61. Фарисейство

Когда впервые прочитала притчу про мытаря и фарисея, довольно долго не могла понять - зачем ее Господь нам дал? Если суть Его миссии - спасти нас от греха?

Тут надо понимать, что я в свое время довольно успешно осваивала компьютерное программирование, и "математически сложенному" уму трудно внять такую постановку проблемы:
- если я мытарь-грешник, и не смею взирать на небо, и только молюсь: "Господи, милостив буди мне, грешному", то никогда не увижу собственного исправления, милости Божией, Бога, ибо Бог - это Любовь;
- если я вижу собственное исправление и радуюсь тому, что я уже не тот мытарь, что был сколько-то времени назад, то я - фарисей, и по условиям притчи не обрету оправдания Божия, Бога, ибо Бог - это оправдание, Логос;
- если я либо мытарь, либо фарисей, то я - вне Господнего Всепрощения;
- если я, базируясь на этой притче, старательно подражаю мытарю, не испытывая описанных в притче чувств, то я - хуже фарисея, потому что тот, по крайней мере, искренне радуется собственной порядочности;
- если я не радуюсь собственной порядочности - то зачем в церкви поют: "Господь умудряет слепцы, Господь любит праведных"?
- хотеть ли собственной порядочности? Хотеть ли любви Бога? Или лучше стремиться к тому, чтобы урвать себе где-нибудь должность мытаря, чтобы с чистой совестью страдать угрызениями совести?
- конец программы, в общем...

И можно сказать, что в программу закралась ошибка, потому что фарисей сравнивал себя не с собой "сколько-то времени назад", а с другим человеком, явно грешником, но - к чему тогда вторая заповедь?
"Возлюби ближнего, как себя":
- Как любит себя фарисей? Радуется собственной праведности.
- Как любит себя мытарь? Ненавидит собственную грешность.
- Как любить ближнего "как себя" фарисею? Радоваться праведности ближнего.
- Как любить ближнего "как себя" мытарю? Скорбеть о греховности ближнего = фарисействовать.
- Конец подпрограмы.

И можно сказать, что верою спасаются оба, потому что не на базаре же волов выбирают, радуясь крутым рогам или скорбя о раздвоенных копытах, а - к Богу пришли, и фарисей, и мытарь, но - этого ли требует от них Господь?
Впрочем, оба - вымышленные персонажи.

Это ли не дьявольская уловка, когда дают тебе, скажем, некий Божественный ориентир угодности, а он таков, что только зубами скрипеть от негодования: и что нам делать-то?! Грешить, чтобы с чистой совестью страдать от угрызений совести, или все-таки петь "Господь любит праведников"?
Даром ли Господа камнями побить хотели? Даром ли говорили: "Да ты не беса ли имаши?!" Даром ли апостол Павел сформулировал божественное вполне адекватно: безумие для эллинов (логиков), скандал для иудеев (мистиков).

Не скажу, чтобы лично я особо как-то скрипела зубами на эту притчу, потому что "блажены алчущие правды" - ну, да, это странно - невнятность сути мытарства\фарисейства, но есть много других притч в Евангелии, например, о добром Самарянине, и есть много других историй о Господе, например, в Ев. от Матфея есть история о том, как ученики спрашивали о набольшем в Царствии Небесном (в других Евангелиях эта история рассказана иначе), а Он взял отрока, поставил рядом с Собой и сказал: "Кто не умалится, как это дитя - не войдет в Царствие Небесное!" - а как? Как умаляться-то? Дети - безгрешны? Отнюдь, первородного греха только Иисус Христос лишен. Дети не мытарят? Еще как мытарят. Дети не фарисействуют? Еще как фарисействуют, если понимать эти слова в исконном смысле.

Наверное, весь вопрос в понятии "Царствие Небесное".
"Помяни меня, егда приидеши во Царствие Твое!" = "Вспомни меня, когда достигнешь своей цели" - зачем? Зачем разбойнику, висящему на кресте рядом с Господом, просить об этом? Наверное, у разбойника были какие-то цели в жизни, покудова не поймали и не приговорили к распятию. И, наверное, ему достаточно тошно от того, что - поймали! Наказали! Волки позорные! И низменные части души настроены на "отомстить бы, да руки коротки!"! И так хочется посрамления этих гадов ползучих, так хочется, чтобы "пусть не я, но вот Этот - невиновный! - посрамит, победит, достигнет цели, говорят, Он - Сын Божий!".
Наверное, какой-то такой путь приуготовлен и мытарю - через преступления и злобу, через противостояние зла мирского, собственного и - а Этого-то зазря распяли! Меня - за преступления, потому что невозможно терпеть ихние мерзости, я и не терпел, а Этого - зря! И меня распяли, и - Его, но я отомстить не могу, а Он - может! Пусть Он победит!

А фарисей? Тот, что слева висит?..
Можно ли радоваться собственному распятию, если точно знаешь, что Господь любит праведных? Я бы не смогла. Я бы как смогла извернулась, но плюнула бы на такого Господа, который и Сам на крест угодил, и меня, очистившуюся и белее снега убеленную, позволил распять. Если я радуюсь тому, что "сегодня я уже не такой мытарь, как какое-то время назад".

Опять конец программы.

Можно ли верить Евангельским притчам, особенно тем, в которых Господь обещает исправленным грешникам райские кущи? Типа притчи о блудном сыне? не морковка ли это, привязанная к носу ослика?

Благо нам, что с тех пор прошло две тысячи лет, и Господь "нарастил мясо" на "Евангельские кости": есть Дионисий Ареопагит, Иоанн Богослов, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Сергий Радонежский, Иоанн Крондштадский, Матрона Московская, Гавриил Ургебадзе, читая их жития - понимаешь механизмы реализации программ и подпрограмм "безумия для эллинов, скандала для иудеев": только Вера, Любовь и Премудрость составляют предвечный Логос Троицы.

Вера заключается в переложении абсолютно всех забот о себе на Господа - и забот о теле и его самореализации животной, социальной, духовной (Господь - заботливый и рачительный Отец, и стоит хоть что-то в себе выратить, как Он тут же является и воздает по схеме притчи о талантах), и забот о спасении души (Он имеет больше желания спасти наши души, чем мы сами, потому что кабы мы знали каким путем Он собирается это делать, мы бы точно от Него сбежали бы в безумии - куда?).

Любовь заключается в желании давать, в противовес желанию брать, несмотря на то, что - все вокруг берут, а ты - только давай! И если дают тебе - отдавай с прибытком. Сам же - бери только у Господа. В этом смычка первой и второй заповеди.

Премудрость заключается в представлении: что бы не хранилось в моем мозгу - оно исчезнет с разложением этого телесного органа "на период успения", поэтому жизнь вечная - это прилепление к Главному Хранилищу Информации обо всем - к Богу. И только приучение души искать в земной жизни возможность исполнить делом программы-заповеди, отрезая от себя и раздавая другим - дает надежду на то, что после смерти она, душа, не улетит "куда-то не туда", приученная искать "какую-то не такую" сладость, не божественную. И только Духом возможно обретать силы на управление собственной душой. И только Бог подает Духа. Бог, Который - Сверхразум, Сверхмилость, Сверхлюбовь. Бог, Который следит за каждым нашим вздохом, словом и мыслью - чтобы выстраивать вокруг нас те жизненные обстоятельства, которые помогут - обретать Духа, управлять душой, смирять плоть - через живое тело. Которое когда-нибудь умрет (уснет), чтобы затем - воскреснуть.

Символ веры в переводе на Бейсик.


Рецензии