Гл. 33 Реквием о потерянном поколении

       XXXIII. РЕКВИЕМ О ПОТЕРЯННОМ ПОКОЛЕНИИ.

    Оставаясь наследницей Российской империи и Советского Союза, современная Россия по-прежнему выступает локомотивом внешнеполитической, экономической, социальной  и иных сфер жизни стран бывшего СССР, исключая, пожалуй, только Прибалтийские страны, выбравшие путь интеграции с Западом. США и их союзники по НАТО прилагают неимоверные усилия по выведению из сферы «влияния» РФ таких её бывших «братьев», как Украина, Грузия и Молдова, что заставляет нас сегодня о многом задуматься. Например, о том всё ли хорошо обстоит с нашими нынешними «реформами», не окажемся ли мы однажды в том положении, из которого не выбрались ни Российская империя, ни СССР?
     К моменту развала Великой страны, от её могучего океанского Флота остались только «рожки да ножки», и те чаще всего где-то вне линии, или не в строю. Например, на Балтийском флоте к началу конца, то есть к  первому июля 1994 года насчитывалось всего пять подводных лодок, одна из которых была учебной и одна не в строю. А ведь ещё в начале восьмидесятых годов прошлого столетия этот флот имел целую эскадру боевых подводных лодок, включавшую в себя, в том числе, лодки стратегического назначения и лодки, вооружённые крылатыми ракетами средней дальности, постоянно выполнявшие боевые задачи в океанской зоне. И всё это не считая того, что на этом же театре всегда было несколько отдельных бригад и дивизионов, боевых, учебных и опытовых подводных лодок, способных в угрожаемый период стать боевыми.
     Что говорить, если ВМС такой «мощной» морской державы, как Польша, после развала Организации Варшавского договора имели в своём составе три действующие подводные лодки. И Россия ; после развала СССР, вывода войск из тех же стран Варшавского договора ; вышла с таким же количеством лодок в составе Балтийского флота…
    К сожалению, картина существенно не изменилась даже тогда, когда от управления модернизацией  ВС РФ и созданием нового облика защитника Родины отстранили главного «реформатора», а по совместительству – зятя бывшего премьер-министра нашей страны Сердюкова.
    Сегодня в составе ВМС  Польши, теперь уже члена блока НАТО –шесть подводных лодок, а на Балтийском флоте по прежнему ; три, местами даже две??!
Как бы мы не хотели в это верить, но если посчитать все лодки наших «партнёров» по НАТО, то станет понятно, кто настоящий хозяин на морских коммуникациях Балтийского театра возможных боевых действий.
   Зачем я об этом говорю, или как некоторые могут сказать, «стращаю», понапрасну сотрясая воздух? А затем, что не так всё просто и спокойно в нашем мире сегодня. А вокруг калининградских границ, в частности, давно сложилась особо интересная ситуация.
   Калининградская область, где сосредоточены основные и главные силы Балтийского флота, уже двадцать пять лет является полуанклавом, не имеющим общих границ с РФ. Зато со странами НАТО и Евросоюза область граничит по всей продолжительности сухопутной границы. Что это означает?
В условиях мирного времени Литва и Польша могут просто ограничивать перемещение людей и грузов через их территорию в Калининградскую область, как это случилось сегодня, в условиях санкций. А между тем в предвоенный или военный периоды возможность этого перемещения будет исключена полностью! Причём единственным способом снабжения мирного населения этого российского региона и войск, расположенных на его территории, как ни странно для кого-то  может показаться, останутся только морские коммуникации. На которых и будут охотиться за нашими судами те «волчьи стаи», которые уже сейчас готовы к выходу в море во всех европейских странах Балтийского бассейна.
    Сегодня руководство нашей страны и Министерства обороны прикладывают немало усилий для восстановления если не былой мощи, то хотя бы необходимого и достаточного стратегического паритета, но процесс идёт крайне медленно, а где-то и совсем «буксует». Вот один из примеров. За двадцать пять лет существования новой России только ленивый кандидат в губернаторы Калининградской области не обещал построить нефтеперерабатывающий завод в этом регионе.
    Действительно, добыча нефти в области ведётся на суше ещё с середины семидесятых годов прошлого столетия, а с недавних пор и на шельфе Балтийского моря тоже, но своей нефтепереработки в области как не было, так и нет. На переработку русскую нефть из Калининграда почему-то возят, как и было принято в Советском Союзе, в соседнюю Литву – активного участника Евросоюза и НАТО?!
Но вернёмся к подводным лодкам флота России, которые должны будут в случае необходимости противостоять врагу на коммуникациях. Столь медленное воссоздание  подводной составляющей Военно-морского флота на Балтике, да и не только, происходит, как представляется,  не потому что верховный главнокомандующий или министр обороны РФ не хотят восстановить паритет на этом направлении или не знают, как это сделать. А потому, что никому не дано изменить объективные сроки подготовки командира подводной лодки, без которого нет и никогда не родится та самая семья по имени экипаж, а железо по имени подводная лодка никогда не станет живым.
    В доказательство своих слов приведу несколько цифр. Для подготовки одного командира неатомной подводной лодки уходит минимум десять лет, а чтобы стать командиром атомохода может уйти и  пятнадцать. Чтобы было понятно, откуда берутся такие значения, поясню:  пять лет требуется на обучение в военно-морском институте или училище, ещё около пяти-шести лет уходит на карьерный рост в корабельном составе и подготовку на командирских классах, а у атомоходчиков плюс к этому - служба на сменных экипажах и учёба в специализированных центрах.
     И это ещё не всё! Увлёкшись математическими изысканиями, мы совершенно забыли ещё одну категорию подводников. Это завтрашний командир, а пока его старший помощник  – должностное лицо, готовое в случае гибели командира в бою немедленно заменить его.  Ещё мы не учли что далеко не каждый человек по своим физическим, физиологическим или психологическим качествам и способностям готов стать командиром подводной лодки. Как правило, это только каждый третий или каждый пятый из обучаемых в ВВМУЗ  курсантов. К слову, «дотягиваются» до командирских телеграфов подводной лодки, по статистике, ещё меньше претендентов.  Только каждый десятый  выпускник училища, где готовят будущие командирские кадры, ; без учёта военных медиков, химиков, инженеров-механиков, воспитателей и психологов с юристами ; становится командиром лодки.
      Вот и выходит, что даже если сегодня взять и построить сразу двадцать или тридцать лодок для того же Балтийского флота, что в сложившихся экономических условиях почти невозможно, то на подготовку для них только командиров потребуется ещё целых десять лет.  А ведь в ходе огульного сокращения Флота предпринятого в начале девяностых годов прошлого столетия, только на  Балтике было порезано более пятидесяти подводных лодок. Таким образом, более ста командиров и старших помощников, на подготовку которых страна потратила миллионы рублей, просто ушли в запас или направились «толкать» науку. Целое поколение, если посчитать за весь Военно-морской флот, отправилось в никуда и навсегда было потеряно для России.
     Опомниться и начать строить Флот как это делается сегодня, мало! Представляется важным, никогда не забывать чему учил нас великий кораблестроитель, учёный и флотоводец вице-адмирал Степан Осипович Макаров: «Помнить войну!».   


Рецензии