3. 3а Северный Ренессанс XVв Босх, Брейгель, Дюрер

3.3а Северный Ренессанс XVв Босх, Брейгель, Дюрер
 
Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV— начала XVI века была полна острых социальных противоречий и конфликтов.

  В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Босх известен как создатель мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы — с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадным гротеском в изображении людей.

Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей. Фантазия Босха творит существа из соединения разных животных форм или живых форм и предметов неорганического мира, и при всем этом сохраняется острое чувство реальности, пронизанное трагическим мироощущением художника, предчувствием каких-то вселенских катастроф. В произведениях позднего Босха «Св. Антоний» усиливается тема одиночества.
 
 Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569).

Он учился в Антверпене, который в XVI веке стал не только торговым и экономическим, но и культурным центром Нидерландов, затмив город Брюгге, который до Антверпена был главным городом, и где издавна у моста люди собирались на ярмарки (название местности «Мост» - нем. Br;cke, стало нарицательным и перешло к образовавшемуся городу). Брейгель обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.
 
Брейгель ездил в Италию, был близок с самыми передовыми кругами нидерландской интеллигенции. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха в его едкой иронии.

С именем Брейгеля связывается окончательное сложение пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565).

Немецкое Возрождение. На рубеже XIV—XV веков Германия была еще более раздроблена, чем в предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев. Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже.

В их алтарных образах появляются элементы, стремящиеся раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете. Идея Божественной гармонии и благодати во всем мире видится в каждом предмете, каждой травинке, изображаемой художником.

XVI столетие для Германии начинается мощным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. Тезисы будущего главы немецкой Реформации Мартина Лютера против продажи индульгенций в 1517 году «оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха».

 С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471—1528).
В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров: наблюдение за природой, наблюдения за человеком, изучение соотношений предметов в пространстве, гармонизация человеческой фигуры в пейзаже.

«Портрет молодого человека», написанный им в 1521 году, относится к позднему творчеству Альбрехта Дюрера (50 лет). Автор в то время уже состоялся как художник-портретист, написав несколько десятков портретов известных людей своего времени (Якоба Муффеля, Иоганнеса Клебергера и других).
 
Создавая портрет, Дюрер стремился передать именно духовную сущность изображенного на нем человека. Дюрер был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского.

Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо.

 Художественный язык усложнен, аллегоричен. Тема смерти частая тема его графических листов. Дюрер философ, но философия его лишена непосредственной жизнерадостности и бодрого оптимизма итальянского Возрождения.

Дюрер первый в Германии плодотворно разрабатывает проблемы перспективы, анатомии, пропорций. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо на портретах Дюрера. Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным. По словам Бенуа [6] Дюрер - это предельная точка германского средневекового искусства. Не восполнили его даже те мастера, которые затем решительно обратились к Италии, к ренессансу. Рядом с "отсталым" искусством Дюрера их "передовое" искусство кажется "провинциальным", немножко даже жалким.


Рецензии