3. Эпоха Возрождения. Джотто, Боттичелли

3. Искусство Западной Европы в эпоху Возрождения
После завоевания территории Западной Европы варварами она утратила свое средиземноморское культурное наследие и потом столетиями напряженно пыталась его себе вернуть. И этот поиск классических форм в конце концов увенчался блестящей эпохой Ренессанса (от французского Renaissance). Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков.

Термин "Возрождение" означал возврат к ценностям античного мира, в том смысле, что в это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Ренессанс начался раньше всего в Италии, наиболее передовой стране Европы в XV веке [10].

Искусство эпохи Возрождения, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создавало здания, не уступавшие по красоте лучшим античным образцам. Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, в котором человек вновь становится главной темой искусства.

 Реалистическое изображение человека стало главной целью художников. Античность приобретает в это время значение самостоятельной ценности. Отношение к ней становится, не только и не столько познавательным, сколько романтическим.

Важно, что, начиная с этой эпохи художественные произведения имеют автора. Например, икона в церкви Сант-Аньезе «Конование Марии.1375» имеет автора - итальянский живописец Катарино ди Марко да Венеция.
 
Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса были трагическая непримиримость конфликтов в этом неидеальном, реальном мире. Приблизительно в 1425 году Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Главными меценатами были Медичи и римские папы.
3.1. Флорентийское искусство (со второй половины XIII — в начале ХIV века).
Джотто ди Бондоне (1266—1337). Флоренция одной из первых превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 году.

 В изобразительном искусстве подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне. Например, на его фреске «Поцелуй Иуды. 1303—1306 годов» в церкви Капелла дель Арена в Падуе изображены уже не просо лики святых, а яркие человеческие типы.  Джотто наметил путь, по которому пошло развитие живописи, он наполнил её религиозные формы светским содержанием.

Историк живописи Паола Волкова[7], рассказывая о значении фрески  Джотто «Поцелуй Иуды», подчёркивает что Джотто - тот живописец Италии, до которого в живописи создавались ИКОНЫ (и лики на исторические темы), а после него стали создаваться КАРТИНЫ с внутренней психологической драматургией, в которых художник как бы нам говорит: "Я там был (возможно, в мечтах или во сне), я это видел собственными глазами, я в этот момент почувствовал именно ЭТО, - то что я хочу вам сейчас передать с помощью красок".

Именно с Джотто началась современная живопись, с которой, по крайней мере до импрессионистов, именно так чувствует и рассуждает художник, создавая картину. Вместо разобщенности отдельных фигур и отдельных сцен, свойственной средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев.
XV век поистине век гуманизма. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение, именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. Во Флоренции основывается Платоновская академия.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её интерес, в первую очередь к человеку и его деятельности. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Перед изумленной Европой вскоре предстанет красота страдающего Лаокоона, прекрасные фигуры Аполлона Бельведерского и Венеры Медицейской. Восстанавливается античный Рим.

Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения.

Сандро Боттичелли (1445— 1510). С 1434 года власть во Флоренции переходит к Козимо Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным (1449—1492). Трезвый и даже жестокий политик, настоящий тиран, Лоренцо был вместе с тем одним из образованнейших людей своего времени.

Выдающийся художник того времени во Флоренции, выразитель эстетических идеалов, друг обоих братьев Медичи, родился во Флоренции. В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV. В Риме вместе с рядом других художников он писал фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. 

После возвращения во Флоренцию Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: «Весна.1482» (знаменитая Примавера), «Паллада и Кентавр.1482», «Рождение Венеры.1486» и «Венера и Марс.1483», принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющие собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. 

Боттичелли работал в самом центре искусства Возрождения – во Флоренции в то время, когда художники, архитекторы; поэты, драматурги и даже купцы и банкиры, испытывая романтические чувства, кипели в этом городе, прославляя красоту.
 
Боттичелли был другом обоих братьев Медичи, был влюблён в первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи «Рождение Венеры.фрагмент». Неслучайно образы Симонетты до сих пор украшают нашу жизнь блистая с футболок, сумок и пластиковых пакетов. Все образы Боттичелли наполнены психологией, чувственностью, колоритом и ритмами, также как через много лет у импрессионистов.

У Боттичелли образы имеют контуры, которые удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью, пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности точно также, как это делает Амедео Модильяни.


Рецензии