Струны понимания. Глава 75

1. В этой главе мы обсудим другой вариант тематизации центральной сюнетономной вертикали AED в рамках смыслового фактора "маятник". Речь идет прежде всего о неономике АGD, парадигме непримиримого конфликта/борьбы (ср. свидетельство Иисуса о том, что он пришел принести "не мир, но меч" и разделение, указывающее на тематизацию левого среднего месономного контекстного поля смысловых полярностей/разделения L, также входящего в состав сюнетономики IALD).

2. Неономика в свою очередь состоит из двух половинок: верхней трансформаномики GAE и нижней фрагментономики GED. Первая связана с радикальным преобразованием общества в духе справедливости и внимания к нуждам бедноты, вторая с разрушением общества, отвергнувшего такое преобразование.Именно такой выбор между преобразованием и разрушением предлагает Бог жителям южного еврейского царства Иуды в начале книги пророка Исайи. Однако причем здесь фактор "маятника", где как мы видели в прошлой главе, речь идет о реализации Золотого правила по максимуму т.е. в духе бескорыстия и справедливости? Контекстный анализ позиции знаменитого аболициониста и противника рабовладения Джона Брауна может помочь нам выявить эту связь.

3. В библейской пророческой традиции, которой вдохновлялся Браун, и в особенности в первой половине книги пророка Исайи, Бог обращается к населению Иудеи и Иерусалима с призывом сделать выбор между тем, чтобы изменить свое поведение и руководствоваться принципами социальной справедливости ( переориентация социальной группы "своих" инсайдеров в среднем правом контекстном поле G на верхнее левое контекстное поле общих принципов истины и справедливости А, трансформативная полугоризонтальная диагональ GA и связанная с этой диагональю парадигма трансформаномики GAE)или же продолжать игнорировать эти принципы и подвергнуться дальнейшему разрушению ( полугоризонтальная победительная/перформативная диагональ GD обозначающая победу Бога G над своими "мятежными сыновьями", как над врагами Е, то есть их низведение в беспомощное и разгромленное состояние в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D, то есть туда, где находились рабы. Вот этот текст из первой главы книги пророка Исайи.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во;лну убелю.Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. (Ис 1, 16-20)

Ср слова Бога в той же первой главе Исайи " сыновей вырастил Я и возвысил, а они согрешили против Меня" евр. banim gidalti v'romamti v hema poshu bi и статус Израиля как избранного раба Бога во второй части книги Исайи гл. 40 и сл.). Парадигма разрушения это в данном случае фрагментономика GED.

4. Трансформаномика GAE и фрагментономика GED вместе взятые образуют неономику GDA, главную парадигму горизонтального конфликта между "своми" G и "чужими" Е на центральной горизонтальной коммуникативной оси контекстограммы.
Неономика также как главная парадигма позитивного нравственного взаимодействия и общения этономика СЕВ симметрично расположена вдоль центральной горизонтальной коммуникативной оси GE, разделяющей обе эти парадигмы на две равных половины, но сориентирована в противоположном направлении к левой боковой номотетической вертикали AD.

5. В отличие от энергономики DAB неономика подчеркивает горизонтальное диалогическое отношение и тематизирует момент сознательного выбора между двумя альтернативными линиями поведения. Джон Браун, который в октябре 1859 г. с небольшим отрядом своих сторонников захватил федеральный арсенал армии США в виргинском городке Харперс Ферри, интерпретировал свой рейд, как предостережение населению Юга, как требование от этого населения радикально изменить свой подход к рабству и как последнюю возможность предотвратить кровопролитную и разрушительную гражданскую войну между Югом и Севером (1861-1865), которая началась через полтора года после рейда Брауна. Об этом Браун ясно высказался во время своего допроса в тюрьме, в котором принимали участие видные южные политики, сенатор Мэсон и губернатор штата Виргиния Уайз. К ним он видимо и обращался в первую очередь. Ниже я цитирую соответствующие отрывки из протокола этого допроса.

" Я не думаю, что население рабовладельческих штатов когда нибудь рассмотрит вопрос о рабстве в его истинном свете до тех пор, пока не будет использован другой аргумент, нежели нравственное убеждение...я утверждаю, что нахожусь здесь, чтобы осуществить действия, которые я считаю вполне оправданными (perfectly justifiable), и не с тем, чтобы играть роль бандита или поджигателя, но с тем, чтобы помочь тем, кому причиняют великую несправедливость. Я хочу сказать далее, что вам стоит, всем вам, людям на Юге, приготовиться к решению этого вопроса, к решению, которое должно придти быстрее, чем вы полагаете. Чем быстрее вы приготовитесь, тем лучше. От меня то вы легко можете избавиться, и уже почти что избавились (Браун был несколько раз ранен во время рейда и ясно понимал, что его ожидает скорая казнь), но этот вопрос еще остается решить, я имею в виду этот вопрос о неграх, он еще не решен."

6. Браун на этом допросе опровергает обвинения в (говоря языком нашего времени)терроризме и бандитизме, и утверждает, что он и его люди делали все возможное, чтобы сохранить жизни мирного населения и заложников. Он подчеркивает свое хорошее обращение с заложниками (свидетельства которых в большинстве своем были сравнительно благоприятны для Брауна), ради безопасности которых он, по его словам, дал войскам окружить себя и своих людей, отказавшись от идеи вырваться из замыкавшегося кольца. Вместе с тем рейд привел к гибели ряда случайных людей убитых бойцами Брауна (в том числе нескольких афроамериканцев).

Вот этот отрывок в английском тексте протокола этого допроса.

Brown... It is by my own folly that I have been taken. I could easily have saved myself from it, had I exercised my own better judgment rather than yielded to my feelings.

Браун. Я был захвачен из за моего собственного неразумия. Если бы я действовал по своему разумению и не поддался своим чувствам, я мог бы легко уберечь себя от этого.

Mason. You mean if you had escaped immediately?

Мэсон. Вы имеете в виду, если бы вы немедленно ускользнули.

Brown: No. I had the means to make myself secure without any escape; but I allowed myself to be surrounded by a force by being too tardy. I should have gone away; but I had thirty odd prisoners, whose wives and daughters were in tears for their safety, and I felt for them. Besides, I wanted to allay the fears of those who believed we came here to burn and kill. For this reason I allowed the train to cross the bridge, and gave them full liberty to pass on. I did it only to spare the feelings of those passengers and their families, and to allay the apprehensions that you had got here in your vicinity a band of men who had no regard for life and property, nor any feelings of humanity.

Браун: Нет. Я имел средства обезопасить себя без того, чтобы ускользнуть, но я промедлил и позволил себя окружить. Я должен был уходить, но у меня было около тридцати пленников, жены и дочери которых были в слезах по поводу их безопасности и я им сочувствовал. Кроме того я хотел успокоить опасения тех,кто полагал, что мы пришли сюда жечь и убивать. По этой причине я позволил поезду пересечь мост и дал ему полную свободу проезда. Я сделал это только с тем, чтобы пощадить чувства этих пассажиров и их семей и успокоить страхи тех, кто думал что в вашей окрестности появился отряд людей, которых не считаются ни с жизнью, ни с собственностью и не имеют сострадания.

Mason. But you killed some people passing along the streets quietly.

Brown: Well, sir, if there was anything of that kind done, it was without my knowledge. Your own citizens who were my prisoners will tell you that every possible means was taken to prevent it. I did not allow my men to fire when there was danger of killing those we regarded as innocent persons, if I could help it. They will tell you that we allowed ourselves to be fired at re­peatedly, and did not return it.

Масон. Но Вы убили нескольких людей, которые просто спокойно проходили по улице. 

Браун. Да сэр, если что либо такое было сделано, это совершилось помимо моего знания. Ваши собственные граждане, которые были моими пленниками, скажут Вам, что были приняты все возможные меры, чтобы это предотвратить. Я не разрешил моим людям стрелять, тогда когда была угроза убить тех, кого мы считали невинными людьми, насколько я мог этого достичь. Они скажут Вам, что мы не раз позволяли стрелять по нам, не отвечая. 

7. Из последнего письма к жене накануне казни 30 ноября 1859 г.видно, что Браун был полностью убежден в справедливости своей борьбы против рабства, в Божественном одобрении этой борьбы и в конечной победе над рабством, ради которой он охотно был готов пожертвовать собственной жизнью. Вот, что он писал в этом письме: " Я жду часа моего публичного убийства (Браун употребляет слово убийство murder, а не казнь execution, чтобы подчеркнуть свой отказ признать авторитет суда и справедливость приговора ЛБ)с большим присутствием духа и в бодром настроении, будучи полностью убежден, что никаким другим образом меня нельзя было бы лучше использовать ради дела добра и человечества и что ничто из того, чем я или моя семья пожертвовали или потеряли, не будет потеряно понапрасну. Размышление о том, что мудрый и милосердный, а также справедливый и святой Бог управляет не только делами этого мира, но и всех миров, это скала, на которой можно поставить наши ноги при всех обстоятельствах....У меня теперь нет сомнения, что наше кажущееся несчастье (our seeming disaster)в конечном счете приведет к самому славному успеху, так что, моя дорогая разбитая и подавленная семья,крепитесь и верьте и уповайте на Бога всем вашим сердцем и всей вашей душой, ибо Он все делает хорошо. Не стыдитесь за меня и ни на один момент не отчаивайтесь в деле и не уставайте в том, чтобы делать добро. Я благословляю Бога за то, что никогда я не чувствовал более сильной уверенности в несомненном и скором приближении светлого утра и славного дня, чем я чувствовал и сейчас чувствую со времени моего здешнего заключения....Будьте никому ничем не обязаны, кроме любви друг к другу. Джон Браун завещает своим детям ненавидеть неумирающей ненавистью сумму всех мерзостей рабство."

8. То же самое настроение спокойной уверенности в правоте своего дела видно и из материалов допроса, в особенности интересного маленького диалога между Брауном и губернатором Виргинии Уайзом (кстати говоря навестившим его в тюрьме и оставшимся под большим впечатлением от его честности и непоколебимости), о котором сообщает один из американских журналистов в газетном отчете 1 ноября 1859 г.

"Губернатор Уайз. Мистер Браун, серебро вашей головы (Брауну было 60 лет ЛБ) окрашено кровью преступления и вам стоит избегать всех этих упрямых ссылок (в оригинале hard allusions видимо Уайз имеет в виду полемику Брауна с его противниками ЛБ) и подумать о вечности.
Браун: Губернатор, я по всей видимости не больше, чем на 15 или 20 лет опережаю Вас в путешествии в вечность, о котором Вы с такой добротой меня предупреждаете (Уайз был на шесть лет моложе Брауна и умер через 17 лет в сентябре 1876 г. ЛБ)и вне зависимости от того, будет ли мое пребывание здесь 15 месяцев или 15 дней или пятнадцать часов, я одинаково готов уходить. Сзади вечность и впереди вечность и маленькая точка в середине, какой бы длинной она ни была, это все равно, что минута. Разница между вашим пребыванием и моим пребыванием несущественна, и я хочу сказать Вам, что Вам надо приготовиться. Я то готов. На вас всех лежит тяжелая ответственность и вам стоит больше заботиться о том, чтобы быть готовыми, чем мне."

9. В своей речи 21 октября 1859 в столице Виргинии Ричмонде Губернатор Уайз назвал Брауна фанатиком, но высоко отозвался о его личных качествах: "Ошибаются те, кто принимает его за сумасшедшего...У него ясная голова, он смел, настойчив и изобретателен. Он хладнокровен, сосредоточен и неукротим и нужно отдать ему должное его поведение по отношению к пленникам было гуманным...Он произвел на меня большое впечатление своей честностью, как правдивый человек. Он разговорчивый и тщеславный фанатик, но он тверд, правдив и умен."

10. Будучи бизнесменом, привыкшим к неудачам и быстрой смене обстоятельств, Джон Браун и к своей казни относился по деловому: "Как говорит пословица меня высекли-писал Браун жене после приговора-но я уверен, что смогу вернуть весь потерянный в результате этого несчастья капитал, если буду на несколько моментов повешен за шею; и я настроен к тому, чтобы выжать все возможное из этого поражения".Здесь Браун использует рыночную парадигму прециономики СЕН в комбинации с основной для него этономикой СЕВ: чувство солидарности с черными невольниками (ассоциативная линия СЕ), о котором он говорил на суде и на допросе, как о своей основной мотивации, заставляет его принести свою жизнь (единственный капитал, которым он располагает) в жертву, ради их освобождения (супплементальная/снабжающая угловая диагональ ЕН, соединяющая среднее левое контекстное поле "чужих" Е с средним нижним контекстным полем ценностей Н). Обозначив жизнь и достоинство "чужих" Е как безусловную ценность Н с помощью своего, вложенного им капитала С Браун надеется вернуть свое капитал с избытком в другом трансцендентном измерении (линия НС).

11. Для жены убитого Брауном в Потаватоми Уильяме Дойла Махалы Дойл та же парадигма прециономики СЕН была осмыслена по другому: супплементальная линия ЕН это линия справедливого возмездия Брауну (Е) отдающему свою жизнь С и жизнь своих сыновей (двое из сыновей Брауна погибли в ходе рейда на Харперс Ферри, также как двое ее взрослых сыновей были убиты Брауном в ту страшную ночь в Потаватоми)в качестве расплаты за свою "адскую"деятельность. Ниже я привожу целиком ее письмо Джону Брауну 20 ноября 1859 г. из Чаттануги (Теннеси).

"Сэр, хотя мстительность мне не свойственна, я должна признаться, что чувствую удовлетворение, услышав о том, что вашу адскую карьеру остановили в Харперс Ферри наряду с гибелью двух Ваших сыновей, вы теперь можете понять мое горе в Канзасе, когда Вы там и тогда вошли в мой дом в полночь и арестовали моего мужа и двух мальчиков и увели их со двора и хладнокровно застрелили их и я слышала это. Вы не можете сказать, что сделали это, чтобы освободить наших рабов, мы не имели никаких и никогда не рассчитывали их иметь, Вы только сделали меня бедной безутешной вдовой с беспомощными детьми. Хотя я понимаю ваше безумие, я в то же время верю и надеюсь, что Вы получите ваше справедливое воздаяние. О как больно было моему сердцу слышать предсмертные стоны моего мужа и детей! Если эти мои каракули принесут Вам какое-нибудь утешение, пожалуйста.

Махала Дойл

N.B. Мой сын Джон Дойл, жизнь которого я у Вас выпросила, теперь вырос и очень хочет быть в Чарльзтауне в день Вашей казни, безусловно будет там, если его средства ему позволят с тем, чтобы поправить веревку у Вас на шее, если губернатор Уайз это разрешит.

12. Для Махалы Дойл деятельность Брауна это фрагментономное GED преступное насилие, которое несправедливо и не имеет никакого оправдания, тогда как для самого Брауна фрагментономика (парадигма разрушения) это лишь нижняя часть неономной парадигмы GDA выбора между фрагментономным разрушением и трансформаномным GAE преобразованием (то есть отказом от рабства D во имя требований справедливости А)выбора, перед которым его рейд ставит южные рабовладельческие штаты. Он верит в правоту своего дела (трансформативная линия GA) и отказавшись признать эту правоту вынесением ему смертного приговора белое население рабовладельческого Юга тем самым, с его точки зрения, запечатывает свой выбор в пользу фрагментономного разрушения, связанного с надвигающейся Гражданской войной. Именно об этом идет речь в последней записке Джона Брауна, написанной утром накануне казни и переданной тюремщику: "Чальзтаун, Виргиния. 2 декабря 1859 г. Я, Джон Браун, теперь вполне уверен, что преступления этой виновной страны, никогда, не будут очищены, кроме как Кровью. Я теперь думаю, что я напрасно тешил себя надеждой, что это может быть сделано без очень большого кровопролития."

13. В известной аболиционистской песне "Тело Джона Брауна", написанной в 1861 г. в момент начала Гражданской войны парадигма трансформаномики GAE и антагонистической неономики GDA осмысливается поэтически: в то время как тело Джона Брауна (контекстное поле мира D, включая сырье и отходы) гниет в земле, его дух ведет в бой и его Правда (контекстное поле А общих принципов Истины и Справедливости и трансформативная линия GA)идет вперед (his Truth is marching on). В 1863 г. с публикацией Прокламации об освобождении рабов, президент Линкольн, накануне войны в 1859/1860 гг. считавший рейд Брауна на Харперс Ферри
" абсурдной" затеей религиозного "энтузиаста", распорядится включить припев из этой песни "Его Правда идет вперед" в официальный "Боевой Гимн Республики". В 1863/1864 гг. с пушками северных армий Шермана и Гранта фрагментономное разрушение приходит в города рабовладельческого Юга.


14. Я уже рассматривал парадигму неономики GDA в первом томе книги Время смыслов, где я указывал, что именно эту парадигму использовало советское правительство в известном обращении к народу 22 июня 1941 г. с призывом сплотиться для отражения нацистской агрессии: "Наше дело правое" (трансформативная линия GA, соединяющая среднее правое контекстное поле "наших" G с верхним левым контекстным полем А общих принципов, таких как истина и справедливость)"Враг будет разбит" (средняя коммуникативная горизонталь GE соединяющая/разделяющая "своих" G и "чужих" E, врагов, интересно, что Браун своим главным врагом в данном случае считал не южан, как таковых, а защищаемое ими рабство), "Победа будет за нами" (нижняя полугоризонтальная победительная/перформативная диагональ GD, где D это нижнее левое контекстное поле мира).

15. Но главной мотивирующей парадигмой идентичности для Брауна была все таки не неономика, а симметричная ей и противоположная по направлению основная горизонтальная парадигма нравственного поведения:этономика СЕВ. Как он ясно указал и на допросе и в заключительной речи на суде, им двигало сочувствие к страданиям рабов.

Вот два отрывка на эту тему из английского текста протокола допроса.

A Bystander: Do you consider this a religious movement?

Присутствующий: Рассматриваете ли Вы это как религиозное движение.

Brown: It is, in my opinion, the greatest service man can render to God.

Браун. Я считаю это самой большой услугой, которую человек может оказать Богу.

Bystander: Do you consider yourself an instrument in the hands of Providence?

Brown: I do.

Присутствующий.Считаете ли Вы себя орудием в руках Провидения? Браун. Да, а так считаю.

Bystander: Upon what principle do you justify your acts?

Brown: Upon the Golden Rule. I pity the poor in bondage that have none to help them: that is why I am here; not to gratify any personal animosity, revenge, or vindictive spirit. It is my sympathy with the oppressed and the wronged that are as good as you and as precious in the sight of God.

Присутствующий: Какой принцип, по Вашему мнению оправдывает Ваши действия.

Браун. Я основываю их на Золотом Правиле. Мне жаль бедняков, попавших в рабство, которым некому помочь: вот поэтому я здесь, а не с тем, чтобы удовлетворить какую нибудь личную вражду, обиду или чувство мести. Это мое сочувствие к обиженным и угнетенным, которые также хороши как вы и также драгоценны в глазах Бога.

И второй отрывок.

Brown... I want you to understand, gentlemen, and [to the reporter of the "Herald"] you may report that,-I want you to understand that I re­spect the rights of the poorest and weakest of colored people, oppressed by the slave system, just as much as I do those of the most wealthy and power­ful. This is the idea that has moved me, and that alone. We expected no reward except the satisfaction of endeavoring to do for those in distress and greatly oppressed as we would be done by. The cry of distress of the oppressed is my reason, and the only thing that prompted me to come here.

Браун...Я хочу, чтобы вы поняли, господа, и (к репортеру из Геральда) Вы можете об этом сообщить, Я хочу, чтобы вы поняли, что я уважаю права беднейших и слабейших из цветного населения, которые подвергаются угнетению в системе рабства, в такой же степени как и права самых богатых и влиятельных. Это та идея, которая подвинула меня на то, чтобы сделать это, и только она одна. Мы не ожидали никакого воздаяния, кроме удовлетворения от того, чтобы сделать для страдающих и угнетенных то, что мы хотели бы, чтобы сделали нам, если бы мы были на их месте. Стоны горя угнетенных это причина моего поступка и единственная вещь, которая побудила меня придти сюда.

И наконец соответствующее место из заключительной речи Брауна на суде.

I am yet too young to understand that God is any respecter of persons. I believe that to have interfered as I have done, as I have always freely admitted I have done in behalf of His despised poor, is no wrong, but right. Now, if it is deemed necessary that I should forfeit my life for the furtherance of the ends of justice, and mingle my blood farther with the blood of my children and with the blood of millions in this slave country whose rights are disregarded by wicked, cruel, and unjust enactments, I say let it be done.

Я еще слишком молод, чтобы полагать, что Бог смотрит на лица. Я верю, что вмешаться, как я это сделал, как я всегда добровольно признавал, что я сделал, в пользу Его презираемых бедняков, не ошибочно, а справедливо. И теперь, если считают необходимым, чтобы я расстался со своей жизнью ради требований справедливости и смешал свою кровь с кровью моих детей и с кровью миллионов людей, чьи права попраны в этой рабской стране преступными, жестокими и несправедливыми порядками, я говорю, да будет так. 

16. Этономика СЕВ состоит из двух частей. Верхняя часть это респектономика BEG, заданная комбинацией рекогнитивной (признавательной) диагонали ВЕ (соединяющей верхнее правое контекстное поле В совершенных жизненных форм и их привилегированных носителей со средним левым контекстным полем Е бесправных "чужих", то есть в данном случае порабощенного "цветного" населения Юга)с центральной коммуникативной горизонталью EG, динамику которой определяет упомянутое Брауном Золотое правило.

17. Когда Джон Браун говорит о том, что он (среднее правое контекстное поле "своих" G)уважает права беднейших и слабейших из порабощенного цветного населения (среднее левое контекстное поле "чужих" Е), также как права самых богатых и могущественных (верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В)он тематизирует респектономику GEB.

18. Нижняя половина этономики ВЕС это нексономика (от лат. nexus связь)CEG, заданная комбинацией ассоциативной диагонали СЕ и коммуникативной горизонтали EG. Когда Джон Браун (нижнее правое контекстное поле автономной личности С) говорит о том, что сочувствует невольникам (Е) хочет защитить их от насилия и угнетения и готов к тому, чтобы отдать свою жизнь в знак солидарности с ними (т. е. превратить "чужих" Е в "своих" G в контексте совместной борьбы за свободу) он тематизирует нексономную парадигму идентичности CEG.

19. Но это значит, что обе половинки этономики:верхняя респектономика и нижняя нексономика тематизируют как раз те же полугоризонтальные диагонали: признавательную/рекогнитивную BE и сочувственную/ассоциативную ЕС, которые мы рассматривали в прошлой главе в связи с репарономикой BEA и харитономикой ECD, как парадигмами "маятниковой" неравноценной (максимальной)реализации Золотого правила.

20 В геометрическом плане синтезом этих двух типов максимальной реализации Золотого правила: верхнего репарономного (восстановление справедливости) и нижнего харитономного (сочувствие к находящимся в беде) является занимающая среднее положение между ними центральная коммуникативная горизонталь GE (свои/чужие), которая вместе с тем оказывается биссектрисой этономного треугольника BEC. Таким образом, если эта симметрия имеет какое нибудь реальное значение, эта центральная горизонталь GE должна воплощать в себе основной принцип "маятника", так сказать его квинтэссенцию.

21. А не можем ли мы найти формулировку принципа, связанного с фактором "маятник" в самом Новом Завете, символизмом которого мы до сих пор так широко пользовались. Оказывается что да мы можем найти такую сжатую формулу принципа "маятника" в следующих словах Иисуса в Евангелии от Матфея:

31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей,
32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38. Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39. Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
40. И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44. Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
45. Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея 25:31-46)

22. Отметим использование играющего важную роль в сюнетономике левого среднего месономного контекстного поля смысловых полярностей/разделения L в этом тексте. Но еще больше нас здесь интересует другое: речь в тексте идет о помощи сильнейших слабейшим, находящимся в угнетенном и зависимом положении, Иисус адресует свое проклятие тем людям, которые отказались от такой бескорыстной помощи большего меньшему, то есть от реализации фактора "маятник".

23. А нет ли математической формулы, которая бы выразила этот принцип маятника в некоем общем числовом соотношении? Если вдуматься в этот интересный вопрос, то мы обнаруживаем, что такой формулой является формула знаменитого Золотого сечения. Уже в шестой книге Начал Евклида автор обьясняет принцип такого Золотого сечения: это такое соотношение двух отрезков при котором больший относится к меньшему также, как вся линия к большему отрезку. Если осмыслить роль Иисуса в приведенном выше тексте как выразителя принципа универсального божественного присутствия и справедливости, то его можно сравнить со всей линией, людей, находящихся в выгодном положении (власть/ресурсы/права и свободы ср. положение Брауна сравнительно с чернокожими невольниками)с большим отрезком, а людей, находящихся в приниженном и подавленном положении с меньшим отрезком.

24. В числовом варианте контекстного анализа, разработанном мною в книге Числа и идентичность я исследую математические соотношения, связанные с числовыми значениями контекстых полей, линий и парадигм идентичности. Эти числовые значения даны согласно очень простому нумерационному правилу. За единицу принимается значение центрального контекстного поля I смысловых взаимодействий, а далее нумерация контекстных полей идет в порядке их алфавитных обозначений (А 2, В 3 и т.д. ).

25. Так вот, обозначенная выше геометрическая квинтэссенция принципа "маятника" центральная коммуникативная горизонталь GE, если учитывать ее центр I в форме так называемого центрально радиального числового прочтения I 1 E 6 I 1 G 8 дает нам с полной точностью числовой код знаменитого Золотого сечения 1, 618. Такое совпадение внешних геометрических и внутренних числовых/алгебраических значений мы будем в дальнейшем называть изометрией. В следующей главе мы обсудим некоторые другие интересные параллели между смысловыми факторами и значимыми числовыми соотношениями внутри сюнетономной смысловой модальности.


Рецензии