Дни Турбиных на сцене Молодежного Театра

Я смотрела спектакль с некоторым предубеждением, поскольку люблю Булгакова (особенно раннего, периода "Белой гвардии" и "Бега") страстно, эта любовь в свое время и привела меня на филфак. Естественно, в наш век гримас постмодерна и "концептуального вопрекизма"(с), рискнув посмотреть экранизацию или театральную постановку любимой пьесы, невольно ожидаешь подвоха. Зато какая радость, когда дурные предчувствия не оправдываются!
Главный критерий удачи или провала постановки "Дней Турбиных" - удалось ли создать атмосферу Дома. Так как это самая "семейная" вещь Булгакова, повествующая о доме, дружбе, любви, взаимной поддержке и привязанности - что и делает её такой востребованной в "минуты роковые", когда человеку особенно нужна остойчивость, как кораблю на волнах. Эту остойчивость нам придает уверенность в том, что если придется падать - тебя подхватят надежные руки.
Если жизнь покатилась к дурной полосе,
На закате особенно черного дня
Я скажу: "Ну и что? Да подите вы все!
Лишь бы дома, как прежде, любили меня!"(с)
Этот главный экзамен - актерами Молодежного Театра на Фонтанке сдан на пять с плюсом. Но есть еще один нюанс: "Дни Турбиных" - это рассказ о молодости, брошенной в топку исторических катаклизмов. Герои молоды, влюблены, полны надежд на будущее даже тогда, когда кажется, что будущего у них нет, и это тоже создает совершенно особое настроение - светлое, невзирая на трагические моменты, щемящее, несмотря на комизм отдельных эпизодов и положений. Молодость готова шагнуть в огонь, но не хочет сгореть, не испытав радости, и герои буквально добывают, выцарапывают эту радость откуда только можно - из посиделок под гитару, из торопливых (где они и где завтра?) романов, из огней рождественской елки. В постановке Молодежного Театра эта отчаянная жажда радости, без которой молодость не умеет жить и дышать - революция там, не революция, - звучит особенно пронзительно, просто ком в горле.
Теперь об актерах. Екатерина Унтилова поначалу понравилась мне меньше, чем Наталья Рогожина из постановки МХТ, - я бы сказала, недостаток темперамента чувствовался. Но постепенно я ею проникалась и к концу спектакля прониклась окончательно. Она не хуже той Елены, она просто другая. Как Барковский не хуже Хабенского, просто он совсем другой. Вот, кстати, Барковский в роли Турбина стал для меня открытием - я этого героя представляла совершенно иначе, как, впрочем, и Чарноту в "Беге". И в обеих ролях он меня совершенно покорил, порвал шаблон и разбил сердце (в роли полковника Турбина - особенно, так как этот Турбин явно, безусловно любит жизнь, отчаянно хочет жить - и погибает). У меня есть личный критерий оценки того, насколько удачно сыграна эта роль: насколько заметно отсутствие Алексея во втором акте? Если незаметно - значит, провал. Здесь прореха зияла.
Строев в роли Лариосика - это такой нежданчик, поскольку актер - мужественно-симпатичный, даже брутальный, с низким чувственным голосом и внешностью мачо. Но хороший актер переиграет свою фактуру, если это нужно для роли. Строев переиграл! Его Лариосик - такой недотёпа, и столько в нем человеческой милоты!
Вот Шервинский-Дятлов, на мой взгляд, излишне "облагородил" своего героя, вканонный (прошу прощения за терминологию) Шервинский все-таки в большей степени фат, а здесь он слишком блестящ. Зато не влюбиться в такого Шервинского Елене решительно невозможно.
Мышлаевский-Кухарешин очень понравился, несмотря на возрастное несоответствие персонажу. Обычно я злобно придираюсь к таким вещам, но не в этот раз. Прекрасно сыгран характер: храбрый офицер, веселый и добрый товарищ, заботливый командир.
А Тальберга даже немного жаль.
Ну, а если чей дом - это просто ночлег,
Не согретый биением верных сердец, -
Беззащитен на свете такой человек...
Кто не сеял добра, тот ему и е жнец.(с)
А еще мне понравились сценография и декорации. Мера условности, конечно, выходит за рамки допустимого в классическом театре, но символизм! символизм!.. Создается образ маленького островка, круга света, как от настольной лампы. В этом круге жмутся друг к другу люди, ошеломленные громадностью и непонятностью того, что происходит вовне.
Запись есть на ю-тубе и "ВКонтакте".Рекомендую.


Рецензии