3. 3. Высокий Ренессанс продолжается весь XVI век

3.3. Высокий Ренессанс продолжается весь XVI век

Джорджоне (1477—1510) - первый на венецианской почве художник, который обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело, чувство гармонии, совершенство пропорций, изысканность линий, связанных ритмом, мягкой светописью, а также одухотворенность и психологическая выразительность образов, всё это сближают его с Леонардо.

 Уже в первом его известном произведении «Мадонна Кастельфранко.1505» Джорджоне предстает вполне сложившимся художником. Образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан настроением печали. 

В картине «Гроза.1506» Джорджоне изображает человека как часть природы.  Создаётся впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, но и радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы.

 Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». Одухотворенностью и поэтичностью пронизана его  картина «Спящая Венера. 1508 -1510».

 Ее тело написано легко, свободно, изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне, которое оставило огромное влияние на потомков, особенно импрессионистов.

 Тициан Вечеллио (1477—1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Он создавал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета.

Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия итальянских Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино. Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 он становится первым живописцем республики. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой, однако у Тициана толкование образа несет в себе плотское, земное начало и выражение простой радости бытия.

Его «Венера Урбинская.1538», в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, причём некоторые детали передают ощущение реальной жизни на земле, а не на Олимпе.

 Портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении.

 Например, «Автопортрет.1567». К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты, но все чаще обращается к темам христианским, к сценам мученичеств. 

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе. Он родом из Вероны(1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI века. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей.

В картинах Веронезе есть здоровое чувство радости жизни.   Его мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают рафаэлевским, но сложное движение, неожиданные ракурсы фигур, повышенная динамика и перегруженность в композиции — черты, появляющиеся в конце творчества, нашли отражение в работах Дега.

Следом за Флоренцией центром художественной культуры выступает также город Сиена. Культура Сиены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, духом церковности.

 Один из знаменитых мастеров сиенского Возрождения — Симоне Мартини (1284—1344). Он пытается передать определенное психологическое состояние в образе Мадонны из сцены «Благовещение.1333».

Фигуры Мартини удлинены и, как правило, представлены на золотом фоне. Но при этом Симоне Мартини старается моделировать форму светотенью, сообщает фигурам естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние, как он это сделал в образе Мадонны из сцены «Благовещение». 


Рецензии