Гл. 31 Кинозвезда

      XXXI. КИНОЗВЕЗДА

    В июне тысяча девятьсот девяносто четвёртого года по инициативе Б.Н. Ельцина в России был наконец подписан договор об общественном согласии.
Подписание этого договора и решение Государственной думы об амнистии  участникам сразу двух путчей, состоявшееся ранее, способствовали стабилизации обстановки и прекращению на некоторое время гражданского противостояния. Правда,  для лиепайских граждан и неграждан эти новости были так же далеки, как новости об освоении космического пространства астронавтами NASA.
   Начало лета Лиепая встретила ожиданием. Менее чем за месяц до официальной даты вывода русских войск из бывших республик  Советской Прибалтики лодка Дербенёва была уже не только разукомплектована и в апреле выведена из состава ВМФ, но  и списана в ОРВИ . Теперь официально, то есть «де-юре», её не было, но на самом деле она    по-прежнему была  жива. Поскольку на ней ещё был экипаж.
   Единственное, чего она не смогла бы сделать с ходу, это погрузиться под воду. Ещё, скажут специалисты, не смогла бы пустить ракеты  и выстрелить торпедами в цель, поскольку все секретные блоки и механизмы соответствующих комплексов были демонтированы и уничтожены, но тот элемент, который любой корабль делает одушевлённым, у неё был. И этот экипаж по-прежнему готовился, как предполагалось Министерством обороны, перевести лодку к берегам США в надводном положении и своим ходом.
— А с нами потом чего будет? — спрашивали почти ежедневно подводники своего командира.
— А с вами будет как со всеми: контрактникам ; предписание в руки и к новому месту службы,  срочникам ; тоже не домой ехать, пока не отслужат положенное, и только пенсионерам «лафа» выпала.  Им какие-то сертификаты придумали и деньги выделяют на покупку жилья в том месте России, какое они выберут для проживания, — «отстреливался»  Дербенёв. — У нас с жильём как будто проблем нет, вот с переводами сложнее вопросы  решаются!
— Вы забыли сказать ещё, что командир без угла и места под солнцем! — добавил старпом.
— Я-то, допустим, не пропаду.  Меня в Пушкин на кафедру берут, правда, только при условии, что жильё предоставлю им, — отшутился командир.
— Ну да, ну да! Не они вам, а вы им…— подчеркнул Карпихин.
— Да я, собственно, не очень и заморачиваюсь по этому поводу, — как-то неуверенно поведал новости своим ближайшим заместителям Дербенёв. — Не сегодня-завтра должен решиться вопрос с назначением меня старшим офицером Управления боевой подготовки Балтийского флота в Калининграде, конкурс я вроде выиграл. Если всё будет так, то, возможно, и с квартирой вопрос однажды решится!
— Под лежачего минёра «шило» не течёт… — блеснул мудростью замполит. — С приходом на новую должность надо сразу рапорт на жильё писать!
  — Не-ет, Владимир Иванович, первым делом пишется рапорт о принятии должности, а уж потом всё остальное…
Пока офицеры спорили о будущем в каюте командира, в «высоких» московских кабинетах решалась судьба военного имущества, иначе сказать ; железа,  ещё вчера бывшего боевым кораблём. Для любого экипажа это всегда если не родной дом, то, по меньшей мере, место его жизни, место приложения профессиональных знаний и навыков, а ещё это место, где из простого деревенского или городского мальчишки рождается настоящий мужчина.
    Наверное, о чём-то не договорились партнёры от России и США, и поэтому  самостоятельный переход лодки к берегам Америки был отменён. Экипаж превратился в сдаточную команду со сроком «жизни» до первого июля 1994 года, а то, что осталось от подводной лодки по договорённости между РФ в лице командира 22-й брпл и представителем финской компании «Sub-Expo.Ltd» превратилось в плавающий  ресторан порта Хельсинки на целых три года.
    «Хорошо хоть не борделем сделали», — говаривали некоторые русские туристы, вкушая русскую водку и закусывая её чёрной икрой в  ресторане, бывшем когда-то банальной аккумуляторной ямой.
    В 1997 году некогда боевую лодку, а теперь ресторан финны передадут в аренду канадской компании «Russian Submarine», но та удивительным образом обанкротится и в 2000 году бывшая плрк будет арендована американской компанией «Inter Media Film Equitis. Ltd».
    В течение года американцы дотошно будут маскировать дизель-электрическую лодку 651 проекта под атомоход проекта 658 и успешно снимут на ней  нашумевший фильм-катастрофу «К-19» с Харрисоном Фордом в главной роли.
После съёмок фильма судьбой лодки заинтересуется администрация музея авианосца «Саратога», и в период 2002 по 2007 годы порт Провиденс в самом маленьком штате США Род-Айленде станет последним портом приписки этого замечательного корабля. «Почему последним?» — спросите вы.
    Да потому, что 17 апреля 2007 года во время сильного шторма «бравые» американские моряки не смогут уберечь «музей советской подводной лодки» ; одной из первых лодок охотников за авианосцами, и она затонет прямо у причала. Спустя год, 26 июля 2008 года лодку поднимут на поверхность, но денег на восстановление не найдут даже в Конгрессе США, куда, по информации из достоверных источников, обратятся американские ветераны-подводники. И в 2010 году многострадалица  «Джульетта» отправится на металлолом.
— Прощай, любимая, прощай, родная. Прости, что не проведал, не проводил в последний путь! — печально скажет  Дербенёв, узнав об этой трагедии, но всё это будет через  много лет, а пока на улице «гулял» 1994 год.
               


Рецензии