Награды, цели и преграды

Предыдущая:http://www.proza.ru/2018/04/07/1330


      Помните пьесу А.П. Чехова «Три сестры» и то восклицание героинь, которое, с одной стороны, воспринималось словно символ их совместных пустых и бесплодных мечтаний, а с другой, словно последний спасательный круг  для них, задыхающихся в болоте провинциальной жизни:

      «В Москву, в Москву, в Москву!..»
 

      Какова же была цель моего, столь дальнего, путешествия? Основной задачей, безусловно, была давняя задумка: посетить столичные федеральные архивы: Российский государственный военный архив (РГВА) и Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).  Моя работа над мемуарами о моём деде по материнской линии, Флегонте Петровиче Попове, которыми я занимаюсь последние семь лет, потребовала не просто осмысления событий столетней давности на просторах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

      Здесь, как и по всей территории России, с 1918 по 1922 годы полыхала Гражданская война, в которую против своей воли были ввергнуты многие слои населения. Мой дед не являлся здесь исключением, и его личная судьба была тесно связана с теми кровавыми событиями, которые развернулись на просторах России – от берегов Волги до Тихого океана.

      По крупицам собранные мной разрозненные события тех лет, почерпнутые из разных источников, необходимо было связать воедино, подкрепив их достоверными историческими материалами и роль архивных документов здесь была просто незаменима. Никакие домыслы, какими бы они не казались заманчивыми, не могли заменить подлинника. А ещё лучше – получить счастливую возможность и стать обладателем документов, в которых фигурировала бы фамилия деда (что было бы верхом удачи!).

      Увы! Обстоятельства последних лет не позволили совершить такую поездку раньше. Наверно я оказался слишком самонадеянным в своих заблуждениях в отношении качества работы отдельных федеральных структур, хотя сам не один год проработал в них и не понаслышке был знаком с бюрократической составляющей как непременном условии их работы. В своих наивных рассуждениях я уповал на то, что будет достаточно письменно обратиться в тот или иной федеральный архив и непременно получишь исчерпывающие ответы на свои вопросы, подкреплённые подлинными документами. Святая простота!

      Все эти годы я вёл бесполезную переписку с архивным сообществом, постепенно поднимаясь вверх по иерархической лестнице (от федеральных архивов РГВА, ГАРФ до Федерального архивного агентства, Российского общества историков-архивистов, Министерства культуры РФ и, наконец, Управления Президента Российской Федерации с обращениями граждан и организаций). Но, чем выше я поднимался, тем получал более формальные, а главное, более безграмотные ответы.

      И, хотя я в своих неоднократных запросах в федеральные архивы указывал конкретные источники возможного нахождения искомых документов (вплоть до конкретных номеров фондов, дел, томов, страниц), мне систематически и с завидным упорством твердили, что они «не оказывают платных услуг и не занимаются выявлением документов по родословных граждан», с дежурным настойчивым предложением приехать в Москву и «провести самостоятельную работу в читальном зале архива».

      Таким образом, занятая ими «круговая оборона» не позволяла рассчитывать на их благосклонность в оказании дистанционной помощи и вынуждала подумать о необходимости вынужденной поездки в столицу.

      Однако, недаром говорят: «Мы предполагаем, а Бог располагает». События личного плана последних двух лет не позволяли сделать это: обезножил мой престарелый отец, живущий с нами в одном городе, но отдельно от нас. Потребовалось моё присутствие рядом с ним, каждодневный уход. Катастрофически не хватало времени на другие дела, не то, чтобы помыслить о какой-либо поездке…


      …Человеческая жизнь, сколь бы длинна она не казалась со стороны, наверно всегда остаётся короткой: и для самого человека, и для его близких. И даже на закате человеческих сил и возможностей, когда уже не избежать горести потери, сознание бессилия человека перед таинством Провидения опустошает тебя морально и даже смерть близкого ещё долго не приносит успокоения и облегчения. Закон Природы суров и однозначен…

      Но цели наверно сильны именно своим воплощением, а время, по мнению Гёте, вернейший союзник упорства. А когда у тебя позади лучшая часть жизни, ты поневоле начинаешь жить по иным заповедям: «ЕСЛИ не сделаю сегодня, то уже не сделаю никогда!». И тут поневоле вспоминаются слова из известного стихотворения Редьярда Киплинга «If…» - «О, если» (русское название «Заповедь»):

      «…Умей принудить сердце, нервы, тело
      Тебе служить, когда в твоей груди
      Уже давно все пусто, все сгорело.
      И только Воля говорит: «Иди!..».
         (Перевод М. Лозинского).


      Конечно, были и другие причины для поездки. Моя военная служба, проходившая в основном на Дальнем Востоке, окончилась два десятка лет назад. Однако последующие годы работы «на гражданке» не только не прервали моей связи с Армией, но, наоборот, помогли по-другому, с гражданских позиций, оценивать её нынешнее состояние, пагубность бесконечных реформ,  вменение не свойственных ей полицейских функций, катастрофическое вымывание из её рядов генералов и офицеров-профессионалов, массовое свёртывание структур, традиционно обеспечивающих её автономность и самодостаточность и замена их гражданскими структурами и кадрами, далёкими от знания основ построения армейской среды и истории самой Армии. Всё это волновало душу, вызывало потребность поделиться своими сомнениями с теми, кто не понаслышке знает, что такое Армия.
 
      Два знаковых события последних лет заставили посмотреть на армейские проблемы глубже. Приход десять лет назад на должность Министра обороны А. Сердюкова, повлёк за собой волну коррупции, вседозволенности и привел к ликвидации многих военных структур, составлявших основу Армии, в том числе института военных финансистов, которому я отдал четверть века своей воинской службы, а мой дед фронтовыми дорогами полкового военного финансиста прошёл с боями от Сталинграда до Берлина, где 5 мая 1945 года упокоился в братской могиле.

      Вторым событием было 70-летие великой Победы, заставившее меня глубже вникнуть в истоки победы Красной армии на Волге, откуда мой дед со своим артполком начал боевой путь в Сталинградской битве, приведший его через три года к стенам Берлина. Это исследование явилось для меня личным почётным «бессмертным полком».

      Так, разрываясь между уходящим из жизни отцом и творческими озарениями, рождавшимися в этих, не самых благоприятных условиях, во мне крепло желание обобщить армейские исследования последних лет и издать книгу об Армии, её историческом пути, успехах и неудачах, о её неистребимом духе и несокрушимости…

      Увы! Она вышла в свет уже после ухода из жизни моего отца и, естественно, я посвятил этот труд его светлой памяти. Тираж её оказался не столь велик и предназначался для рассылки в основном моим родственникам, друзьям, сослуживцам и тем добрым людям из наших творческих интернет-форумов, кто знаком с Армией не понаслышке.

      Естественно, я ожидал реакции на эту книгу. Согласитесь, каждый автор мечтает не только о своём читателе, но и ожидает его реакции на прочитанное: насколько удачными и убедительными оказались стиль и сюжет, дошли ли до души читателя авторские мысли, рассуждения и выводы.
 
      Прошло несколько месяцев после рассылки книги, однако особо похвалиться ответным словом на свою книгу я не смог. Дружное молчание, особенно со стороны сослуживцев, было непонятным для меня. Поэтому мой предстоящий полёт на запад помог бы найти ответы и на это молчание непосредственно из уст моих визави.
 
      Конечно же было бы грешно, прибыв на запад, не пообщаться со своими родственниками и старыми друзьями, ибо, как сказал А.Сент-Экзюпери, нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения. Тем более, что время и расстояние – это два основных препятствия в этом общении. А оно в наши годы, это своего рода барометр, точно и беспристрастно отражающий изменение твоих взглядов на жизнь, на окружающий мир, проверка на прочность дружественных и родственных чувств. И хотя мы уже не в силах изменить ничего в жизни наших визави, но попытаться понять причины этих изменений, логику поступков близких нам людей и сделать некоторые выводы для себя, в подтверждение наших догадок – всего этого никто не вправе нас лишить, всё это пополнит копилку нашего жизненного опыта.

      Другое дело – захотят ли наши визави такого же ответного общения?..

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/09/595


Рецензии
Интересный рассказ. А по жизни Автор тоже не всегда везунчик???

Стар618   29.07.2018 16:03     Заявить о нарушении
Спасибо!
Так в чём же усматривается моё везение?

Виталий Голышев   30.07.2018 14:21   Заявить о нарушении
Вы издали Книгу, уважаемый Виталий! Вам везло на этом пути, уверен.

Стар618   30.07.2018 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.