков, как многие слабые мужчины (себя он охотно признавал и неоднократно называл слабым, так что это не моя ИМХА), всю жизнь стремился припасть к сильному женскому плечу. Первую свою жену, Татьяну Лаппа, ссорясь с ней незадолго до развода, М.А. упрекал в том, что она не сильная женщина: "Если бы ты была сильной, то сумела бы увезти меня в эмиграцию". Вторая булгаковская жена, Любовь Белозерская, была дамой самоуверенной, решительной и пробивной, но не шла ни в какое сравнение с третьей - Еленой Шиловской. Эта последняя была настоящей львицей.
В произведениях Булгакова мы то и дело встречаем сильных женщин, берущих под крыло слабых мужчин ("Белая гвардия", "Адам и Ева"), а также стервочек (Юлия Рейсс в "Белой гвардии", Люська в "Беге"). Вот стервы Михаилу Афанасьевичу удавались почему-то особенно хорошо.
Маргариту я без колебаний отношу к "стервам". Во-первых, она подлая (её поведение по отношению к мужу иначе как подлостью не назовешь). Во-вторых, у неё, как и у Люськи, "принципов нету", она в каждый момент своей жизни делает то, чего ей хочется, не задаваясь вопросом, хорошо это или дурно. Такие люди иногда совершают и добрые поступки (спонтанно, как в случае с Фридой), но в целом они непредсказуемы, как сумасшедшие. В-третьих, понимание образа Маргариты возможно лишь в контексте "черновиков" - и вот на этом стоит остановиться подробнее.
Дело в том, что "единственно правильного", канонического текста романа попросту не существует. Умирающий, слепой, страдавший от мучительных болей писатель правил, дописывал, переписывал роман, пока еще мог говорить. А когда и речь отнялась - Елена Сергеевна читала ему вслух, а он мимикой и жестами подсказывал ей, что ему что-то не нравится.
Образ Маргариты от черновиков к тому тексту, который считается каноничным, весьма мало эволюционировал. По-прежнему она "скалит зубы" ( Булгаков - человек, в литературе умевший всё - использует эти слова настойчиво и многократно), дико хохочет, устраивает погром в писательском доме, ненавидит весь мир и считает себя жертвой, которой в силу перенесенных "страданий" (каких еще? любовник пропал?) позволено всё.
А еще Маргарита - типичная любовная наркоманка, женщина, зависимая от любовной страсти (как Марина Цветаева, например). В особняке с прислугой она томится и страдает не от одиночества - ей попросту не хватает острых ощущений. Мастер дает Маргарите чувство собственной значимости (с ним она не просто скучающая домохозяйка, а Муза, вдохновляющая гения!), их тайный роман придает её жизни полноту.
Я не люблю и не уважаю любовных наркоманок - даже если это творческие личности, которых кипящие страсти вдохновляют на креатифф. Страсти имеют свойство "отключать" разум и нравственное чувство.
Какие качества характеризуют стерву? Прежде всего - принципиальное неуважение чужих прав, готовность приносить их в жертву своим желаниям. Частный случай подобного поведения - нарушение взятых на себя обязательств (Маргарита изменяет мужу, который, по её собственным словам, ничем не заслужил этого, и никаких угрызений совести не испытывает). Во-вторых, злобно-неприязненное или презрительное отношение к людям, в том числе и незнакомым ("У, саранча!"(с)). В-третьих, эгоцентризм, преувеличение собственных переживаний и потерь, якобы дающих право мстить, идти по головам и совершать любые аморальные поступки. Для Маргариты это очень характерно - ну что такого она "пеле... педе... перестрадала" за время разлуки с любовником? Изнывала от скуки и неумения приложить хоть к чему-нибудь руки и голову, пользуясь при этом роскошью и комфортом, созданными для неё мужем. И это повод считать себя мученицей?
В-четвертых, любовная наркомания. Это тоже одна из характеристик стервы, поскольку нормальная женщина просто не позволит себе "жить страстями" - слишком много у неё обязательств. Любовными наркоманами становятся только законченные эгоцентрики.
И для Мастера, и для Маргариты окружающие люди абсолютно неважны, неинтересны и безлики. Мастер даже имя жены запамятовал ("Платье полосатое... музей... впрочем, я не помню"), Маргарита ни разу не называет мужа по имени. Коллеги Мастера (не один же он в музее работал!), подруги Маргариты (чем еще заниматься богатой, неработающей, бездетной даме, как не общаться с подружками?) - где они? Наверняка имелись, но вычеркнуты из жизни за ненадобностью.
Вот, кстати, еще один признак стервозности: стервы используют людей и не испытывают к ним благодарности, как Маргарита - к мужу, создавшему ей такую красивую и беззаботную жизнь. Для стервы имеет значение лишь тот человек, к которому она испытывает страсть (любовник, ребенок), все остальные - в "слепой зоне", она их просто не видит. Как Раневская, которая разоряет семейное гнездо, бросает дочь, а её приданое тратит на любовника. Причем человек, которого стерва якобы любит (на самом деле - одержима страстью), тоже важен не как самостоятельная личность, а лишь как собственность. Мать-стерва запросто разрушит брак сына или дочери, чтобы чадо вернулось к ней под крылышко и ей от этого было хорошо. Вот и Маргарита кричит: "Верните мне моего любовника, Мастера!" - не подумав узнать, где он, может, давно забыл её, может, ему там хорошо. "Верните... мне... моего" - так говорят не о человеке, не о любимом мужчине. Так говорят о вещи. "Верните мне мою прелесссть!"
Принято считать, что прототип Маргариты - Елена Сергеевна Шиловская-Булгакова. Так вот она ушла к М.А. от мужа, генерала Шиловского (прекрасного человека) именно потому, что ей было скучно. Она оставила подробные дневники, где описывает и скуку эту, и то, как ей хотелось быть Музой, а не просто советской барыней, и как она полюбила Булгакова за талант: генералов-то вон сколько, и их жены-домохозяйки никому не интересны, зато имена Полины Виардо или Софьи Толстой у всех на слуху. Славы она хотела, славы.
Вот и Маргарита, как только Мастер "иссяк", снова начала скучать...
Она же Муза! И сама видит смысл своей жизни даже не в любви к Мастеру, а в написанном им романе, о чем прямо и говорит.


Рецензии
Почитайте воспоминания первой жены Булгакова – как он избавился от наркозависимости (фактически был акт жертвоприношения Сатане). После этого появилось т.н. «Евангелие от Сатаны».
С уважением,

Санджак Марат Анатольевич   25.07.2018 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо, я булгаковед по своей литературоведческой специализации, прочла все доступные мемуары, касающиеся М.А. О некоторых моментах неприятно даже упоминать.

Елена Цыганова   26.07.2018 10:00   Заявить о нарушении
В тему цитата из статьи «Человек и его вера» обожаемого Вами, Елена, Романо Гвардини: «Все рассуждения насчет величия зла, содержащиеся в новомодных гимнах сатане, вся переоценка нравственных ценностей не стоят ровно ничего. Сатана просто-напросто введен в заблуждение, обманут самим собой. На самом деле он гол. Он вовсе не велик. Он - жалкий подражатель Бога».

С уважением,

Санджак Марат Анатольевич   02.08.2018 09:45   Заявить о нарушении