Директор

Внушительно взметнулись ввысь огромные трубы заводских корпусов Теплоозерского цементного завода, раскинувшего свои владения на окраине рабочего поселка. Этот завод – крупное промышленное предприятие, принадлежащее Министерству строительных материалов, обеспечивающий «хлебом индустрии» строительные организации Дальнего Востока.
Просторный кабинет директора. Ничего лишнего: письменный стол, на котором мирно покоится папка с исходящей документацией (секретарь принесла на подпись), аналогичная, только другого цвета – с входящей; селектор, два ряда стульев вдоль стен, телевизор местного назначения.
Хозяин кабинета, Георгий Васильевич Кожемякин, роста выше среднего, плотный мужчина, на вид лет сорока пяти, может быть чуть больше, с увлечением рассказывая о заводских делах, нажимает на кнопку телевизора, и комментирует:
– Вот, пожалуйста, вы видите цех обжига. Все печи в рабочем состоянии. Значит, дела идут хорошо – план выполним. Георгий Васильевич снова щелкает кнопкой телевизора, меняются цеха, люди.
– А вообще это, конечно, не то, – продолжает он наш разговор. – Чтобы хорошо знать обстановку, надо пройтись по цехам, увидеть всё воочию, поговорить с рабочими: кого–то похвалить, если человек этого достоин, кого–то подбодрить, если он нуждается в какой–то духовной поддержке, кому–то оказать реальную помощь. Так мы и делаем: в неделю раз вместе с главным инженером, председателем заводского комитета, парторгом делаем обход всех цехов. По необходимости приходится бывать в цехах и чаще – в зависимости от сложившихся обстоятельств. Если есть желание, – продолжает разговор директор, – можем прогуляться по цехам.
…Идем по территории завода. Мы – это главный врач районной санэпидстанции Сыроватский Н. Н., молодой еще специалист, направленный в наши края три года назад, сразу после окончания Иркутского медицинского института; Косухин В. И. – главный врач Теплоозерской районной больницы, товарищ постарше, имеющий за плечами не один год работы, и автор этих строк.
…Неузнаваемо изменился облик предприятия: вся территория заасфальтирована, здесь и там разбиты цветочные клумбы, высажены молодые деревца. И невольно вспоминается мне завод пятилетней давности. Вот что я тогда писал:
– Внушительно взметнулись ввысь огромные трубы заводских корпусов, извергая в небо серые облака цементной пыли, которые то как грозная армада кораблей, плывут в сторону окрестных сопок, то темной тучей нависают над поселком, осаждаясь плотным слоем цементной пыли на деревья, крыши домов, попадая в глаза, рот, ноздри людей. Потемневшее от пыли небо мутное.
…Мы идем по территории завода. Кругом – непролазная грязь, превращенная колесами мощных машин в сплошное черное месиво; кучи битого кирпича, стекла, железа и разного прочего хлама. Разбитыми стеклами зияют окна корпусов.
Входим в цех. Огромный металлический цилиндр лениво вращает свое грузное тело, грохочет содержимым, жаром пышет на расстояние. Это и есть цементная печь. Две другие, расположенные параллельно, бездействуют. На полу, стенах, потолке – густой слой цементной пыли, ею до предела насыщен воздух.
Грохот вращающихся печей, рев моторов, треск электросварки, шипенье движущихся транспортеров – все это сливается в единый мощный звук, давящий на уши, заглушающий слова. Теплоозерский цементный завод является мощным источником загрязнений атмосферного воздуха в Облученском районе. Содержание пыли в цехах завода по данным санитарно–гигиенической лаборатории областной санэпидстанции превышает предельно–допустимые концентрации в десятки раз.
Своими воспоминаниями я поделился с Георгием Васильевичем.
– Да, очень грязным было предприятие. Когда я первый раз прошелся по цехам, познакомился, так сказать, с обстановкой, впечатление осталось от всего увиденного ужасное. Я сразу тогда понял, что бывшим руководителям этого предприятия было чуждо понятие о производственной санитарии, об эстетике. Мои предшественники не понимали этого сами, и не приучали к этому рабочих. Грязно на территории – но и ладно: не до этого – план надо делать. Высокая запыленность в цехах? Ничего – переживем. А получалось так: плохие условия труда, низкая трудовая дисциплина, большая текучесть кадров – систематическое невыполнение плана. Можно все это раскрутить и наоборот: систематическое невыполнение плана – большая текучесть кадров, низкая трудовая дисциплина, не до чистоты, не до санитарии. Образовался замкнутый, порочный круг. И чтобы из него вырваться, надо в каком–то основном месте этот круг было самым решительным образом, беспощадно рвать.
…Да, на протяжении многих лет лихорадило завод. Много хлопот доставлял он районным, областным и краевым партийным и советским органам. Один руководитель сменял другого, а дела шли плохо. Все понимали: для выхода из создавшегося положения, надо чтобы завод возглавил человек, наделенный самыми передовыми качествами руководителя: опытом, умом, силой воли, деловитостью. Нужен был человек, который смог бы переломить ход событий, сплотить коллектив, повести его за собой. Нужен был человек, в которого бы поверили психологически надломленные неудачами многих лет люди, пошли бы за ним. Георгий Васильевич оказался именно таким человеком, таким руководителем.
…Входим в цех обжига. Огромные металлические цилиндры лениво как бы нехотя, вращают свои грузные тела, жаром пышут на расстоянии. В цехе, светло, чисто: пол забетонирован, зажелезнён, стены заштукатурены, побелены. Печей пять. Два пульта управления. Процессом руководят всего три человека. За цехом обжига следует помольный. Грохочут вращающиеся мельницы, выкрашенные в светлый цвет, и напоминающие огромные металлические катушки. По крутым металлическим лестницам поднимаемся в дробильный цех, где производится запланированный профилактический ремонт.
…Порочный круг новый директор начал рвать сразу по всем направлениям. Прежде всего, повысил ответственность, чувство долга за выполнение своих служебных обязанностей главных специалистов завода, начальников цехов. Всем были строго расписаны их функциональные обязанности, за исполнением которых был усилен спрос. Главные специалисты, начальники цехов, конечно, усилили спрос в свою очередь со своих подчиненных, с рабочих. Была объявлена беспощадная война пьяницам и прогульщикам.
Вместе с тем, очень большое внимание было обращено на улучшение условий труда и технике безопасности на рабочих местах, ликвидацию сквозняков. Был создан цех аспирации. Организована лаборатория по замерам запыленности воздуха, произведена реконструкция фильтров вращающихся печей. Завод перевели на другой вид топлива – с угля на мазут. Во всех цехах построили приточно–вытяжную вентиляцию. Была произведена побелка, забетонированы полы, застеклены окна. Были приняты меры по улучшению быта рабочих: произведен капитальный ремонт заводской столовой, душевых комнат. В каждом цехе начали функционировать буфеты или комнаты приема горячей пищи.
Все вышеперечисленные и другие меры резко повысили трудовую дисциплину, у людей появилась уверенность в том, что завод выйдет из прорыва, что коллектив способен решать успешно задачи, поставленные перед ним. У рабочих повысилась заработная плата. Сократилась текучесть кадров. Уменьшилось число прогулов.
Неузнаваемо изменился и облик рабочего поселка. Строятся многоэтажные дома с благоустроенными квартирами. Заасфальтированы и освещены улицы, которые в летнее время поливаются. Высаживается ежегодно большое количество зелени, цветов.
…В настоящее время в коллективе Теплоозерского цементного завода трудится большое количество передовиков производства, мастеров своего дела. Это прежде всего Герой Социалистического труда машинист вращающихся печей Врублевский В. И., депутат Верховного Совета машинист сырьевых мельниц К. А. Шевчук, машинист вращающихся печей кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции В. И. Кузьмин, машинист вращающихся печей  кавалер ордена трудового Красного Знамени А. И. Четвериков, кавалер ордена «Знака Почета» В. Г. Почека, бригадир слесарей цеха обжига Г. Г. Иванов, и многие другие. Это они своим самоотверженным трудом крепят славу предприятия.
Большую заботу директор завода проявляет о молодом поколении, о тех, кто завтра придет на смену старшим.
– С каждым поступающим к нам на работу выпускником средней школы или подростком, не имеющем еще среднего образования, – говорит Георгий Васильевич, – у нас проводятся беседы, в которых принимаю участие я, секретарь парткома, председатель завкома, секретарь комитета ВЛКСМ, начальник отдела кадров, ветераны труда. В этих беседах мы выясняем интересы молодых людей, их планы на будущее, рассказываем о нашем коллективе, его традициях, рабочей чести. В цехах за  молодыми рабочими закрепляются наставники из числа передовиков производства.
– Одним из обязательных требований, которые мы предъявляем к молодым рабочим, – продолжает свой рассказ директор, – является учеба в школе рабочей молодежи, заводском техникуме, или заочно в любом другом учебном заведении.
Слова его не расходятся с делом – в поселке отличная вечерняя школа, расположенная в трехэтажном кирпичном помещении. И если в других населенных пунктах района, области её наполняемость – проблема, здесь она ежегодно совместными усилиями педагогов, руководства предприятия, комитета комсомола решается успешно. Все это дало свои положительные результаты: на заводе успешно трудится много молодежи, в том числе – и на руководящих должностях.
…Есть у Василия Георгиевича еще одно замечательное качество, о котором никак нельзя умолчать, и которое сыграло и играет немаловажное значение в успехах предприятия – любовь к прекрасному, к высокой культуре во всем: на производстве, в быту, в поведении. Это постоянно чувствуют, ощущают, видят и рабочие завода, и все жители поселка, и те, кто в Теплоозерске побывали впервые, а особенно, те  кто не был в поселке в последние три–четыре года – кому есть с чем сравнивать. Выражается это во всем: в чистоте улиц и тротуаров, в освещении поселка лампами дневного света, в поливании улиц в летнее время, и т.д.
Вы идете по улице поселка – асфальт, чистота, все здания снаружи побелены, на тротуарах там и здесь установлены металлические урны, накрепко прикрепленные бетоном к асфальту, с разинутыми пастями, готовые поглотить в себя все бумажки и окурки, В Теплоозерске не сорят на улицах (даже дети) и самые отъявленные неряхи.
 Зайдите в здание завоуправления – чисто, красиво, всё радует глаз: пол покрыт линолеумом, двери обиты пластиком, по потолку развешены светильники самой последней моды. В доме культуры рисунки на стенах оформляли художники из Москвы. И так во всем: в Теплоозерске лучшие магазины, лучшие столовые, культурнее обслуживание.
Много времени и энергии потратил Георгий Васильевич, чтобы привить жителям поселка любовь к цветам. А сейчас: пройдитесь в летнюю пору по улицам, застроенным многоэтажными жилыми домами: у каждого из них разбиты клумбы для цветов.
 И заслуженный успех пришел. В 1975 году завод был награжден орденом «Знак Почета». Выросли люди: и профессионально, и духовно. На передовом предприятии трудится большой отряд замечательных людей, о которых мы уже сказали.
Завод снабжает хлебом индустрии новостройки Дальнего Востока, строителей БАМ – а. Отзывы о качестве цемента самые наилучшие. А в этом году трем маркам Теплоозерского цемента присвоен знак качества. По итогам Всесоюзного соревнования коллективу Теплоозерского ордена «Знака Почета» цементному заводу за достигнутые трудовые успехи Министерством промышленности и строительных материалов СССР неоднократно присуждалось переходящее Красное Знамя, и денежные премии.
Растет завод. Набирает темпы. И если пять лет назад, в 1972 году предприятие выпускало 630 тыс. тонн цемента в год, то уже в этом году завод даст 960 тыс. тонн. А в 1978 году завод перешагнет миллионный рубеж, и даст Родине более миллиона тонн высококачественного цемента, в котором так нуждаются новостройки Дальнего Востока.
Как представитель медицины не могу умолчать еще об одном замечательном качестве руководителя, которым обладает директор ордена «Знака Почета» Теплоозерского цементного, завода – местную стокоечную больницу он считает заводским цехом здоровья, и оказывает ей всякую и материальную, и моральную поддержку. За тот период времени, что он стоит у руководства, произведен капитальный ремонт поликлиники, прачечной, кухни. Реконструирован рентгенологический кабинет. На территории завода построено новое помещение здравпункта. Причем (а это очень важно) все работы проведены быстро, и с отличным качеством.
Особое внимание в этом отношении Георгий Васильевич уделил заводскому санаторию–профилакторию: в этом году произведен его капитальный ремонт, и его реконструкция. В четырех комнатах установлены ванны. Термальная вода подвозится с местного курорта «Кульдур». И теперь рабочие, проходящие лечение в профилактории, могут никуда, не выезжая, на месте получить необходимый курс лечения минеральной водой, принятой в виде ванн. И опять же надо упомянуть: при проведении ремонта профилактория в дело были вложены не только средства, но и душа, и та самая любовь к прекрасному, о которой упоминалось выше: по своим эстетическим качествам, по оснащенности медицинской аппаратурой Теплоозерский профилакторий не уступит ни одному профилакторию края.
…Директор предприятия. Должность столько же почетная, сколько и ответственная, беспокойна и многообразна: здесь и заботы о выполнении плана, и ремонт, и финансы, кадры, и т. д., и т. п. Не каждому по плечу такие заботы. Только самые достойные могут утвердиться в этой должности. Георгий Васильевич относится к таким. За плечами у него большой трудовой стаж. Работал мастером. Затем начальником цеха. Руководил одним из цементных заводов в Подмосковье, в Новосибирской области. И вот уже пять лет руководит вышеупомянутым предприятием. И всё лучшее: опыт, знания, ум – что было накоплено за предыдущие года, Георгий Васильевич с огромным умением и любовью, как заботливый родитель, отдал многострадальному Теплоозерскому цементному, вывел его из отстающего в передовое предприятие, предприятие высокой культуры.
…Деловой человек. Настоящий руководитель. Понятия эти емкие, неоднозначные, дискуссионные. О директоре ордена «Знака Почета» Теплоозерского цементного завода можно смело сказать, что это настоящий, деловой руководитель крупного социалистического предприятия.

1976


Рецензии