Шаткая высота

 Синоптики обещали аномально жаркое лето. И в деревне опять состоялся митинг. В очередной раз люди требовали закрыть мусорный полигон. На что власти не устают обещать разобраться в этом вопросе. А пока людям рекомендуют не проветривать дома, носить влажные марлевые повязки. Обещали даже раздать респираторы.
- Что ты говоришь? – одна из женщин отошла в сторону от митингующих, чтобы поговорить по сотовому телефону. – Я на митинге. Что? Когда она приедет? А как мы ее узнаем? Что-что? Фотку скинешь?
 Женщину на пороге дома встретила дочь Алена 16 лет, с короткой стрижкой.
- Ну, как там у вас все прошло? – спросила она.
- А. Все как обычно, - отмахнулась мать. - Представляешь, к нам на летние каникулы приедет твоя троюродная сестра Наташка. Сегодня ее отец мне звонил и «слезно умолял», чтобы мы Наташку на лето приютили.
- Это какая Наташка?
- Из Москвы. Ровесница твоя. Вовка, мой двоюродный брат, обещал ее фотку скинуть.
- А она не передумает?- хихикнула Алена. – Здесь такие «аро-ма-ты»…
- Не знаю. Вовка сказал, что Наташке природа снится. Поживем, увидим.
Через несколько дней Алена позвала соседа одноклассника через смежный забор.
- Слышь, Петро…
- Обращайся ко мне Петр сан, - конопатый пацан в очках, с волосами цвета соломы, сложил ладошки вместе и, слегка наклоняя голову, подошел к забору.
- Ты чего, Петро?
- Сан.
- Хорошо. Сам напросился. Значит так, Петросян, к нам в гости москвичка приезжает. Сестра моя троюродная – Наташка. Ты же знаешь, какие москвичи заносчивые. Как бы нам с тобой ее, так сказать, «ткнуть мордой в грязь»?
- Ну, грязи у нас хватает… Если надо, ткнем.
- Наташка-то оказывается у нас с придурью. Хочешь посмотреть, как она выглядит? Дядька ее фотку скинул. Смотри, какая страшная жизнелюбка.
- Ну, что страшная – я вижу, а вот что жизнелюбка – это еще вопрос…


Была безветренная  и солнечная погода. Двое подростков сидели на лавочке между двух берез и щелкали семечки, ждали, когда мать Алены на такси привезет Наташку. Машина остановилась напротив их дома.  Наташа вышла из машины. Ее вид был еще страшнее, чем на фотографии. Массивные ботинки с железными пряжками, черная юбка висела мешком, черная кожаная куртка поверх черной майки с рисунком большого черепа и кучки костей рядом, черные губы, мрачный макияж на мертвенно бледном лице, да и прическа не подлежит описанию.
- Вот, смотри, Петросян. Так выглядят не совсем нормальные городские люди. А если точнее, совсем ненормальные, - съязвила Алена. – И их именуют готами.
Наташа пропустила ее слова мимо ушей и демонстративно втянула в себя воздух:
- Как у вас тут хорошо! Так свежестью пахнет! Полевые цветы….
Удивленные Алена и Петросян переглянулись.
- Да-а-а, - многозначительно произнесла Алена. - Мы тут помойку шанелью побрызгали. Специально готовились к твоему приезду.
- Ты не язви, Аленка. А покажи Наташе окрестности наши. Познакомь ее с нашими пейзажами…
- Может ей наши «достопримечательности» показать? Помойку, например…
- Нет. Пожалуй, «достопримечательности» завтра ей покажешь. А сегодня, - женщина внимательно посмотрела на Наташу, - давайте истопим баньку, а?
Утром Наташа выглядела очень даже симпатично без всякого макияжа. Волосы были перетянуты резинкой на затылке. Алена даже сделала ей комплимент за завтраком:
- Вот. Можешь же выглядеть нормально. У тебя, оказывается, и одежда нормальная есть. Джинсы, рубашка…  А то нацепила на себя вчера черт знает что.   
- Покажи мне достопримечательности вашей деревни.
- У нас одна «достопримечательность» - это помойка…
- Своди меня куда-нибудь. У вас есть пруд или озеро?
- Да. Есть у нас пруд, но он больше болото напоминает.
- Пойдем скорее туда, - Наташа торопила Алену.
 - Куда? К пруду, который затянуло илом и тиной?
- Мне не терпится увидеть ваши окрестности!
Алена представила картину, как приведет сестру к заросшему тиной и водорослями пруду, по поверхности, которого скачут лягушки, или ползают змеи. Да и ветер постарался, разнес с полигона мусор по округе. А птицы ему помогали.
 Наташка тянула ее прочь из дома. Алена нехотя плелась за ней:
- Куда ты меня тащишь? В той стороне у нас свалка. А я ее созерцать не желаю. И тебе не советую. А пруд у нас в другой стороне. Но и туда я идти не хочу.
- Как ты можешь так говорить? Я чувствую, что ты от меня что-то скрываешь! Я еле-еле  уговорила родителей, чтобы меня отпустили сюда, - лицо Наташи светилось от счастья. - Я словно стою на пороге какого-то открытия.
- Мы и Петросяна позвать забыли…
- А ты без него и шагу не можешь ступить? Давай без него прошвырнемся по окрестностям.
Алена нехотя повела Наташу к заболоченному пруду. Они вышли за околицу, и… пред ними словно разверзлась земля, обнажая чудную долину с озером в центре. Долина вся пестрит цветами. И озеро так манит!
- Вот это да! – воскликнула сестра. – Смотри, какая красота открывается нашему взору! Я и не знала, что у вас здесь… такое! – она побежала вперед.
- Я об этом тоже не знала, - удивленная Алена прошептала себе под нос. – Неужто с помойки какой дрянью повеяло, что у нас видения начались? Глюки.
Наташа побежала вперед. Она присела на крутой край и аккуратно встала на небольшой выступ, пытаясь спуститься.
- Как? Как здесь спуститься в долину? Здесь слишком крутой обрыв! Аленка! Я хочу спуститься, во что бы то ни стало!
Алена с опаской медленно подошла к обрыву и посмотрела вниз.
- Здорово! Аленка, да у вас здесь и каменные ступеньки есть! А я их сначала даже не заметила. Здесь все так удобно! И ведь кто-то вытесал их! Чувствую, что отдохну у вас суперски! Ты чего там отстаешь? Догоняй!
Белые каменные ступени вели вдоль отвесной скалы куда-то вниз. Наташа весело спускалась, придерживаясь за стену.
«Откуда взялась эта долина? – думала Алена. – Сколько лет здесь живу, ничего подобного не видела. Разверзлась земля и вот, пожалуйста… И куда это я иду? С ума сойти! А вдруг мы больше никогда не вернемся назад? Не-ет. Это что-то ненормальное. Может Наташка какие-то новые наркотики принимает? И их действие чудом влияет на окружающих?»
- Ты чего это отстаешь? Словно впервые видишь эту красоту. Мы так до озера только к вечеру придем.
- Вот именно, впервые вижу, - сказала сама себе Алена.
- А я… Вот дура-то. Надо было сразу купальник надевать, - громко говорила Наташа, чтобы Алене было слышно.
- Наташа, а давай вернемся, - обрадовалась Алена причине вернуться, - пока не ушли далеко. И Петросяна позовем. Втроем веселее будет.
- Нет, Аленка. Меня, словно ноги сами вперед несут. Здесь так легко и хорошо! Столько дурманящей свежести! А ты говорила, у вас смотреть не на что…
Обеспокоенная Алена ускорила шаг, чтобы сократить расстояние между ними. Алена чувствовала на себе ответственность за Наташу.
- А почему ты своего друга Петросяном называешь? Любит пошутить?
- Какой там. Иногда даже смысла анекдота понять не может. «Жевать» приходится.
- Тогда почему «Петросян»? Фамилия такая?
- Нет, не фамилия. Он просто начитался книжек, теперь строит из себя самурая. «Зови меня Петр сан», - передразнила его Алена. – А я его всегда Петро называла. Вот и получился «Петро сан». А «Петросян» звучит лучше.
Некоторое время они спускались молча. Беспечная радость Наташи удивляла Алену.
- Вот смотрю на тебя и не могу понять, почему ты вступила в ряды готов. Вроде бы ты вполне жизнерадостная особа. И говоришь на нормальном языке…
- Да я и сама не понимаю, как оказалась в их рядах. Жизнь в городе такая мрачная!- Наташа замедлила ход. – Все суетятся чего-то. Куда-то бегут. Серые стены домов. Раскаленный бетон и асфальт. Злые люди. Каждый думает лишь о себе, о своем кармане. Думают, у кого бы чего урвать, и как бы кого «наколоть». Понимаешь? Само настроение жизни в городе подтолкнуло меня к принятию такого решения. Я стала готом. Недавно. Полгода как. Я хотела, чтобы глядя на меня, люди видели отражение своей души… Хм, - она усмехнулась. - Вон. Решила прошлым летом подзаработать немного, устроилась к соседке тете Вере в ресторан официанткой. Ну, в тот же вечер подошел ко мне толстый мужик. Лицо лоснится, сам брюзжит. Говорит мне: «Я сегодня ухожу с другой. А ты подумай, что ты должна сделать, чтобы я остался и провел время с тобой». Уррод.
- Ну, а ты че?
- А я у него наивно так спрашиваю: «Ноги что ли тебе переломать?»
 - А он че?
- А он че? Испортил мне карьеру. В общем, я там лишь один день и проработала.
- Действительно, урод.
- А мне так хотелось бы изменить весь мир! Чтобы все люди стали добрыми и жизнерадостными, умными и общительными. Чтобы относились друг к другу с любовью и пониманием.
- Ну-ну, мечтай.
- Вот все думают, если живешь в центре Москвы и в собственной квартире, - продолжала Наташа, - то ты в жизни достиг каких-то высот…  А может, ты думаешь, что наша цивилизация достигла высот? Не-ет. Возможно это… головокружительная… Если точнее, шаткая высота. Или… иллюзия высоты. Называй, как тебе нравится. В общем, скоро нашей цивилизации придет крах.
- Почему это?
 - Неужели ты ничего не замечаешь?
- Нет.
- Люди ту-пе-ют! Развиваются лишь единицы. А большая часть населения скоро деградирует. Ради чего люди живут? Какой смысл жизни у них знаешь?
- Нет. А какой?
- Да они живут ради лайков в интернете… А я… А я хочу идти по другому пути. Я хочу идти туда, - она резко сменила тему. - В самую середину долины. К озеру. Меня словно кто манит туда, зовет: «Приди, приди…»
- А тебе не страшно? Ведь ты идешь неизвестно куда. И можешь даже… не вернуться. А как же родители? Ты о них подумала? Мне, например, эта долина совсем не нравится. Чувствуешь, какой здесь… воздух тяжелый? Словно… зло висит в воздухе. На плечи давит.
- Да ты что? Здесь у вас такая красота! – ступеньки закончились. – Ух, ты! Смотри, какая классная пещера! Пойдем, посмотрим.
Девочки вошли в большую пещеру. Через отверстие сверху проникал свет. Стены пещеры были усыпаны камнями самоцветами.
- Если бы я верила в сказки, - говорила Наташа, - то подумала, что мы попали в пещеру сорока разбойников.
- Ага. Али-Бабы только не хватает. И камни не обработанные.
- Странно. У вас под носом такие богатства лежат, а вы ими не пользуетесь. Почему?
- Наконец-то до тебя доходить стало…
- Это… чего? – Алена и Наташа вздрогнули от неожиданности. К ним незаметно присоединился Петросян. – А? – он рассматривал стены пещеры и что-то пытался отковырять. – Чего это, а? Значит, я… А вы без меня…  Это вы без меня пошли клад искать? Без меня, да? Аленка, я ж тебя… Ты ж меня… Ты ж была мне, можно сказать, другом. А друзья… так не поступают. Ты ж меня… предала!
- Петросян, ты чего? – Алена заметила в нем какую-то перемену.
- А куда вы лопаты дели? А. Здесь же нужно что-то другое… Молоточек. Или… кирка… Признавайтесь! Куда спрятали?!
- Петросян, ты чего? Ты в себя приди. У тебя «мозги поплыли». Какой «молоточек»? Какая «кирка»? Глюки все это, Петросян. Глюки. Пошли-ка, Петро, домой, - Алена подошла к нему и попыталась взять его за руку, но он отдернул ее.
- Не-ет. Теперь я никуда не уйду. Игы-игы, - он по идиотски засмеялся. Выражение его лица сильно изменилось. – Ты слышишь? Теперь это все мое! Я – богат! Аленка, я – богат. Игы-игы.
-Петросян, миленький. Пошли домой, - Алена смотрела на него испуганно и умоляюще.
- Че я, дурак что ли? Ты представляешь, что меня ждет дальше с таким богатством? Я всегда хотел быть богатым и независимым. А как? Как стать богатым на нашей помойке? Знаешь, что меня ждет без всего этого? Зависимость! Я думал, найду какую-нибудь богатую бабушку и женюсь на ней. Понимаешь? Я буду зависим от какой-то старухи… Буду жить в ожидании… Буду ждать, когда она помрет. А вдруг она окажется живучей? И я ведь могу помереть раньше нее. А что, если всех богатых старух разберут? И я останусь не при делах, а? Не-е. Я так рисковать не могу. Здесь… все…мое. Слышите? Это все мое! Мое счастье! Или вы против моего счастья? – он угрожающе посмотрел на девочек.
- Я? Я только «за», - Алена попятилась к выходу.
- И я – тоже.
- Пошли вон отсюда! Это все – мое!
Вид Петросяна пугал.
- Да он – ненормальный, - шепнула Наташа Алене.
- Сама вижу.
- И как ты с ним общаешься?
- Я его таким впервые вижу.
- Ну, он же не мог за пять минут измениться до неузнаваемости.
- Значит, он хорошо маскировал демона внутри себя. А теперь демон вырвался наружу. Говорю тебе, зло висит в воздухе.
- А ну его. Пошли лучше к озеру.
Девочки уже вышли из пещеры. Наташа полной грудью вдыхала ароматы цветов. Травы под дуновением ветра обнажали тропинку к озеру. Пели птицы.
Алена все время поглядывала в сторону пещеры. Агрессия Петросяна не давала ей покоя.
- Наташа, смотри, как солнце печет. Давай отдохнем  немного под этими деревьями.
- Все-то тебе не нравится. Тебе не угодишь. Вон, смотри, облако летит. Щас солнце скроет. Пойдем к озеру.
 Неожиданно из пещеры выскочил Петросян. Он увидел в Наташе угрозу своему счастью и напал на нее. Его руки вцепились ей в горло и стали душить. Алена кричала на него, но он ее не слушал. Наташа неумело отбивалась. Алена схватила лежащий неподалеку сук и ударила Петросяна по голове. Его тело обмякло и стало падать на Наташу. Они повалились на траву. Алена откинула сук и бросилась им на помощь. Наташа, освободившись от Петросяна, закашлялась, схватившись за горло рукой. А Алена пыталась привести в чувства одноклассника.
- Да оставь его в покое. Идиота этого. Сам очухается. Пошли к озеру. Смотри, как трава шуршит, словно зовет, манит вперед, качаясь на ветру.
Попытки Алены привести в чувство Петросяна были безуспешными.
- Я не могу его так оставить здесь. Помоги мне его дотащить до дома.
- Это… туда? Вверх? – Наташа нехотя посмотрела на ступеньки.
- Ну, нельзя же его здесь оставлять. А дома приведем его в чувства или окажем первую медицинскую помощь…
- Он меня чуть не задушил, а ты мне предлагаешь оказать ему первую помощь. Обойдется.
Такого ответа Алена не ожидала. Она была зла на Наташу:
- Это же из-за тебя все… Из-за тебя Петросян таким стал. Да кто тебя сюда звал? Приперлась на нашу голову. Из нашей помоешной деревни все в город сбежать мечтают. А она приехала «на природу». «Вырвалась из города». Дура. Природа ей снилась… Наша, что ли снилась? Здесь от природы фиг че осталось. Иной раз дышать нечем, если ветер дует со стороны свалки. А ты… Кто ты такая, вообще? Это ведь из-за тебя земля разверзлась! Из-за тебя появилась эта долина! Неужели ты не понимаешь этого? Ведь на самом деле ЭТОГО не существует! – удивленная Наташа смотрела на Алену, широко раскрыв глаза. - Как? Как тебе еще это объяснить? Петросян никогда не был таким. Это его долина испортила. Он помешался в ней! И из-за тебя мне пришлось его вырубить. И ты мне отказываешь помочь отнести его домой? Да кто ты после этого? А…  а может ты там, в городе, какой обряд совершила, а?
- Обряд?- Наташа испугалась. - Так ты думаешь… из-за обряда все? Я же… ради «прикола». Это же… несерьезно. Ну, похихикали мы… Нет. Не может этого быть. Ну не может быть, чтобы это все было из-за обряда.
- Значит, обряд все-таки был?
- … «Сердце – озеро в долине, что возникнет вдруг», - глядя вдаль, в центр долины Наташа вспоминала слова из книги, по которой совершался обряд. – Это же неправда! Ведь эта же долина у вас уже была, да?
Алена помотала головой:
- Я устала повторять, что ничего этого нет на самом деле, не существует. Разве ты не понимаешь, что кто-то нас заманивает? И заманивает все глубже и глубже. Все дальше и дальше!
- Если это все реально, то…, - Наташа в ужасе схватилась за голову. – Я должна дойти до сердца… до озера…
- Так тебя туда и заманивают! Какой сверху был прекрасный и манящий вид! Из ниоткуда взялись ступеньки. Пещера эта, усыпанная дорогими камнями. Даже тропинка появилась сама собой… Помнишь? Бесплатный сыр лишь в мышеловке, - Алена тяжело вздохнула. - Помоги мне Петросяна вытащить отсюда и делай все, что захочешь.
- Петросяна? – Наташа посмотрела на него с сомнением в глазах. – Хорошо. Но мне потом придется вернуться…
Они подняли Петросяна. Наташа взяла его под подмышки, Алена за ноги и понесли к лестнице. Неожиданно поднялся ветер, словно кто-то не хотел, чтобы они возвращались на поверхность. Чем ближе они подходили к ступеням, тем сильнее дул ветер. Все вокруг с каждым их шагом становилось мрачнее, темнее. Девочки стали поднимать Петросяна по ступенькам. А ветер пытался сбить с ног. Со скалы сыпались камни. Откуда-то летели сучья.
Кроссовок соскочил с ноги Наташи и по ступенькам упал вниз, на землю. Наташа прошептала Алене: «Отдохни» и побежала вниз по ступенькам. Погода улучшалась, ветер ослабел, небо прояснялось.
- Правда, заманивает, - наконец поняла Наташа.
«Беглец» был настигнут. Наташа потуже затянула шнурки и помчалась вверх по ступенькам. И в ту же минуту все изменилось вновь. Небо почернело, усилился ветер. Даже ступени стали шаткими.  Неведомая сила противилась их возвращению домой.
- Вот это я понимаю – шаткая высота, - испуганно произнесла Алена. – А вы там, в городе, просто «ЗАЖРАЛИСЬ».
- Давай поменяемся местами. Иди впереди, а я тут, сзади, - при этом Наташа подмигнула Алене. – Попробуем схитрить. Хочешь Петросяна спасти? – Алена кивнула головой. – Тогда делай, как я. Прижмись к стене и делай 2 шага вниз, 3 шага вверх. Путь будет долгим, но есть шанс вынести Петросяна.
Каждый шаг вверх по шаткой лестнице давался с трудом. Ветер все время хотел их сбить вниз. Было тяжело и неудобно нести Петросяна. Его очки были потеряны. На глаза девочек наворачивались слезы отчаяния. Но вот они преодолели все ступени, и вышли на поверхность. Девочки вздохнули с облегчением. А в долине завыл ветер, издавая крики ужаса. Они из последних сил поспешили прочь от обрыва. Но тут Наташа остановилась, опустила ноги Петросяна на землю. Подошла к краю обрыва и крикнула в долину:
- Жди меня! Я вернусь! Я обязательно вернусь, чтобы закончить обряд!
-  Вернуться? Зачем? Пойми ты, глупая, это же ловушка для тебя, - Алена пыталась отговорить Наташу. – И уже  поздно. Стемнеет скоро.
Наташа была непреклонна. Домой вернулась лишь на рассвете.


- Петр сан! Как у тебя дела? Очухался?
-  Башка что-то болит. Но, думаю, скоро пройдет. Да и задница почему-то у меня болит…
«Еще бы, - подумала Алена. – Не одну ступеньку пересчитала»…
- … И очки где-то вчера «посеял»... А че вчера было-то?
- Ты что ничего не помнишь?
- Ваще ниче. Смотри, что я у себя в кармане нашел, - он вытащил из кармана горсть самоцветов из долины. – Не знаешь, че эт такое? И откуда у меня это?
- А это… Это я тебе вчера показывала. Давай сюда, мне их вернуть надо. На место. От греха подальше. Мало ли чего…
-  А где Наташка-то?
- Сегодня ни свет, ни заря уехала домой. На «шаткую высоту»… А ты… Ты, правда, решил жениться на бабушке?
- На какой еще бабушке?
- Ну, ты вчера говорил, что собираешься жениться на богатой старушке, - Алена равнодушно рассматривала самоцветы.
Петросян густо покраснел и отвернулся, чуть слышно себе под нос произнес:
- Е-мое, - он одной рукой схватился за голову. – Ни фига се. Точно сыворотку правды принял. Че было-то вчера?
- Чего ты там бормочешь?
- Да ты че? На меня посмотри! У меня же нет шансов… Если я и женюсь, - добавил он, - то только по любви…


Рецензии
Да... Сколь красиво, столь и печально.
Спасибо!

Сергей Ярчук   20.04.2018 12:55     Заявить о нарушении