Курган

ГЛАВА 1.

-Валя! Куда собрался?

Я обернулся, так и есть, сеструха.
- Чего тебе?
- Куда ты пошел, говорю?
- Мы это, на экскурсию идем… Эй, Димка, подожди меня!
- Поздно придешь, мать устроит тебе экскурсию! - послышалось вдогонку.

 - Повезло тебе, Димыч, ни братьев, ни сестер у тебя нет.
-Ага. Только мать достает, прям ни минуты покоя…Бежим, а то опоздаем.

   В школу пришли вовремя, как раз звонок прозвенел, но проскочить в класс удалось только Димке, его спина мелькнула впереди, а меня лавиной вынесло обратно во двор. Вот давку устроили!

Куда прешь!- крикнул я, цепляясь за входную дверь. Через пару минут школьный двор опустел, и я свободно прошел в класс. А там уже наша классная, Инна Леонидовна, расписывает прелести весенней степи. Вон куда она собралась, экскурсия, тоже мне. И пришло-то шесть  человек, включая классную. Может, еще не пойдем…

   Вышли за школу, вот тебе и степь. А вообще, здесь везде степь, и все-степь. Небо, птицы, дома, собачонка, вскоре отставшая от нас, - боится далеко от дома убегать - в степь.
   Вот это ветер! И солнце…Кажется, побежишь, руки раскинешь- можно влететь!..Но по вспаханному полю не побегаешь. Куда нас понесло? Механизаторы повысовывались из своих тракторов, кричат что-то. Наша пугливая Леонида заспешила и чуть не упала, споткнувшись. Хорошо, ребята поддержали. Вообще-то она ничего, не вредная, но какая-то…мечтательная. И жить ей негде. Димкин отец сказал, что пока не будет давать ей жилье, все равно, мол, в город сбежит. Димкин отец у нас директор.
«Может, ей хоть молоко за вредность дают, как дояркам…» -думал я, наблюдая, как Леонида читает на ветру стихи, стараясь перекричать шум моторов :

Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

Это Блок, - сообщила нам Леонида. И закашлялась.
-Инна Леонидовна, а вам молоко дают? - спросил я сочувственно.
- Какое молоко, кто?.. Давайте вон там, у реки отдохнем. Ребята, к воде не подходить!
Мы рванули к реке.
-Холодная, - сообщил Серый.
-А ты что, в апреле уже купаешься? - спросила его Ирка.
-Я круглый год могу, - похвастался тот.
-Вот и плыви, - она толкнула его и Серый, не удержавшись на ногах, чуть не свалился в воду.
-Обалдела! Ну, держись теперь…
От иркиного визга холм, стоявший недалеко от реки, чуть не обвалился.
-Сколько сможешь? - спросил Димка, бросая плоский камешек по воде.
Ого, шесть блинов!.. А у меня всего три, камень плохой попался.
-Потом ко мне пойдем? Есть новый фильм, «Черный песок» называется. Отец говорит, классный.
-А он с нами будет смотреть?
-Ой, да не съест он тебя.
-Ладно, приду, если отпустят… А до холма добросишь?   
Димка швырнул камень и чуть не попал в Мироненко.
-Мазаев! Ты что делаешь?
-Я не нарочно, Инна Леонидовна.
Раздался крик, так и есть, Ирка с холма свалилась, здорово ей Серый наддал. Леонида психанула и зашагала по полю в обратную сторону от школы. Скоро сообразила, что идет не туда и вернулась к нам.
-Как вам не стыдно! Вы уже большие ребята, а ведете себя…
-Это все Головко!
-А что я?
-Все, хватит!
В наступившей тишине стал слышен плеск воды, и кто-то далеко-далеко отчетливо крикнул - «Ладно-о…».
-А знаете, что это за холм? Это кунган.
-Курган, - поправила Ирку Леонида, – скифский:

                Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы.
С раскосыми и жадными очами!..

-Мы? - не понял Димка.
-Мы -все. Это Александр Блок.
-Я не жадный и косой…
-Да это поэтический образ! Они были жадные до жизни, свершений…
Сергей, вон из воды! Все, домой, в школу…

   Возвращались другой дорогой, через общественный сад. Идти было дольше, зато ноги не вязли в пахоте. Продирались сквозь ветки, усталая Леонида сзади и про Блока уже не вспоминала.
У тебя штаны  грязные, - сообщил мне Димка.
Черт, весь перемазался, ну дома мне устроят. А все Леонида со своими стихами…
- Мать рассказывала про этот курган, слышь, Валька, там вроде кладоискатели рылись, их участковый Василек  гонял.
-А она откуда знает?
-Она ж краевед, завбиблиотекой, забыл? Еще кружок  ведет- «Истоки» называется. Они с отцом все спорят,- кто  настоящий казак, а кто так, «опереточный персонаж ».
- Да? Я и не знал…
-У нас и награды дома есть, исторические, кресты всякие, -расхвастался Димка.
-Чьи награды-то?
- Не знаю чьи. Эти кресты за победу над Красной Армией выдавались.
-Не совсем верно,- поправила его  Леонида .-Георгиевскими крестами награждали в Первую мировую войну. За победу над немцами, турками... Сережа, вы куда направились, все идем к школе! -Она прошла вперед, к ребятам.
-Что ж ты у матери про клад в кургане не разузнал ничего?
-А оно мне надо? Про курган я услышал, пока ждал ее в библиотеке, после кружка она обещала  на лошадях покататься…
-Вот бы вырыть клад!
-А чем копать будешь, лопатой? Не устанешь часом? Он метров пять в высоту, не меньше...
-Вот бы вырыть клад, – не унимался я.- Димка, там, наверное, царь ихний похоронен, косой и жадный, а с ним золото, серебро!
-Что ты заладил про этот клад, тоже мне, «Миллионер из трущоб» выискался.
-Сам больно умный…
Мы замолчали. В моем уме рисовались слитки золота, сундуки с драгоценностями только и ждали, когда разроют холм и доберутся до них. Только руку протяни!..
Оглох, что ли?- Димка толкнул меня локтем.
 Я опомнился, оказывается, мы уже подошли к школе. Ребята разошлись по домам.
-Ну, что, пойдем ко мне?
- Дома надо отпроситься.
-Давай… Так я жду тебя! – напомнил мне Димка.

Глава 2.

-Никуда не пойдешь! Валя, хватит шляться, садись за уроки. Посмотри, что у тебя в тетрадях творится, - мать подошла к столу,- так, вот: алгебра – двойка, русский – еле-еле три, а это что – «…мой дед Донаков был шпион»?

-Это нам сочинение Леонида задала на тему «Память сердец». И, кстати, я не шлялся, мы ходили на экскурсию к кургану. Мам, я скоро. А завтра после школы сразу за уроки, а?
-Только недолго, понял! И переоденься, в приличный дом идешь, а у самого штаны грязные.
-Ладно.

   У Димки -своя комната. Моя мечта иметь свою комнату. И, признаюсь, хотел бы такую же, как эта: на полу мягкий ковер, массивный письменный стол, полки с кучей нужных вещей, и никто нос не сует.
Короче, вот приемчик, -показывает мне Димка,-«кате-наге» называется. Захват, бросок через бедро…да падай ты!
Падать на ковер  было совсем не больно. Потом фильм включили про мужика, он все шел куда-то, свое прошлое хотел узнать…
-Муть какая-то!
 -Это не «Черный песок», я перепутал, -сказал Димка.- Сейчас включу.
Тут в  комнату вошла димкина мать- пора, мол, мне.

  По дороге домой все размышлял, есть ли сокровища в кургане, да как до них добраться. Поговорю с отцом, решил я. Но поговорить не получилось, дома отец  принялся  отчитывать меня за плохие отметки и сочинение на тему «Память сердец».

 «Валентин, возьмись за ум, конец учебного года, чтобы все тройки и двойки исправил на четверки и пятерки. Бери пример с Юли, хоть она и младше тебя». Я покосился на сестру, - сидит, слушает отца и губы поджала, как мама, когда та недовольна чем-нибудь. Комната у нас одна на двоих, вот невезуха.

 «…и Донаков  тебе не дед, а прадед, -толковал отец, показывая на фото дядьки в военной форме, - не шпион он никакой, он офицер НКВД, понял?».  Я кивал, опасливо поглядывая на  новый фонарик, вдруг увидит, что я разобрал его и пока не смог собрать, детали одной не хватало.



Глава 3.

   Май кончался, а вместе с ним и учебный год. В один из теплых уже по-летнему вечеров я подошел к Юльке. Она раскачивалась во дворе на качели, дразня Ромку, нашу собаку. Шум от них жуткий!
-Тише ты! Ромка, замолчи… Юль, хочешь со мной погулять?
-Погулять… Куда это?
-Тут, недалеко, возле речки, ну, где я удочку потерял.               
-Я не пойду на рыбалку.
-Да…какая рыбалка! Возле речки есть холм. Это, как его…курган, а в нем похоронен царь с кучей золота. Выкопаем золото, наше будет!
Она затормозила.
-А тебе откуда известно про золото. На похоронах, что ли был?
-Он был скиф, понятно?
Она оттолкнулась ногой, опять раскачиваясь.
-Погоди ,-я схватился за веревку, -дело верное. Мне Димка рассказал, а он от стариков слышал.
-Что ж старики не выкопали? А Димка?
Я помялся :
-Сказал, что «лажа»…короче, пойдешь?
-Нет.
 Я в сердцах дернул веревку, пошел к дому. Один пойду!

   Следующим вечером я все-же уговорил Юльку сходить к кургану.
-Обычный холм, - сказала сестра, увидев курган.
-Обычный, да не совсем. Ладно, полезли, давай свою лопату.
Карабкаться с лопатами было трудно, одна покатилась вниз. Чертыхаясь, сполз за ней, а когда, наконец, оказался наверху, Юлька там успела все обследовать.
-Здесь уже копали, - сообщила она.
В самом деле, в центре кургана была какая-то неизвестная ямка,  успевшая зарасти травой.
-Значит, все вырыли до нас? - прервала молчание Юлька.
-Если б вырыли. холма бы уже не было…Вырыли…Еще рыть не начали, уже ноешь…Ни черта не вырыли…Здесь все, - я разгорячился.
-А что говорят старики? -миролюбиво спросила Юлька.
-А старики говорят, что здесь красноармеец похоронен, с котелком.          
-Ой. я боюсь рыть, боюсь трупака!
  Вот дура…

Эй! Шо вам там надо? – вдруг раздался снизу чей-то голос.
Мы аж подскочили от неожиданности. У кургана  стоял худой сутулый старик с косой на плече. На голове его красовалась шляпа с дырочками.
Это Семка ГПУшник, я его знаю, -зашептала мне Юлька.
-А ну, убирайтесь оттуда!
-Ваша что ли земля, что вы тут распоряжаетесь?- крикнул я ему сверху.
-Я сейчас тебе ухи надеру! -Семка отложил косу и стал карабкаться к нам.
Мы с лопатами скатились вниз с другой стороны. Семка был уже наверху и что-то орал нам вслед. Новое дело, конкурент.
-Он что, родственник Пушкина?
-Какого Пушкина?-не поняла Юлька.
-Сама сказала -Семка Пушкин.
-А, нет-«ГПУшник» его прозвали, он в охране служил. У него еще дома козы живут. Мне Катька говорила, он их сосед…
Я слушал ее вполуха. Что значила эта яма на вершине холма? Может, курган уже пустой…Разве роют сверху…И как вообще нужно рыть, может сбоку…
-Валя, не слышишь, что ли?
-А? Чего?
-Говорю, в этом году точно на море поедем, папа обещал.
-Он каждый год обещает…А курган как же?
 Она промолчала.

    На следующий день я решил покопаться в книгах, может, что-то прочитаю про клады: ну, там, как рыть, приемы всякие, словом, тайны профессии. Наткнулся на фотографии -вот родители на Севере, вот мама со мной маленьким  стоит, улыбается…Дверь открылась, и вошел Димка! Я быстро сунул альбом с фотографиями под подушку. Загорел-то как! Побывал с матерью на море, полон впечатлений.

 Да, вот тебе, - достал что-то из кармана, протянул мне. Брелок! Электронный, знает 23 мелодии, вот друг, так друг…Правда, своих ключей у меня нет, ничего, общие прицеплю.
Он заметил лежащие на столе и диване книги:
-К школе готовишься?
-Про клады ищу. Вот послушай, что я у Соловьева вычитал. Так, а вот: «Одни кости мертвецов привязывали скифа к стране, и ничего, кроме могил, не оставил он в историческое наследие племенам грядущим…» Прикинь, как не оставил? Сразу видно, что этот толстенный Соловьев ни фига не петрил в сокровищах!
-В каких сокровищах?
-В кургане которые.
-Да нет там уже ничего, я у матери спрашивал, она говорит, точно, копали там.
-Кто? Нашли что-нибудь?
-Этого она не знает…Или говорить не хочет…Слушай, а ты можешь в музей съездить, в краеведческий, мне мать говорила, что…
-Поедем вместе? -перебил я его.
Он помялся.
-Не могу, с отцом обещал на бахчу съездить.
-А, тогда ладно, -я стал перелистывать книгу.
-Пойдем ко мне?
-Неохота.
Он помолчал.
-Ну, пока тогда.
-Пока.
 Я взялся за брелок, слушал его комариные мелодии. На душе было тоскливо.

             А ты просто девочка-лето,
  Ты просто девочка-гроза.
    Ничего не знаешь и не понимаешь
  Но от жизни хочешь все сполна…
 -это  Юлька слушала всякую муть. Достала прямо…


Глава 4.

   Рано утром я все же поехал в город, один. Маме, чтоб отпустила, сказал, мол, еду с Димкой и его отцом осматривать бахчу. На билет взял из своих сбережений, коплю уже второй год на велосипед. Ничего, потом такой велик себе куплю! И кроссовки, как у Димки.

    Вернулся из города поздно вечером, усталый и голодный. Отец сказал, что берется  за меня всерьез и будет делать из меня мужчину, а мужчины никогда не врут и отвечают за свои поступки. Мама спросила, голоден ли я? Я не успел ответить, отец с мамой принялись спорить о моем воспитании, а я заснул, сидя на табурете. Мама разбудила меня и отвела в постель.  И когда Димка утром пришел, я еще спал.

-Пойдешь на рыбалку?.. Валька, проснись, на рыбалку пошли…
-Не могу, мне из дома выходить не велено.
-Почему?
-Набрехал, что на бахчу с вами вчера ездил.
-А сам где был?
-Где-где, в городе, в музее. Краеведческом.
-Один поехал? - не поверил он.
-Нет, с лучшим другом по имени, как его, забыл…
-Ладно тебе. Рассказывай давай.
Я сел на кровати. -Ну что, приехал в город…Погоди, сейчас приду…,-я вышел и вернулся в комнату с чашкой молока и бутербродами.
-Будешь?
Димка отрицательно помотал головой.
-Ну и что?
-Так, а да…-я жевал и не торопился рассказывать, -вообщем, стал искать музей, никто толком не мог сказать, как до него добраться…
-По карте надо было посмотреть, - подсказал Димка.
- Ишь, какой умный выискался! Откуда она у меня?.. Ладно, нашел наконец, старинный такой дом с балкончиками, весь обшарпанный. За вход- плати. Поднялся на второй этаж. Я был там один. Никого, представляешь, только охрана внизу. Захожу в зал, там темно так, сумрачно, шкафы у стен, а в них на полках -золото! Подвески, змейки, бляшки, кольца! Закачаешься! Запах в музее такой…глиняный и тихо,  подвески тихонько так позванивают после того, как трамвай под окнами проедет… Вдруг слышу – голоса на лестнице, и в зал вваливает толпа ребят во главе с бородатым дядькой с указкой. Бородач рассказывал им про каких-то меотов и ни слова про скифов. Я еле дождался конца экскурсии, подошел к нему, так мол и так, хотел бы разузнать о кургане в своей станице.
-А откуда ты? - спрашивает он меня.
-Станица Красногвардейская Краснознаменного района.
Бородач  в задумчивости повертел указкой.
-Насколько мне известно, раскопок там не производилось…
-Ну вот, здорово! А еще что сказал? - спросил Димка.
-Сказал, молодец, мол, историей края интересуешься…
-А про курган?- перебил он меня.
-Дай вон ту книжку зелененькую, на столе лежит.
-Про скифов? -спросил Димка, подавая книжку.
-Тут про всех есть. Книжку мне бородач в музее продал… так, вот: «…на побережье Черного моря жили синды, тореты расселились по побережью от Анапы до Новороссийска. Левый берег низовий реки Кубани занимали псессы. Их северными соседями были фатеи. Однако оседлые меоты не были единственными племенами Прикубанья. В степи обитали кочевники. В Закубани известны скифские памятники второй половины 17 века до нашей эры-знаменитые Келермесские курганы…».
 Мы помолчали.
-А нам, в принципе, все равно, кто в кургане захоронен, -сказал Димка.
-Как? По-твоему, все равно, что в кургане -пустой котелок или кувшин, полный золота?.. И почему их так много бегало тут, а курганов насыпано мало?
-Может, не все хоронили в курганах, некоторые так, по старинке, в землю закапывали.
-А скифы- в курганах! Значит, тут скиф лежит, с сокровищами.Так, с этим разобрались.-Я после похода в музей и знакомства с бородатым ученым  считал уже себя знатоком. И на Димку  смотрел снисходительно. -Ты знаешь, например, что вместе с умершим скифом закапывали его коня и жен и служанок и, конечно, его богатство, чтоб на том свете он…
-Валь, -в дверь просунулась Юлькина голова. -мама зовет.
-Сейчас приду.
-Ладно, -Димка пошел к двери, -на рыбалку потом сходим.
-Подожди, куда ты?..Лошадей закапывали в курган живьем, ну а служанок с женами убивали. Это чтоб ему на том свете хорошо жилось, представляешь?
-Представляю…Слышь, ты только про курган, чтоб -никому! Особенно сеструхе.
Я опустил глаза:
- Само-собой, заметано…
-А давай секретные слова придумаем, -воодушевился Димка. -Курган-это гора, пошли на раскопки -пошли на горку кататься, нашел клад- с горки свалился …Я буду агент Чики Рики, а ты-агент Чик Чирик.
-Давай, ты будешь Чик Чирик?
-Как же я буду Чик Чирик, если ты Синичкин, а не я?
-А при чем тут Синичкин, достал прямо?
Валя! -послышался из кухни мамин голос.
-Ладно, я пошел, вечером зайдешь?
-Если отпустят.


Глава 5.

  Вечером, часов в пять, мы с Димкой стояли возле кургана. Сколько раз уже были здесь на речке, все кругом облазили, а я и внимания на него не обращал, холм и холм.
-Я все разузнал у матери. Курган этот охраняется, но в нем все-таки копались, приезжала полиция…
-Да ты это сто раз уже говорил,- перебил я его. -нашли что-нибудь или нет, вот загадка?
-Вроде нет, неизвестно.
-Полезли, покажу еще одну загадочку.
Наверху я показал ему вырытую яму в кургане.
-Та-ак, -протянул он с видом знатока, -все заросло, и края пологие…Ну мне все ясно -это значит, что здесь лежит Кураев Сергей Иванович.
-Кураев? -все перемешалось у меня в голове. -Скиф?
-Сам ты скиф! Это красноармеец, погибший здесь во время войны. Мать рассказала.
-А-а.
-Так что, давай копать здесь.
-Как здесь, Кураева же выкопаем,- я просто ушам своим не верил.       
-Ладно, не боись, его уже перезахоронили с почестями. А нам и хорошо, то, что вырыли, нам в помощь.
-Димка, нас же посадят…
-Не посадят, я все продумал. Мы будто следопыты, ищем погибших с войны, солдат, оружие…
-Да за это, наверное, тоже садят, -перебил я его.
-За это хвалят, -веско ответил Димка. -все, завтра начнем копать отсюда. И лопату не забудь.
   Черт бы побрал этот курган, еще этот Кураев, -тоскливо думал я по дороге домой.- И не отвертишься теперь, сам же начал…
   После ужина я спросил отца, показывая на фотографию военного, висящую на стене:
-А он где похоронен?
-Кто? -не понял отец.
-Ну этот, прадед.
-А-а,  для сочинения? Он пропал без вести, где лежит, не знаю.
-Как это? -не понял я.
-Мама рассказывала, прислали извещение, что пропал без вести. Это значит, что его не было среди живых, но и среди мертвых тоже не нашли.
-Куда же он делся?
Он помолчал.
-Мог попасть в плен или землей засыпало или  утонул…
-Или амбразуру телом закрыл, - воодушевился я,- могли и свои пристрелить нечаянно…
-Тогда бы его нашли, - оборвал меня отец.
Я подошел к фотографии.
-А как его звали?
-Как звали?...У мамы отчество Николаевна, значит, он-Николай.
Николай Донаков весело смотрел  на меня, словно говоря, не дрейф, парень, и не такое бывало.


   В восемь утра мы уже на кургане! Димка сказал, что будем копать утром и вечером, чтобы не так жарко. Я начал раскопки, то есть на горке кататься конечно, а сам все оглядывался, не идет ли Пушкин.
-Что ты возле меня трешься, только мешаешь копать, -сказал Димка.
-А куда мне деваться?
-Давай тогда по очереди, ты копай, а я искупаюсь, а потом -наоборот. Если найдешь что-нибудь, зови.
Он скатился с кургана и через минуту уже плавал в речке. Я вздохнул и принялся за раскопки. Вдруг мне пришло в голову, что могу наткнуться на Кураева. Не очень-то я поверил Димке в его россказни о перезахоронении с почестями. Решил копать вокруг ямки. Минут через десять-пятнадцать такой работы уселся среди разрытой земли, тяжело дыша. Димка по-прежнему плескался в реке.
-Эй! Чики Рики!
-Нашел уже что-то? То есть, с горки свалился?
-Как  же, свалился…Копать иди!
-Иду-у!
  Он забрался на курган, увидел начало раскопок и набросился на меня:
-Зачем ты вокруг-то рыл? Надо в яму углубляться!
-Я подумал, раз тут копали, значит, нет ничего, а вокруг может еще что-то затеряться. -оправдывался я.
-Ой, Чик Чирик, дай сюда, -он потянул у меня из рук лопату, которую я тайком взял у отца.
-А твоя где?
-Куда-то подевалась.
Теперь моя очередь купаться! Я потянулся…Вдруг снизу послышалось:
Опять вы тут безобразничаете!
Так и есть, внизу стоял Пушкин. В руке он держал нашу лопату. Я оглянулся на Димку, а тот ничего, спокойный такой, кричит Пушкину сверху:
-Мы не безобразничаем, а за могилой красноармейца ухаживаем.
-Шо ты брешешь, а ну, говори, как твоя фамилия?
-Мазаев, -с вызовом крикнул Димка.
Лицо Пушкина вдруг переменилось. Он заулыбался :
-Сергея Ладиславыча сынок? Ну-ну.
Он осторожно прислонил лопату к кургану и пошел подпрыгивающей походкой к велосипеду, оставленному им у дороги.
Обалдеть! Я молча смотрел на Димку, а тот, хмыкнув, принялся за раскопки.



Глава 6.

   Вторую неделю мы с Димкой пропадаем на раскопках кургана, то есть с горки катаемся. Вырыли здоровущую яму, стерли ладони в кровь, натерли мозоли. Спина каждый вечер болит, с трудом утром поднимаюсь. И все без толку! Мы бы давно бросили эту затею, но каждый раз кажется -вот еще чуть-чуть, и найдем сокровища! Свалимся, наконец, с этой надоевшей горки.
  С трудом разогнувшись, я стоял на кургане, держась за поясницу и отдыхал. Димка продолжал копать. На дороге показалась какая-то машина. Да это же…
-Димка, Димка!
-А, чего?
-Менты! До нас едут, точно! Я так и знал! Докопались…
Мы молча сверху смотрели на подъезжавщую машину.
« Уазик» остановился возле кургана, из него вылез высокий дядька в форме и, придерживая фуражку, снизу смотрел на нас. Мы сверху- на него.
-Спускайтесь! - крикнул он нам.
-Мы от школы, -начал  Димка, -помогаем собирать сведения о пропавших…
-Спускайтесь, - перебил его полицейский.
  Мы с Димкой скатились с кургана на корточках, перебирая ногами, во все стороны летели комья земли.
-Садитесь в машину, - коротко приказал он нам.
  Куда  нас везут? Уже и школу, и мою улицу, и правление проехали. Остановились на краю станицы, возле какого-то здания с решетчатыми окнами. В тюрьму! Обреченно мы прошли за полицейским,  дверь с решеткой открыл и снова закрыл за нами другой полицейский. Прошли в кабинет, полицейский уселся за стол, а мы с Димкой остались стоять возле двери.
-Зачем полезли в курган? - прервал он молчание.
-Да мы от школы, - тут же затараторил Димка, зачем-то полез рукой в карман, не найдя там ничего, вынул руку, посмотрел на ладонь.
Полицейский внимательно следил за его действиями.
-Мама рассказала, что в других школах шефствуют за могилами бойцов, вот и мы хотели…
-Как фамилия? -перебил  тот его .
-Мазаев Дмитрий Сергеевич.
Полицейский неожиданно встал, подошел к окну.
-А твоя? -он повернувшись, смотрел на меня.
- Кураев, -зачем-то сказал я, -то есть это фамилия солдата, которого мы ищем, а моя вообще-то Синичкин.
Видя улыбку полицейского, первый раз в жизни порадовался за свою фамилию. Всю дорогу я стеснялся ее, мечтал быть то Богатыревым, то Кошевым, как наш сосед охотник Паша Кошевой.
-Вот что, Кураев-Синичкин, дуй отсюда, а отцу скажи, чтоб завтра пришел в отделение, понял?
-Понял, -проговорил я, не веря своему счастью.
-А я? -спросил звенящим голосом Димка.     
-А ты останешься.
Димка обреченно оглянулся на меня. Я пожал плечами,что мол тут поделаешь, тихонько прикрыл за собой дверь, подождал, пока откроют дверь с решеткой, и вот я был на свободе!  На крыльях ветра агент Чик Чирик помчался прочь от тюрьмы. Как здорово вот так бежать, куда хочешь, а мог бы сейчас сидеть в камере, с убийцами. Хотя у нас в станице убийц не водилось. С кем же посадят Димку? Может, с Пал Палычем, который избил свою жену так, что она ходить не смогла. Но Пал Палыча отпустили вроде,  сама жена за него хлопотала…Странно, вот я бегу что есть мочи, а мысли отдельно от меня вроде, как в кино. И стою я почему-то уже  у кургана, как же быстро прибежал, странно. Надо за лопатами слазить, а то пропадут как  сокровища, которые нам так и не достались. На курган уже почему-то  еле залез, наверно устал и ослаб от тревог и беготни. При виде развороченной земли мне стало не по себе. Нагнувшись за лопатой, я машинально поворошил рукой землю. Что–то привлекло мое внимание, что-то зеленоватое. Я поднял темный, почти черный камешек с отверстием, положил на ладонь. Стряхнув землю, подул на камень и обнаружил, что и не камень это вовсе. Это было кольцо! Все переживания сегодняшнего дня улетучились из моей головы. Радость захлестнула меня, -я нашел клад! Зажав кольцо в ладони, огляделся по сторонам, не увидел ли кто, что я клад нашел-таки!
   Пустынно было на речке, только ветерок шуршал прибрежной травой, да вдалеке слышалось мычанье коровьего стада, возвращавшегося с пастбища.
   Опустившись на колени, я одной рукой принялся разгребать землю в том месте, где обнаружилось начало клада. Больше ничего не было. Сидя в земле, я принялся рассматривать кольцо. Оно было большое, тяжелое, и с изображением какой-то тетки в длинном балахоне с рогами. Что за тетка?.. Кольцо было таким красивым, таинственным, аж дух захватывало.
Надо было уходить, лопаты решил спрятать на берегу, не тащиться же с ними, еще кольцо потеряю.
   Зайдя домой, я юркнул к себе, лихорадочно ища место для кольца. Везде сеструха достанет! Сначала спрятал в стол, потом в шкаф, потом перепрятал в настенные детские часы. Часы неожиданно пошли, клоун завертел глазами. Я достал кольцо, и в это время в комнату зашла Юлька.
-Валь…-начала она.
-Чего тебе? -я зажал кольцо в ладони, спрятав руку за спину.
-Что там у тебя?
-Ничего.
-У меня что-то забрал?
-Нет.
-Показывай давай, -она потянула мою руку. Я оттолкнул ее. Завязалась драка. Драться одной рукой было неудобно. Юлька вцепилась в кулак с зажатым в нем кольцом, вертелась и кусалась. Я лягнул ее. На юлькин крик в комнату пришла мать, и они уже вдвоем накинулись на меня. Силы были неравны, пришлось показать им кольцо.
-Что это за грязь, -поморщилась Юлька.
-Сама ты…глупая. Это кольцо из кургана. Не хотела со мной раскопками заниматься, а я нашел, раскопал. С Димкой.
Мама взяла у меня кольцо, рассматривала его, положив себе на ладонь.
-Действительно, находка, -протянула она.- Надо же! Тяжелое, большое…Она, не удержавшись, надела кольцо на палец. Кольцо было ей велико.
-Только кольцо нашлось? - спросила мама. -А Дима где?
-Дима…в тюрьме.
-Как? - спросили они разом.
-Нас полицейский с кургана забрал. Потом меня отпустил, сказал, чтоб отец завтра к ним пришел. Я пошел на курган яму закапывать, и кольцо нашел. А Димка в тюрьме остался.
-Доигрались, - мать принялась снимать кольцо с пальца. -Отец придет с работы, поговорим, как с тобой быть. Они вышли из комнаты и кольцо с собой прихватили. Я бросился на постель лицом в подушку. Хотел заплакать, но не смог. И неожиданно уснул.

Валя! - кто-то позвал меня.
Я сел на постели. Было уже темно. Силуэт от двери приблизился ко мне, сел у кровати. Это был отец.
-Мама рассказала мне про курган. Куда меня вызывают?
-В тюрьму, это возле старой пекарни. Там еще…
-Понятно, - перебил он меня.- А зачем вы в курган полезли?
-Думали скифские сокровища выкопать…А ты кольцо в полицию сдашь?
- Конечно, отнесу. Оно же государству принадлежит.
-Да мы все лето там копались, - от обиды у меня перехватило горло, я закашлялся. -Так и валялось бы оно там, никому не нужное.
-Вот что, будешь ходить со мной на работу. Заработаешь  на ноутбук к школе.
-Кто, я? Я же ничего не умею…
-Почему же, копать уже умеешь. Будешь мне помогать.


   С утра отец поставил меня напарником к дяде Леше, а сам поехал в тюрьму. Дядя Леша велел мне подтаскивать к огромному корыту ведра с песком, щебнем, а сам замешивал раствор. Я быстро выдохся, но остановиться и отдохнуть не решился. Скорей бы уж отец приехал!
   Отец приехал к обеду, когда вся бригада отдыхала. Я так устал, что равнодушно смотрел на подходившего отца. Будь что будет- в тюрьму, так в тюрьму. Отец, будто не замечая меня, беседовал с дядей Лешей, потом приказал разгружать подъехавшую ГАЗель. Пока выгружали железо, доски, отец успел уехать куда-то.
   Вечером, за ужином, я спросил его про тюрьму, и как там Димка? На что отец ответил, что все утрясли, и Димки там нет.
Да, забыл  там отдать, -он полез в карман и протянул мне кольцо из кургана. Колечко опять было со мной! Я - обладатель скифского сокровища, покоритель гробниц!


Глава 7.

«Свинокопы»! Так зовут нас с Димкой в деревне. И даже в школе дразнят. А все потому, что Димка на вопрос в полиции, что мы откопали на кургане, сказал, что ничего, только свиной череп. Этот полицейский позвонил димкиному отцу, -ваш сын, мол, мародерством занимается.
-Чем?-не понял тот.
-Курганы вскрывает.
Димкин отец с матерью приехали в полицию на  разборки. Досталось всем: и Димке, за его проказы, и мне, за то, что «втягиваю Димочку в свои авантюры», и моим родителям, и даже полицейскому…Димку тут же выпустили на поруки.
А я теперь каждое утро хожу на работу в бригаду к дяде Леше. Толку им конечно, с меня мало, но кое-что делать я научился. Знаю, в какой пропорции раствор замешивать: один к трем, это кто не знает, на одну порцию цемента надо три порции песка и шесть щебня. Мне доверяют просеивать песок, подносить кирпич дяде Леше. Он зовет меня  «Валек» и обещает научить класть кирпич. Вот так и пролетело это лето, пришло время готовиться к школе, я пошел уже в шестой класс, а Юлька - в пятый.


Глава 8.

  Отец сдержал свое обещание, и купил к новому учебному году мне ноутбук. На все вопросы, над которыми я ломал раньше голову, теперь находились ответы. Я не выпускал ноут из рук. Уже мама сама предлагала мне пойти погулять. И Юлька стала относится по-другому, уважительно.У нее мечта появилась -ноутбук, чтоб у меня не клянчить все время.
Обнаружилось, что в интернете таких колец, перстней, как наше, было завались, и задешево. Поэтому я без сожаления взял и отдал скифское кольцо Димке.
-Из кургана?! Когда же ты нашел его? -воскликнул Димка.
-Когда ты в тюрьме сидел.
-И ничего не сказал мне? Ну ты даешь…агент Чик Чирик…Надо продолжить раскопки, - загорелся Димка, рассматривая кольцо. –Что ты молчишь, это же начало клада?
-Как же ты продолжишь раскопки? …Ведь чудом от тюрьмы отмазались, забыл?… И кольцо не золотое, никакой исторической ценности не представляет.

-А ты откуда знаешь?
-В интернете посмотрел.
- Ты будто знаешь, что представляет историческую ценность?
Я задумался.
-Ну, то, что редко встречается, чего мало…Или что красивое, необычное, - прибавил я зачем-то.
В наш класс пришла новенькая, Ольга Панченко. Она не смеялась, как другие, услышав мою фамилию, а смотрела доброжелательно и серьезно. На физкультуре показала целый танец, просто глаз было не отвести. Оля занималась в городе художественной гимнастикой. Я смотрел на нее и на уроках, даже в школьной столовой. Все, что она делала, говорила, казалось мне особенным, необычным…    
Синичкин, на урок пора! - окликнула меня зауч. -И отцу напомни, что он обещал помочь с ремонтом класса.


-Пап, ты обещал помочь с ремонтом класса, да вот еще Леонида сказала, что к 9 мая у нас будет свой бессмертный полк, и все должны рассказать о своих бабушках и дедушках-фронтовиках.
-Да приду, приду, - раздраженно ответил вечно занятой отец. -а о фронтовиках мне ничего не известно.
-Как, а Донаков?
-Ах, да. Но я мало, что помню. По рассказам мамы, он воевал под Москвой, потом от него пришло письмо, что его полк направляется в Сталинград, после этого писем не было. Да, было еще письмо от однополчанина, который якобы видел, как его завалило кирпичной стеной. Все. Мать ездила в Волгоград, но ей сказали, что Донаков в списках погибших не числится, вроде не было его.
-А зачем в Волгоград?
-Как зачем? Волгоград -это бывший Сталинград, совсем ты темный.
-А-а…
   В школе Леонида спросила, кто из нас что-нибудь разузнал о своих родственниках фронтовиках. Оказалось, почти никто. Только Колька Деревянко все разузнал о своем дедушке-прадедушке танкисте, прошедшем всю войну и работавшем потом слесарем в колхозе на автобазе. Колян даже коробочку с наградами приволок в школу, взяв ее тайком из дома. Мы, повскакав с мест, сгрудились вокруг них с училкой, всем хотелось поглядеть на медали.
-А знаете, как его звали? -хвастался Колян. -Как меня.
-Буратино?
-Сам ты! -замахнулся Колька на Симоняна, у которого не только деда, а и отца-то не было. -Николай Деревянко, гвардии сержант 35-ой танковой бригады.
-Молодец, Коля, - похвалила его Леонида. -Ребята, поактивнее, а то что это за полк из одного бойца.

   Вечером я набрал на сайте «Мемориал» -  Николай Донаков. Ничего не нашлось. Нет такого. Взял и набрал - Синичкин. Неожиданно нашлось 29 страниц разных Синичкиных. Был и Николай. Я кликнул по большой красной звезде рядом с фамилией. Оказалось, Николай Синичкин,1912 года р., из Московской области, пропал без вести в 1943году.
Так, а если набрать просто –Донаков. И вдруг нашлось целых три страницы Донаковых. И среди них- один Донаков Николай Федорович!
-Папа!-закричал я.
-Чего кричишь?- отозвалась Юлька, -нет его, на работе.
-Я его деда нашел!
-Какого деда? -она подошла ко мне.
-Деда-фронтовика! Вот же:
1948 год. Управление МВД по Горьковской области. Это запрос в Москву.
Пишут, что Донаков в 1943 году состоял на службе пом.ком.роты 150 полка ВВ НКВД г.Москвы, в 1944году –в 274 полку, после чего числится пропавшим без вести. Если есть данные, просят сообщить для решения вопроса о назначении пенсии семье.
-Смотри, Валь, тут еще два документа.
-Точно! Так, это ответ Москвы: что в отделе кадров на Донакова ничего нет, для сведения сообщают, что Донаков служил в 274 полку 13 дивизии, которая в 1942 году передана в Красную Армию…Что это значит? -помолчав, спросил я.
-Не знаю, - ответила Юля.

  Вечером пришел отец, и прочитав сообщения о Донакове, не только не обрадовался, что дед нашелся, но  и  сказал, что все только запуталось.
-Может, военкомат ошибся, -размышлял он. -Человек пропал, а по списку еще два года числился на службе.
-Разве такое бывает? -спросил я его.
-И не такое бывало -война, -глубокомысленно заключил отец. –И кто подавал запрос на получение пенсии? Мама говорила, что они ничего не получали, ей даже пришлось уйти в детдом, чтобы  ее маме полегче было…Ладно, молодец, что нашел. Он вышел из комнаты.
«Как же так, -думал я,- если на войне была такая неразбериха, как же они там следили за всем? У кого бы мне разузнать?..»
-Слушай, Юль, -спросил я сестру, -а этот…Пушкин, где, говоришь, он живет?
Возле Катьки, на Советской, а что?
-Так.
Назавтра, прихватив выписки из «Мемориала», я пошел к дому, где жил Семка Пушкин. Я подумал, -Донаков из НКВД, Семка из ГПУ, это одно и то же. На мое счастье, Семка был во дворе, поливал цветы. У моей мамы два цветочка, а у Семки -целый цветник.
Красивые цветы! -крикнул я, подойдя к забору.
Семка покосился, промолчал.
-А вы не подскажете, как НКВД расшифровывается? -я помахал листками.
Вода тут же перестала литься. Он открыл мне калитку, и, оглядевшись, закрыл ее за мной.
-Чего тебе? -он внимательно смотрел на меня.   
-Вот, -я протянул бумаги, -разыскиваю своего прадеда, и не могу понять, ведь пропал без вести в 42-ом, а здесь пишут, что состоял на службе в 43-ем, и в 44-ом?
-Шо вы все везде разыскиваете, -проворчал Семка, -и, не удержавшись, добавил, -свинокопы. Вот ты знаешь, что нас всех теперь могут «свинокопами» обзывать.
-С чего вдруг? -проговорил я, жалея уже, что пришел.
-Тебе известно, как соседняя станица называется?
-Отрадная?
-Как  же, -он усмехнулся,-«ракожары» они. Мужики ихние как-то наловили раков и разожгли костер возле церкви, напились, заснули, а церковь-то и сгорела. С тех пор и зовут их так, давай,что там у тебя, -прибавил он без паузы. Семка внимательно изучал бумаги, а я, соскучившись, оглядывал комнату. Чисто, никакими козами не пахло, на стене фото -молодой Семка с какой-то злой, черной теткой. Ну и брови, -подумал я.
-А это жена моя, Анна Кузьминична, -Семка оторвался от бумаг, -похоронил в прошлом годе. Ну что, раз по документам числился, значит был жив в 1943.
-Так полка такого не было уже, переформирован был…и вообще, на войне такая неразбериха была, -повторил я слова отца.
-Война порядок любит. -Отрезал Семка. -И за все спрашивали. Он мог секретное задание выполнять или его перебросили спешно в другое место…Мог поджениться где-нибудь, война все спишет, -прибавил он, улыбаясь беззубо.
-У него трое детей было, -обиделся я за Донакова.
-Ладно, пошутил я. Так что, ищи давай.-Он протянул мне бумаги. -А вообще, молодец, историей интересуешься. Я вот свою родословную до Николая Коперника узнал.
-До…кого?
-Моя родословная до Николя Коперника прослеживается.
-Спасибо, до свидания.
Я вышел от Семки. Может, я таким же странным кажусь со своими поисками. Зачем мне это?


Глава 9.

  Спустя неделю за ужином отец поинтересовался, как продвигаются мои дела с розыском деда Донакова. Я ответил, что никак не продвигаются. Я и забыл про это.
-Мне не нравится, что ты бросаешь дела, едва их начав, -разгорячился отец.
-Как же я закончу это дело, у меня машины времени нет, - возразил я ему.    
-Надо хотя бы попытаться, сделать запрос в военкомат, например. А то только болтать горазд, - прибавил он и пошел из кухни отдыхать на диван.
-Не обижайся на него, Валя, -примирительно сказала мама, -вот если б он стройку не довел до конца, кто б у него дом принял, и как бы люди вселились?
-Как мы, - напомнил я ей, когда с Севера переехали, крыши не было. Достраивали по ходу жизни.
   Я ушел к себе, достал папку с надписью «Досье на Донакова». В ней лежали три дока из Мемориала, с ними я ходил к Пушкину. Я разложил их на столе и принялся изучать.
Так, документ номер один- запрос из Горького о розыске лейтенанта Донакова. Год 1948.
Документ номер два - сопровождение Москвы МГБ, препровождают отношение финотдела Горького…Постой, а что это? Внизу были какие-то карандашные записи, как же я их раньше не заметил :
По 10 отд. Л-т НКО 500 39г. Призван по мобилизации : 11 дивизия в НКВД в 41г. В КА с 28г.
Так, так, так это уже кое-что!
Значит, Донаков Николай Федорович, в КА с 1928г. Лейтенанта получил в 1933 году, мобилизован в 1941 в 11 дивизию  ВВ НКВД. Смотрим, где дислоцировалась эта дивизия в 1941.Так,вот-Москва. И отец говорил, что с летних лагерей он в начале войны уезжает в Москву. И вот еще, в состав 11 дивизии входил 150 полк. Пока все сходится. Переформирование. О чем и говорит Москва. А Горький будто и не знает.
Второе формирование.
11 СД  переименована в 95 СД, 150 полк -в 274 полк, а затем становится  241 полком. 95 дивизия направляется в 1942году в Сталинград.
Даже если мобилизовался он в Горьком, дорога  ему в 10 дивизию НКВД, а там тоже прямиком в Сталинград. Как приговоренный.
И лист три – препровожение Управление войск МВД СССР по охране железных дорог и особоважных объектов сообщает, что на Донакова Н.Ф. никаких учетно-послужных документов не имеется.  
Почему же нет никаких документов на Донакова? Может, он дезертировал? Хотя, это было бы тоже известно, вон сколько в Мемориале упоминаний о дезертирах, воришках, а на всяких там больных и раненых- сведения из госпиталей аккуратные и четкие, здесь Семка Пушкин прав, учет на войне велся строгий. И где теперь искать эти документы?..
  Допоздна смотрел документальные фильмы про Сталинград, пока мама не приказала выключить ноут. Я все не мог заснуть, думал, если б я очутился в Сталинграде, как бы повел себя под бомбежками. Было и жутко представлять себя среди пламени и взрывов, и почему-то я хотел оказаться там. Я представил, как бегу со всеми в атаку, кричу что-то…Аж в горле пересохло, встал воды попить…Ночью мне снились самолеты, немецкие танки, а я все ползал  по длинному окопу и прятался от них.
Утром с трудом проснулся, подошел к стенке с фотографией, разглядывал деда.  Он простодушно улыбался мне, -такие, мол, дела, Валька. А на груди что это у него, орден? Почему я раньше не видел его?
-Валя, в школу опоздаешь, -крикнула из кухни мама.
-Иду. 


   После школы опять принялся за Донакова. Внимательно рассмотрел награду у него на груди –боец в профиль стоит и целится из ружья, внизу цифра 2, в интернете нашел похожую. Никакой это был не орден, а знак Ворошиловский стрелок, второй степени. Награждали им с 1935-по 1941г. за отличную стрельбу…Такие значки в интернете стоят дороже, чем медали за оборону Сталинграда. Почему-то…
   Снова искал информацию про Сталинград. Смотрел немецкую хронику, вглядывался в лица немцев, будто искал  того, кто убил моего прадеда…А вот еще нашел такого певца-фронтовика Высоцкого, слушал его песни, такие песни, зачетные!

…Не слыхать его пульса
    С сорок третьей весны,
    Ну, а я окунулся в довоенные сны…
    Он был лучше, добрее, добрее,
    Ну, а мне повезло…
   Он кричал напоследок, в самолете сгорая:
       «Ты живи, ты дотянешь…»
   Я кругом и навечно виноват перед ним.

Вечером  дал отцу послушать Высоцкого:

  Так, кто со мной? Так, Борисов! Так, Леонов!
Да, еще этот тип со второго батальона…

Отец слушал внимательно, потом сказал:
-Я этой песни у него не слышал…Значит, понравился тебе Высоцкий? Уважаю…Только он не фронтовик.
-Как?
-Да, родился в 35-ом, на войне не был.
  Допоздна в нашем доме гремели песни Высоцкого, пока мать с Юлькой не устроили скандал, пришлось выключить.

     Когда в очередной раз засел в интернете, мать поставила вопрос ребром. Мол, ничем больше не занимаюсь, только Донакова разыскиваю, пора прекращать. Да признаться, я и сам подустал от этих поисков. От списков  «Мемориала» рябило в глазах, мне было уже все равно и на 12- летнего парнишку, сына полка, погибшего и закопанного у дороги, и на чьих-то пятерых сыновей, пропавших без вести на Украине, и я уже не удивлялся количеству погибших. Погиб, погиб…Даже странно, если ты не погиб… Все, прекращаю розыск Донакова.



Глава 10.

    После уроков я остался убирать класс, был дежурным. Почти домыл пол, как дверь открылась, и заглянула Оля Панченко:
-Можно пройти?
-Проходи, - я быстро кинул тряпку назад, чтоб не заметила, что я пол мою.
-Я только спортивную форму возьму.
-А зачем тебе форма?
-У меня занятие начинается, тренирую девочек.
-Ты -тренер?
-У первоклассниц, - сказала она, улыбаясь.

Девочка, а уже тренер. Закончив с уборкой, я заглянул в спортзал.
Шесть девчонок  первоклашек стояли, окружив Олю, Анька Колыванова даже сестру трехлетку притащила. Оля, тоненькая, как тростинка, в черном купальнике показывала девочкам как тянуть ногу, садиться на шпагат, поправляла их. Я стоял и смотрел, пока одна из девчонок не закрыла передо мной дверь.

   Придя домой, включил ноут. Привычно уже взглянул на стену. «Кто вообще повесил тут фото Донакова?». Я подошел к стенке, принялся снимать фотографию и оборвал уголки. Опасливо оглянулся на дверь, не увидел ли кто. На обороте что-то было написано карандашом. Как ни силился, ничего не мог разобрать. Я вздохнул, машинально протер ладонью фото. Все в трещинах, изломах, рассыпается в руках. На книжном шкафу сверху стояла рамка, в которой красовалась историческая справка о замечательном роде Синичкиных. Это был подарок мамы отцу. Я достал рамку, отряхнул от пыли, вытащил цветную бумажку и вставил фото Донакова.
-Порядок наводишь? -спросила зашедшая мама.
-Ага, - ответил я и засунул справку между книжек. – Скоро ужинать?

  Этим же вечером я написал от имени отца запрос в Нижегородский военкомат, запрос в центральный архив в Москву и  отнес на почту.



Глава 11.

 -Димка, видел объявление в клубе?
-Какое?
-Запись в секцию по борьбе. Пойдем?
-Некогда мне, я на футбольную секцию записался. Хочешь со мной?
-Нет, - я твердо решил на борьбу.
На первом же занятии длинный Колян так накостылял мне, что я еле поднялся с мата. Тренер, понаблюдав за мной, сказал, что общая физподготовка слабая, что, мол, надо бегать по утрам и отжиматься.
Вечером, вернувшись домой, принялся отжиматься.
Молодец, Валя! -похвалила мама, глядя на мои усилия.
Отец только хмыкнул, но назавтра принялся сооружать во дворе турник. Теперь можно было и подтягиваться.

  -Эй, слышь, ты нквдшниками интересуешься?- окликнул меня по дороге из школы какой-то мужик.
Я оглянулся. -Это вы мне?
-Иди, что покажу.
Я прошел за ним во двор.
-Заходи в дом, че ты, не робей.
В комнате навстречу нам поднялся из-за стола парень. Я узнал его - это был Витька Семенов, пятиклассник, он учился с Юлькой в одном классе.
-Сейчас я, -мужик прошел в соседнюю комнату.
-А ты разве тут живешь? -спросил я Витьку.-Вы же вроде на Цветочной…
-Это мы раньше, -заговорил быстро Витька, -а сейчас мы с мамой тут, у дяди… с папой Андреем живем.
-Вот, -дядя Андрей вернулся в комнату с какой-то огромной книгой в руках,- слышь, как тебя…Валентин! Вот, бери.
-Что это?
-На, -настойчиво совал он мне в руки свою книгу. Это был альбом с фотографиями.
-Папа, это же бабушкин, -пытался остановить его Витька.
-Какой я тебе папа? -загремел тот.
Витька смешался, быстро взглянул на меня, отвернулся.
-У тебя таких пап, как я, еще сотня будет, -ухмыльнулся дядя Андрей,-бери, бери, Валентин, а  отцу передай, что Андрюха Беляев мастер и свое дело знает. Я не какой-нибудь, за свое должон получить, пусть отдаст!
Дядя Андрей горланил, размахивал руками, я перепугался, с альбомом в руках выскочил на улицу. Вслед неслись крики дяди Андрея и увещевания Витьки.
Пришел домой с альбомом, семья  была вся в сборе, пили чай.
-Садись с нами,- сказала мама, -а это что у тебя?
-Дядя Андрей дал.
-Какой дядя Андрей?- спросил отец.
-Дядя Андрей, он живет через дом от Таньжовых.
-Беляев? А ты откуда его знаешь?
-Вот, познакомился, - мне было лестно, что у меня такой взрослый знакомый.
Я раскрыл перед ними альбом с фотографиями.
-Это же его семейный альбом, зачем ты взял его?
-Он  сам мне его дал, сказал, что там нквдешники есть.
- И что с того? Валя, немедленно верни ему альбом.
-Да, он сказал еще, - ты что-то должен ему…
-Ничего я этому лодырю не должен, -завелся отец, -пусть закончит работу, а потом требует…Нет, вы послушайте только…
Я с альбомом подмышкой вышел из кухни, прошел к себе. Дурацкий альбом!
Пусть сначала свои косяки исправит, -слышалось из кухни.
Дверь в комнату открылась, вошла мама, следом Юлька.
-Ну, зачем ты, сынок, взял этот альбом?
-Так получилось, он сам мне его сунул, я не хотел брать, честно.
-А может, он решил музей создать, военный,-вставила Юлька.
-Какой еще музей?
-Ну фото ведь военные?
Мы принялись рассматривать фотографии. Какие-то дяди, тети неизвестные, подстриженные одинаково  на один бок, дети таращатся в объектив, а вот и военные какие-то…Я, соскучившись, быстро перелистывал альбом. Вдруг из него выпали сложенные бумажные листы. Юлька подняла их и развернув, сказала:
-Это письма, тут какие-то танки нарисованы.
 Мама взяла один из листочков, вслух принялась читать:

            «Дорогая моя взрослая дочка, что в 6 классе и имеет маленькие косички (не стрижка).Мне не нравится твое поведение: беготня с девочками, твое отношение к маме, которое даже ты допустила, когда писала мне : «она трусит», «напиши ей» и т.д. Я говорил тебе уже один раз, а ты знаешь, что я не люблю повторять того, что сказал раз, что о старших, а особенно об отце и матери не говорят и не пишут: «он», «ей», «она»…
Мать сделала паузу и выразительно посмотрела на нас с Юлькой.
-А дальше что там?-спросил я.
Мама нерешительно сказала:
-Вообще-то чужие письма некрасиво читать.
-Но ты же начала уже, -резонно ответила ей Юлька, -и потом этот дядя сам отдал их Вальке.
-Ладно, раз так…«Смотри, что бы когда я приеду и может быть без ноги или руки, ты не осталась без своих косичек. Ты взяла на себя заботу о маме, ты дала мне слово, а пионерское слово должны держать крепко. Смотри, может повернуться дело так, что ты слово нарушишь и за это не увидишь меня так, как не увидишь больше тетю Лялю и дядю Алешу. То, что ты принимаешь участие в общественных делах школы, -это хорошо и я забываю добрую половину своих огорчений и горячо люблю свою Наташку. Летом ты будешь, наверно, работать в колхозе. Будь и там первой отличницей и работай, думая, что твой труд идет в помощь Красной Арии.
Твой, тебя любящий папка.       17.5.42г.»

Мама развернула другую сложенную бумажку. Наверху были нарисованы самолеты, под ними надпись: «Боевой Новогодний привет с фронта»:

«Родная моя девочка…Ты пишешь, что хочешь стать краснофлотцем, хотя женщинам и открыта дорога всюду, но есть специальности, где женщины не могут работать, вот и краснофлотцем тебе быть не придется. Другое дело, если ты станешь военврачом и даже быть на военном корабле. А помечтать можешь! Хорошо и то, что ты уже хочешь быть кем-то и плохо, если не будешь никем! Береги маму, помогай маме, и не живи белоручкой!
Целую тебя моя золотая, твой папа. 11.12.42г.

Мама аккуратно сложила листки и положила назад в альбом. Мы молчали.
-Эта девочка как ты, Юль, -произнес я.
Юля смущенно хмыкнула.
-Отец ее все время ругает, -продолжил я,- но ведь им с матерью тоже, наверно, трудно жилось?
-Он не ругает,- горячо возразила мама, -он пытается воспитывать дочь, зная, что каждую минуту может погибнуть…Очень ответственный человек!
-Вот Юльку не помешало так воспитывать, -предложил я.
-Нет, тебя, -тут же отозвалась Юлька.
-Тебя!..
-Я знаю, кому писались эти письма, –перебила нас мама.
Мы разом замолчали.
-Кому?
-Это же тетя Наталья, мать Андрея Беляева.
- А ты знала эту тетю Наталью?
-Не только знала, а вчера видела.
-Как, она живая разве? А где она живет?
-У родственников где-то. Андрей прогнал ее из дому, напился и выгнал. Она сама рассказывала…Да ты помнишь ее, она молоко козье продает.
Я был поражен.
Эта беззубая старуха с черными  скрюченными пальцами, глядя на которые я поклялся не брать в рот козье молоко, и есть та самая Наташка, девочка с косичками? Наташка, мечтавшая стать краснофлотцем?..
-Если б отец ее, фронтовик был жив, он бы Андрюхе показал, как мать из дома выгонять! – взволнованно сказал я.- Он бы его скрутил и самого бы…
-Эй, вы, там, спорщики, фильм начинается, -послышался отцовский голос из соседней комнаты.
-Я завтра увижу тетю Наташу и отдам ей все, -сказала мама.
-И молоко купи у нее. -сказал я .-Такое вкусное!
Юлька прыснула.
Мама внимательно посмотрела на меня.
-Хорошо, куплю. Она взяла со стола альбом и вышла из комнаты.



Глава 12.

   На занятиях тренер ставит рядом со мной Сережку Ниппель, он из нашего класса. Сережка щупленький, в очках, в классе его не слышно и не видно. На мат я бросаю его одной левой. Но Сережка упорный, встает раз за разом весь красный и говорит, как всегда, заикаясь : «Давай, это, еще по разу». Мне иногда жалко его становится.
Придя домой с тренировки, еще издали увидел на крыльце Юльку с  белым конвертом в руках. Письмо из военкомата!
Мне! Я первый раз в жизни получил письмо. Вспомнил, как рассказал Димке, что отправил запрос.
Да кто тебе напишет? -Ответил он мне. -Кто ты такой?..Моя мать тоже запросы посылала, и ни ответа, ни привета.
 Волнуясь, вскрыл довольно толстый  конверт. Ого, сколько листов. Так, вот:

Синичкину Игорю Алексеевичу.
Письмо я писал от имени отца, будто он ищет своего деда.

                Уважаемый Игорь Алексеевич!
           Мы понимаем и ценим Ваше стремление в сохранении памяти о своем деде Донакове Николае Федоровиче. Именно благодаря мужеству и стойкости таких бойцов, как он, была завоевана Великая Победа.
          В военном комиссариате Нижегородской области на Донакова Н.Ф. никаких сведений не имеется.
         В архиве пенсионных дел найдена алфавитная карточка АБ №27287,из нее видно, что пенсии по потере кормильца были назначены матери-Наталье Макаровне и детям (получатель жена-Екатерина Ивановна). 10 октября 1956 года пенсионные дела были направлены в Ивановский областной военный комиссариат. По всей видимости, в связи с переездом туда получателей пенсии.
  Стремясь помочь Вам, мы обратились к документам ЦАМО. Из переписки видно, что лейтенант Донаков Н.Ф. проходил службу  в воинских частях ВВ НКВД. В связи с этим рекомендуем Вам обратиться в Российский государственный военный архив.
С уважением, В.Паков Военный комиссар Нижегородской области.

Я развернул листки. Это были распечатанные документы из «Мемориала», точно такие лежали у меня в папке «Досье на Донакова».

Я молчал, обдумывая письмо, потом спросил Юльку:
-Отец дома?
-Да нету его.
Прошел к себе, аккуратно сложил листки обратно в конверт.

-Ну что, Николай Федорыч, -я посмотрел на Донакова, -здорово ты законспере…запрятался, и не найдешь. А может, у тебя там в Ивановской области другая жена и дети были, как Пушкин предположил? Там и все документы…

Вечером с отцом перечитали письмо.
-Я вспоминаю, -сказал отец, -мама говорила, что отец из Ивановской области. Получается, мобилизоваться мог и там. Значит, бабушку мою звали Екатерина Ивановна.
-А его мать-которая пенсию получала-Наталья Макаровна.
-Да…Можно еще запрос в Ивановский комиссариат подать и в  этот архив, как его?
   Я обреченно вздохнул.
Назавтра я отнес на почту еще два запроса.


Глава 13.

9 мая.
   С утра надел белую рубашку, расчесал волосы на косой пробор (как у отца), взял рамку с  фотографией прадеда и  направился в школу. В классе нарядная Инна Леонидовна прикрепила каждому из нас на грудь георгиевскую ленточку, рассадила по местам и  попросила каждого из ребят рассказать о его родных. Когда очередь дошла до меня, я, держа рамку с портретом, стараясь что б голос не дрожал, стал рассказывать:
«Это мой прадед, Донаков Николай Федорович, помощник командира роты 95-ой гвардейской стрелковой дивизии второго формирования 241 полка внутренних войск НКВД, лейтенант, воевал, защищая Москву, в 1942 году участвовал в обороне Сталинграда, пропал без вести по всей вероятности, в январе-феврале 1942года. Предположительное место гибели  и захоронение-Лог Смерти, братская могила, поселок Металлург Краснооктябрьского района близ Мамаева Кургана. Сведения найдены мною лично, -прибавил я, взглянув на Олю. И добавил еще, -прадед достоин упоминания в списках героев на Мамаевом кургане».
-Конечно, Валечка, достоин, -сказала учительница.-Садись.
Я победно прошел к своему месту, держа Донакова у груди.
-А мой папа говорит,-сказала вдруг Лиза Мазоха,-что до войны здесь было так много народу, что земли на всех не хватало. Мог начаться голод, и что война –это решение демо…-она запнулась, -война помогла решить эту проблему.
В классе наступила тишина. Мы смотрели на учительницу.
-Ты что, дура?-крикнул с задней парты Симонян.-А если б тебя пристрелили?-Он направил на Лизу пальцы, сложенные пистолетом.-Пдж!
-Артур!-прикрикнула на него Леонида.-Лиза, папа наверное хотел сказать, что демографическая проблема тогда могла быть решена только насильственным методом. Сюда можно отнести и репрессии.
-Он хотел сказать, что всех перестрелять надо было, чтоб Мазохе было что покушать!-крикнул Колька.-И чтоб его Лиза не похудела, не дай бог.
Мы засмеялись, Лиза расплакалась и выскочила из класса.
-А вот неприятие чужого мнения и есть признак фашизма,-заметила стоящая возле окна учительница.-Девочки,сходите кто-нибудь за Лизой.
-Так что, Мазоха права?-спросил ее Димка.
- Я думаю,что не права.Но она имеет право высказывать свое мнение.
-А моя мама говорит,-продолжил Димка,-что если бы не Сталин, войны бы и не было.
-Ты что,Мазай,да если б не Сталин, мы бы войну проиграли!-крикнул Серега.
   Поднялся гвалт. Каждый высказывал свое мнение по поводу военных действий и руководства. Леонида тщетно пыталась нас утихомирить. Симонян даже запустил книжкой в кого-то. Ему прилетело линейкой. Он вскочил с места и бросился на обидчика.
    Дверь открылась, и в класс вошла зауч. Мы мгновенно замолчали.
Что тут происходит? Инна Леонидовна,чтоб класс через минуту был внизу.



Со двора школы звучала музыка, играли  военные марши.
Ребята, митинг начинается, пора!
Мы вышли из школы, строем направились к площади.
Там, возле памятного обелиска уже собрались люди, гремела музыка. Шедший рядом Сережка вдруг сказал:
-А я, это, был там.
-Где?
-На Мамаево…на кургане, в прошлом году. Отец поехал, это, помидоры продавать и взял с собой. На обратном пути, машина поломалась, пока детали искали, ходили на Мамаев курган.
-Ну и как там?
-Мне, это…понравилось.Так торжественно, но пока поднимешься наверх к памятнику, устанешь…Очень красиво. Мы и на Лог этот заезжали.
-Да что ты?!
-Ну да…Дорогу спрашивали, никто из местных не знал. А там, это, стрела, ну стела, братская могила, имена бойцов…
-Донакова там не было случайно?- перебил я его.
-Откуда ж мне знать, это…пустынно там …Берег близко,река. Рядом строительный мусор высыпан, роют что-то…
 Димкин отец открыл митинг торжественной речью, мол, никто не забыт, ничего не забыто, подвиг наших земляков останется в сердцах их потомков навечно. Потом выступала зауч, говорила о важности патриотического воспитания подрастающего поколения, то есть нас. И еще выступал какой-то старенький дед.Говорил он тихо,ничего не разобрать,потом ему дали микрофон: «Пока мы вместе,-говорил дедушка,-мы сила.Казаки!Держитесь вместе,помогайте друг другу…» Он закашлялся,не смог продолжать речь…
Я вдруг увидел отца. Он стоял среди людей и видимо, высматривал  среди ребят меня с Юлькой.
Папа, я здесь! -крикнул я и поднял фотографию деда повыше. Он заметил меня и, улыбаясь, взмахнул приветственно рукой. Опять звучит музыка, и мы строем идем по площади, держа фотографии родных защитников. Ну те, у кого они были.




Глава 14.

Вот и каникулы!

-Ты чем будешь заниматься? -спросил меня Димка.
-Да дел много, -начал я, -нужно…
-Есть одно дельце, секретное- тут же перебил он меня. Мне мать рассказала, приоткрыла завесу над тайной…Вот ты знаешь, как называлось раньше наше станица?
-Когда-раньше?
-Давно, до революции?
-Красногва…Да не знаю я.
Он снисходительно хмыкнул.
-Большой Гусев, вот как. Мне мать говорила, что есть еще Малый Гусев. Хватит ржать! Гусев-фамилия помещика, о-очень богат он был, все здесь ему принадлежало.
-И что из того?
-Так вот, когда нагрянули красные, Гусеву пришлось спешно бежать отсюда за границу, все бросить и бежать.
-Ну и что?
-А то, что его дом-это…-Димка сделал многозначительную паузу- наша старая школа. Он победно смотрел на меня.
-И что из того?
-Да то, что Гусев все свои сбережения, драгоценности спрятал в доме. В старой школе спрятан клад!
 -Ну, ты даешь, -протянул я.
-Точно! Я уже ходил туда на разведку и предполагаю, что клад спрятан под крыльцом. Короче, бери лом, мешки, лопаты и вечером собираемся у старой школы.
-А мешки зачем?
-Если что-то обнаружим, в руках понесем. что ли? Все, сбор у старой школы.
-Димка, я не могу.
-Почему,  дельце верное!
-Я же с отцом на работу хожу, потом он обещал в отпуск всей семьей поехать.
-Ой, зачем тебе эти кирпичи таскать, каникулы же! Наработаешься еще…
-Ты как моя мама говоришь, -улыбнулся я.
-Во, верно говорит. Ну что, придешь?
-Как мы будем рыться возле школы на глазах у всех?
-Агент Чики Рики все продумал.Если спросят,скажем,что…
-Как с курганом?-перебил я его.
-Так кольцо же нашли,оно бы так и валялось там,если б не мы.
-И пусть…Не буду я больше нигде рыться.
-Глупый ты,Синичкин,-с сожалением произнес Димка.-иди,вон,кирпичи таскай.
Он повернулся и пошел прочь.
Я вздохнул,сунул руки в карманы штанов,нащупал там деньги. Черт, мама же сказала хлеба купить, совсем забыл с этой димкиной секретной ерундой.












 












 





   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.