Как рыбаки с рекой подружились

На  берегу речки Черной сидит старый остяк Оська, слезящимися глазами смотрит на воду и вспоминает. 
Давным-давно  это было, считай, целая жизнь прошла.   Много разных   рек   величаво текут   по сибирским просторам. Вода в них когда-то бурлила, кипела, пенилась от обилия рыбы, которой, казалось,  было тесно в  реке, зажатой в крутых берегах.  Целыми стаями  большие и малые рыбины, словно птицы,  взмывали над водой, поднимая столб брызг,  и снова падали в  реку или в прибрежную траву.  Голыми руками бери, сколько хочешь.  Даже самый  ленивый рыбак уходил  домой  с богатым уловом.  Хорошо тогда жили остяки.
Не только рыбы  в реках, но и зверя, и птицы  в тайге хватало. Он-то  еще захватил то благодатное время.  И поохотился, и  порыбачил вдоволь. Просторные лабазы ломились от запасов рыбы и мяса. Семья его никогда  ни в чем не нуждалась.
Оська и теперь бы побежал в тайгу, да ноги совсем не ходят. Сел бы в  обласок, да в его теле ни ловкости прежней, ни силы в руках  нет.  Не управиться ему с юркой посудиной, не поспорить с  речной волной. Только и остается ему сидеть на берегу, смотреть на речку, вздыхать  да наблюдать, как молодые  мужики, его внуки и правнуки,  на рыбалку собираются.
- Тяжело им сегодня, -  думает Оська, глядя на рыбаков и  жалеючи их. – И реки уже не те, и людей стало больше,  чем  рыбы в реках.
 Прав Оська. Реки, как и люди, тоже меняются со временем.   Одни мелеют, другие совсем пересохли, пойми теперь, где они протекали. Третьи  настолько  загрязнены и  замусорены,  что стали непригодны для рыбной ловли.
Вот хотя бы речка Черная. Когда-то  резвилась,  как молоденькая девушка.  День и ночь журчал ее голосок, словно колокольчик звенел.  И веселой была, и на рыбу щедрой. Все стойбище ею одаривала. Рыбаки нарадоваться не могли.  Но однажды они заметили: что-то  неладное с  Черной  происходит.  Все в сторону вильнуть норовит, словно поманил ее кто-то, менять  свое прежнее русло стала. А потом она и совсем потекла в новом направлении.  А там, где резвилась раньше, берега обвалились, дно обмелело – кулик вброд перейти сможет. Какая уж тут рыба.
- Лесные духи осерчали на нас, однако, - почесывая  голову, проговорил молодой  рыбак.  – Что делать будем? Как семьи кормить будем? 
- Надо к шаману идти, пусть духов спросит, где нам рыбные места искать,  - сказал Кеша, который был старше всех.
Отправились к шаману. Выслушал он рыбаков, зажег костер, взял  бубен в руки, закрыл глаза   и давай прыгать вокруг костра, волчком вертеться.  Давай в бубен стучать,  громким голосом духов призывать.   Утомился, прервал свое действо и проговорил охрипшим голосом:
- Духи велят новое место искать. В пяти  днях пути от нашего стойбища есть речка Лесная. Рыбы  в ней видимо- невидимо. Идите туда.
Не всем по нраву этот совет пришелся. Не хотелось рыбакам  насиженное место  оставлять, но делать нечего. Надо новое место искать, новую речку осваивать. Правы духи: не на одной же Черной  свет клином сошелся.   
Кое-кто  в стойбище остался, надеясь  на помощь духов. Остальные собрали  свой нехитрый скарб,  уложили сети, снасти разные и отправились в дорогу. Шли  пять  дней  и пять ночей.  Избегали  встреч с Хозяином тайги, опасаясь его гнева. Наконец,  послышался   плеск воды, а вскоре и сама речка открылась их взору. Течет она плавно, с достоинством, поблескивая на солнце зеркальной поверхностью.  В  речке той  деревья и небо отражаются, словно собою любуются. Залюбовались, было,  речкой и рыбаки.  Но скоро  вспомнили, зачем сюда пришли.  Ловушки свои расставили.  Тут и ночь наступила.   А утром они  стали улов  проверять и увидели:  сети порваны, корягами опутаны. Только несколько рыбешек в их снасти попалось.   Или Лесная не хочет с пришельцами своим богатством делиться, или шаман их обманул, подумали рыбаки. 
- А может, и не обманул? – усомнился Яшка, которого все любили за доброту и смекалку.  –  Речка эта  вон какая. Течет, длинной лентой извивается. Конца и края ей не видно.  Неужто рыбы ей жалко?  Надо только договориться с ней по-хорошему. 
- Ну и как ты будешь с ней договариваться? – спросили все хором.
- А вот как, - ответил Яшка. – Мы пришли к ней со своей нуждой, а  ей, может, тоже  помощь нужна.  Все просто. Мы выполним ее желание, она – наше.
Первым делом нужно как следует с речкой познакомиться, решили рыбаки. Под каждый прибрежный кустик заглянуть, на каждой излуке побывать, русло  внимательно изучить:  омут найти,  где рыба прячется, корягу старую со дна поднять, чтобы сети не рвала и свободному течению не мешала.  А заодно и новые ловушки смастерить, приманки разные приготовить.  Речку трудом своим покорить, а рыбу  - хитростью и умением.
Так в делах и  заботах много времени пролетело.  Но зато рыбаки  теперь  знали все потайные места и были  уверены:  Лесная  к ним подобрела,  а рыбы здесь  уж  на их-то  век  хватит.  Можно и стойбище сюда переводить, к рыбным местам поближе.
-  Если с умом к своему делу подходить, запасов речных еще детям и внукам останется, -  думали рыбаки. 
С богатой добычей, довольные собой, они вернулись домой.  А там у людей уже все припасы закончились, все надежды угасли.  Речка Черная окончательно пересохла.  Рыбаки, которые не захотели со всеми новое место искать, совсем обнищали, в стариков дряхлых превратились. Даже на охоту ходить  сил у них не осталось.  У чувала  сидят да кости свои  греют.  На духов  обижаются, что без реки и без рыбы их оставили. 


Рецензии