Гостиница св. Павла

Одним из самых роскошных зданий Восточного Иерусалима является гостиница св. Павла расположенная напротив Дамасских ворот. Гостиница эта принадлежит немцам-католикам. Она была отстроена по проекту архитектора Генриха Ренарда главного архитектора Кельнской епархии. Помимо гостиницы св. Павла по проекту Ренарда была построена так-же одна из самых величественных церквей Иерусалима Церковь Успения Богородицы на Сионской горе. Прежде чем приступить к проектировке Генрих Ренард на 6 месяцев приехал на Святую Землю. Он осматривал участки отведенные под строительство. Изучал местную архитектуру. Немало часов он провел в беседах с местным немецким архитектором выпускником Штутгардского политехнического университета по специальностям строительство и архитектура темплером бургомистром Немецкой колонии Теодором Занделем, который имел огромный опыт строительства в местных условиях. Он с радостью делился накопленными знаниями с Ренардом. После отъезда Ренарда на родину работы по возведению церкви на Сионской горе были поручены Занделю, но его состояние здоровья стало неожиданно ухудшаться. Зандель скончался в 1902 г. так и не успев приступить к практическому воплощению планов Генриха Ренарда насчет гостиницы св. Павла в жизнь. Руководить строительством было поручено сыну Теодора Занделя Биньямину тоже архитектору по специальности, который успешно довел проект до конца . За выполненную работу он был удостоен от имени немецкого императорского дома почетного звания "баурат" (т.е. правительственный эксперт по строительству).

Гостиница носит название св. Павла, т.к. она расположена совсем недалеко от того места где, согласно византийской традиции, был побит камнями святой Стефан. Первый христианин принявший мученическую смерть за свою веру. Мы знаем что при казни св. Стефана присутствовал Шауль (в будущем апостол Павел), сделавший больше всего для распространения христианства среди языческих народов. Гостиница расположена так-же в самом начале дороги ведущей на Дамаск. Именно на пути в Дамаск Павел впервые услышал глас Божий: "Шауль, Шауль, почему ты преследуешь Меня?" и этот момент стал поворотным пунктом в его жизни.

Назвать гостиницу именем св. Павла предложил Вильгельм Шмиидт. Инициатива по строительству этой гостиницы принадлежит тоже ему.

Вильгельм Шмидт был уроженцем Вестфалии. Он изучал теологию и восточные языки в семинарии для будущих священников. После ее окончания он вступил в орден лазоритов. Во время Культурной борьбы (Культуркампф) деятельность этого ордена на территории Германии была запрещена. (про Культуркамф см. в комментариях) Тогда Шмидт покинул свою родину и перебрался в Ливан, где оказывал помощь местным маронитам. Проживая на Востоке он еще лучше изучил арабский язык и познакомился с местной культурой. Глава Палестинского (так в 19-ом веке в научной литературе называли Святую Землю) комитета католиков Германии Янсен решил послать его на Святую Землю взамен отбывшего в Александрию Ладислава Шнайдера.

Шнайдер был уроженцем Силезии. Он был членом ордена францисканцев. Точно так-же как и Шмидт, он был вынужден покинуть родные края во время культурной борьбы. Так он оказался в Эрец Исраэль. До его приезда у немцев католиков не было своих объектов на Святой Земле, принадлежавших исключительно им. Все пожертвования немцев-католиков поступали либо в фонд ордена францисканцев, либо в католическую патриархию. Хотя, другие европейские нации и немцы протестанты тоже, приобретали в то время участки земли в Эрец Исраэль и активно застраивали их. Ладислав Шнайдер первым понял, что такие объекты надо создавать. Он приобрел для немцев-католиков два участка: один в Кубейббе и другой в Иерусалиме на Мамиле. Сначала патриархия и руководство ордена францисканцев приветствовали его бурную деятельность, но когда увидели, что немецкие деньги идут не в их карман, отослали его в Александрию.

На участке, приобретенном Шнайдером, Шмидт решил отстроить здание в котором должна была размещаться школа для арабских девочек, небольшая гостиница для католических паломников, приют для девочек сирот и капелла. Немецкая католическая школа для арабских девочек к тому времени уже существовала. Ее возглавляла некая Тереза Закса. Для работы в этой школе Шмидт пригласил из Германии сестер ордена св. Карла Боромео. Об этом ордене подробнее: http://www.proza.ru/2017/03/04/861

Здание строилось по проекту Теодора Занделя (ныне это музей Итальянских евреев). Со временем оказалось, что количество паломников увеличилось и те 25 мест, которыми располагал Шмидт не отвечают нуждам современности. Кроме того, постройки располагались в некой удаленности от главных христианских святынь Старого города и паломникам приходилось проделывать некоторый путь, прежде чем они достигали тех мест, куда направлялись. Поэтому, гостиница Шмидта не входила в число приоритетных. И наконец, у Шмидта была давняя мечта открыть в Иерусалиме немецкую католическую школу для мальчиков.

Во время посещения Святой Земли Вильгельмом 2 в 1898 г. он встретился и с Вильгельмом Шмидтом. Католический священник произвел на немецкого императора самое благоприятное впечатление и Вильгельм 2 обещал оказать ему всяческое содействие по претворению его планов в жизнь.

Был получен необходимый фирман от турецких властей, дававший разрешение на строительство как церкви Успения Богородицы на Сионской горе, так и на возведение огромного комплекса возле Дамасских ворот, который должен был состоять из трех зданий, соединенных коридорами. В первом из них должна была располагаться гостиница. Во втором церковь и в третьем школа для мальчиков. Изначально задумывалось, что этот комплекс должен был стать одним из самых дорогостоящих и впечатляющих строительных проектов в Иерусалиме. Планировалось построить не просто еще одну гостиницу, еще одну школу. Этот архитектурный проект должен был стать символом национальной мощи Германии. Дело в том, что совсем недалеко от гостиницы св. Павла был расположен ряд французских зданий в том числе и гостиница Нотер Дам де Джерузалем. Немецкие постройки должны были затмить французские по своему великолепию.

Но, как всегда, подкачала финансовая сторона. Дело в том, что параллельно с гостиницей Святого Павла возводилась и церковь Успения Богородицы на горе Сион. Это был главный архитектурный проект всех немцев-католиков Германии на Святой Земле. На постройку этой церкви были брошены все средства. Пожертвования на строительство этого храма внесла вся католическая Германия. Деньги собирали буквально с миру по нитке.

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда в 1900 г. на торжественную закладку камня в основание церкви Успения Богородицы приехал большой паломнический караван из Германии числом 500 человек. Разместить такое большое количество паломников можно было только в Нотер дам де Джерузалем. Сложно себе представить большее национальное унижение для немцев в то время. После возвращения на родину паломники основали комитет по сбору денег на строительство гостиницы Святого Павла. Им удалось собрать 15 тыс. марок. Они так-же отпечатали призыв обращенный ко всем католикам Германии с просьбой пожертвовать деньги на немецкую гостиницу. В результате к июлю 1901 г. было собрано 34 тыс. марок.

Согласно смете, составленной Ренардом, общая стоимость строительства всего комплекса должна была составить 600 тыс. марок. Поскольку в распоряжении таких денег не имелось, было решено отстроить только одно здание из трех, предназначенное для размещения паломников, а по мере поступления финансовых средств достраивать и все остальное.

Незадолго до окончания строительства Вильгельм Шмидт гостил в Германии. Он удостоился аудиенции императора, который долго беседовал с ним. Будучи в Кельне Шмидт попал под трамвай и скоропостижно скончался. Смерть Шмидта в тот момент, когда перед католической общиной Иерусалима стояли столь грандиозные задачи, была как нельзя не к стати. Нужно было найти человека с равнозначным масштабом личности, который бы мог продолжить начатую Шмидтом работу. Таким человеком оказался Эрнст Шмитц.

Шмитц был священником из ордена лазоритов. Сначала он служил на Мадейре, где помимо своих основных обязанностей заинтересовался ботаникой и зоологией архипелага. Шмитц научился изготовлять чучела и собрал довольно таки большую коллекцию как минералов, так и растений и животных тех мест. Увлечение зоологией, ботаникой и природой тех мест было настолько сильным, что Шмитц стал признанным специалистом в этой области. Принимал участие в международных конгрессах зоологов.

На пасху 1910 г. состоялось торжественное открытие гостиничного комплекса. Вообще то, постройка была завершена еще в 1908 г. Но, дело в том, гостиница св. Павла, точно так-же как и церковь Успения на Сионской горе и комплекс Августа Виктория на Масличной горе были еще и императорскими проектами. На церемонию торжественного открытия и освящения этих зданий из Германии приехал кронпринц Э;йтель Фридрих, глава немецкого-протестантского ордена Иоанитов. Все три здания были открыты и освящены в один и тот же день. И протестантская Августа Викторя и католические гостиница св. Павла и Храм Успения Богородицы. У католиков и протестантов Германии должен был быть общий праздник!

В дар недавно открывшейся гостинице Вильгельм 2 отправил комплект мебели включавший: стол, стулья с символами императора, а так-же свой портрет. Все эти подарки находятся ныне в императорской комнате, которую служащие гостиницы открывают по просьбе посетителей.

Еще до того, как гостиница была отстроена, в расположенном на этом же участке старом здании начала свою работу школа для мальчиков. В начале было всего 6 учеников. Но, так-как качество образования было высоким, школа заслужила доброе имя в среде местного населения и количество учащихся год от года увеличивалось пока не достигло 75-100 чел. Работать с большим количеством детей просто не позволяли жилищные условия. В память о Вильгельме Шмидте, которому принадлежала инициатива по созданию школы, ее стали называть школой Шмидта.

Заботу об обучении школьников и управлении гостиничным комплексом взяли на себя боромейские сестры.

При гостинице св. Павла был открыт так-же учительский семинар для местных преподавателей немецких-католических начальных школ из Галилеи. Дело в том, что в Галилее было открыто 20 немецких начальных школ для арабских детей.

Кроме того в Иерусалиме начало работу отделение немецкого научного общества Гереса поставившее перед собой задачи аналогичные тем, которые взяли на себя основатели Немецкого протестантского института по изучению Святой Земли возглавляемого Густавом Дальманом. Т.е. это в первую очередь занятия историей и археологией Святой Земли в библейские времена, а так-же в византийскую эпоху. Ныне отделение этого института располагается не в гостинице св. Павла, а при церкви Успения Богородицы на Сионской горе.

В здании гостиницы рядом с императорской комнатой находятся стеллажи с книгами. Эту библиотеку начал собирать еще Вильгельм Шмидт. Она значительно пополнилась засечет книг привезенных с собой Эрнстом Шмитцем.

После открытия гостиница успела проработать всего несколько лет. Потом началась Первая мировая война. В комнатах, предназначенных для паломников, разместились немецкие офицеры.

После окончания войны здание было аннексировано англичанами и служило представителям британской администрации.

Иорданские власти возвратили гостиницу своим законным владельцам.

После образования государства Израиль школа Шмидта для арабских девочек, находившаяся ранее в старом здании отстроенном еще Занделем, была перенесена в Восточный Иерусалим. С 1965 г. она располагается в здании отстроенном рядом с гостиницей св. Павла. Эта школа считается одной из лучших в Восточном Иерусалиме. В ней обучается около 460 девочек. Учебным процессом здесь теперь руководят не баромейские сестры, а сестры конгрегации Марии Вард. Под их присмотром находится так-же и гостиница. https://www.congregatiojesu.com/ru/mary-ward/

В подвале гостиницы расположен небольшой музей. Самыми известными экспонатами этого музея являются макеты Храмовой горы изготовленные Конрадом Шиком. Эти макеты обладают огромной ценностью, т.к. помимо того, что они являются искусными изделиями из дерева, они отображают представления ученных библеистов и археологов второй половины 19 в. о истории святых мест. Они так-же являются свидетельством того, как выглядели эти места в то время.

Свои первые макеты Храмовой горы Шик изготовил в 72-73 гг. по просьбе османских властей. Они были представлены на международной выставке в Вене. С тех пор тема Храмовой горы в разные исторические периоды очень интересовала Шика. В основном Конрад Шик изготовлял модели Храмовой горы в следующие эпохи: период Первого Храма, период Второго Храма, ранемусульманский период и Храмовая гора в 19-ом веке. Конечно, Шика больше всего интересовала эпоха Второго Храма, т.к. именно в это время жил Христос. Однако, в музее можно увидеть составные части еще одного макета Храмовой горы, представляющего это место в Византийскую эпоху. Многие ученные полагают, что в конце византийского периода Храмовая гора больше не была "мерзостью запустения" и что Купол над скалой был отстроен уже в Византийские времена как церковь. Судя по макетам этих взглядов придерживался и Конрад Шик.

Как и другие макеты Конрада Шика макеты Храмовой горы многоуровневые и разборные. Они дают возможность не только посмотреть на здание со стороны, но и отодвинуть, скажем, купол, заглянуть во внутрь, посмотреть какие каналы и водосборники находятся под землей.

Как эти модели попали в гостиницу св. Павла ? Известно, что какие-то модели Храмовой горы, изготовленные Шиком, выставлялись с 1926 по 1936 гг. на муристане в одном из помещений примыкающих к лютеранской церкви Искупителя. Возможно, что впоследствии эти модели были перенесены в музей гостиницы.

Одним из интереснейших экспонатов музея являются так-же миниатюрные модели различных приспособлений используемых в быту жителями Святой Земли (таких как маслодавильные прессы и винодавильни), модели их жилищ и погребений. Эти модели изготовил из известняка Густав Дальман директор Немецкого археологического института изучения Святой Земли и они служили ему в качестве наглядных пособий во время лекций. В отличии от других научных институтов: французского Эколь Библик и Американского археологического института, Дальман ставил своей целью не проведение новых раскопок, а занятие этнографией. Изучение жизни и быта коренных жителей Палестины, их обычаев, их фольклора. Наблюдая за жизнью этих людей Дальман и сотрудники его института пытались сделать выводы о том, как выглядели жизнь и быт жителей Земли Израиля в Ветхо- и Новозаветные времена.

Один из стеллажей в музее посвящен таксидермии. Там находится всего 3 экспоната изготовленных Эрнстом Шмитцем. После того, как Шмитц покинул Мадейру он увез часть коллекции, которую начал собирать еще там, в Эрец Исраэль. Здесь его коллекция продолжала пополняться. Во время Первой мировой войны большую часть чучел куда-то запрятали и долгое время никто не знал, где они находятся. Случайно эти экспонаты были обнаружены в стеклянных ящиках в одном из домов. Коллекцию передали в Тель Авивский университет, где она выставлена в музее.

На этом заканчиваю.

Если вы хотите посетить гостиницу св. Павла, спуститься в музей, побродить по коридорам этого здания, подняться на крышу, с которой открывается великолепная панорама близлежащих окрестностей, плата за вход 15 шек.


*Культуркампф. Дело в том, что Бисмарк объединил Германию "железом и кровью". Вообще с начала 19-ого века, с момента Наполеоновских походов, немцы мечтали об объединении. Но, объединения на добровольных началах не получилось. При Бисмарке главной из всех немецких земель стала Пруссия. Вся власть оказалась в руках представителей этой земли.Вместе с тем самой большой партией в парламенте Объединенной Германии была партия состоящая из католиков. Пруссия, скажем, это в основном протестантская земля. Бавария-католическая. Есть и другие католические земли. Понятно, что католиков не очень устраивало то, как произошло объединение Германии и тогда Бисмарк начинает гонения на католическую церковь. Поводом послужило принятие Римом догмата о непогрешимости Папы в вопросах веры. Во время этих гонений многие католические монастыри в Германии были закрыты, многие монахи уехали в другие земли в том числе и в Эрец Исраель.


Рецензии