Риони

Риони.

Кому из вас и когда предложат выехать на рыбалку? Особенно, если ты учишься в седьмом классе, мама у тебя учительница, а папа про тебя вроде бы вовсе забыл? Да нет, конечно же, он не забыл про тебя, только своё собственное время ему гораздо дороже того, чтобы… - О! - с длинным вздохом, - ах! - Три сына! О каждом надо подумать! А когда же о себе?..

Но, не о папе, вздыхающем таким образом, а о рыбалке и дружбе, мне хочется написать этот, совсем короткий рассказ. А если этот короткий рассказ окажется длиннее вашего ожидания, можете просто заглянуть в его конец, да или вовсе его не читать.

Тогда или здравствуйте, или до свидания?..

…Спасибо вам всем! Значит, здравствуйте! – Ну, и моё вам! С кисточкой!..

…Я радовался совсем не по–детски. Мы, с моим другом, да что там с другом, да и… где мы сегодня будем? О чём разговаривать придётся? Да и придётся ли? Да, конечно – же, придётся! Наговоримся вволю! О чём? Да обо всём! Он же мне первым руку протянул! Когда? Да тогда, когда я приехал в этот военный городок. Да, точно, именно он первым и протянул мне свою руку. Уверенно и открыто. Держи, мол, вот моя рука, а сам выбирай кого покрепче. Ну, если пожелаешь или захочешь. Я оглянулся тогда, осмотрелся. Увидел: – никого другого! Кто готов протянуть хоть какую–то ниточку надежды…

Понял. Это начало дружбы! Может быть небольшой и некрепкой? – но мой одноклассник протянул мне руку настолько уверенно, что я в тот же миг перестал сомневаться, в чём бы-то ни – было.

…А дружба только крепла… «не разлучила бы и вода, кабы не людская зависть», - так говорят старики. Такое случилось, немногим позже. А сегодня вечером мы вместе, в одном рейсовом автобусе, с рюкзаками, сумками, удочками, тесня своими неудобными поклажами других пассажиров автобуса «Цхалтубо – Самтредиа», ехали в сторону нашей будущей судьбе, или рыбалке.

Многотонный «Львовский» экспресс летел с крейсерской скоростью, шурша колёсами, подпрыгивая на колдобинах... Сбросил скорость, высадил нас, всю нашу «команду» около моста.

…Дальше, несколько километров, удивляясь своим силам и желаниям, мы двигались, бодро переставляя ноги, словно по команде: ать–два… три, четыре. Впереди шли два офицера, за ними, подражая бодрому шагу, вприпрыжку, не успевая за взрослыми, еле поспевали мы: я и мой друг…

По – видимому, мы приближались к тому, прежнему нашему с отцом месту, где в прошлый раз он вытащил из мутной бурлящей после ливня в горах реки двадцатикилограммового сома. Точно, вон она, излучина. Тот же самый обрывистый берег, только река сегодня не такая бурливая, поспокойнее. А в прошлый раз вода несла мычащих коров, которых, по–видимому уже было не спасти. Отец меня тогда отправил снять с кукана пойманного вечером небольшого, килограммов пять, сомика, и я его не нашёл - вода поднялась почти на полметра. А он в это самое время в одиночку справился, вытянул из воды, перекинул на высокий берег никогда до того времени не виданную мною огромную рыбину с тридцатисантиметровыми усищами и головой, по размерам, пожалуй, большей, чем моя, тогдашняя. Вот к такому «уловистому» берегу мутной реки под названием Риони мы и направлялись. Бодрым шагом. Два офицера и два друга – семиклассника, едва поспевающих за взрослыми.

Вспоминая те далёкие, из детства времена, пытаюсь выхватить какую-то важную, или же пропущенную мною деталь. Ну, например, я очень хорошо помню, что если мы собирались на рыбалку, отец никогда не брал с собой никакой воды. А как же попить, ну, если захочется? – Обязательно кто–то задаст мне подобный вопрос. А вот так! Или без воды обходись, или возьми котелок, набери туда мутной речной воды, дай ей отстояться, вскипяти её, остуди и… пей себе на здоровье. Вот так мы и поступали всегда. Знала бы моя мама о таком «экстриме», не стала бы разрешать отцу брать меня с собой не то, что на ночь, а и днём. Но, никогда и не разу я не заболел «животом», возвращался всегда бодрым, конечно же, немного усталым. Попробуйте. Дотащите до дома двадцать или тридцать килограммов рыбы. Пойманной исключительно на крючок. Мой родитель категорически не признавал никаких сетей – он был настоящий рыбак, с большой буквы. А про меня он говорил, что я его счастливый талисман. Не знаю, так это или не так, но, каждый раз меня поражало то количество рыбы, которое мне приходилось тащить почти на равных с моим уловистым родителем. Поэтому я возвращался немного усталым, но очень довольным, что провёл время не зря. А мама как правило, брезгливо осмотрев наши трофеи, рекомендовала раздать их соседям. С сомом правда, ну тем, большим, произошел забавный случай. Мы тогда наполнили ванну холодной водой и поместили туда нашу добычу. Высунутый хвост оказался на высоте, приблизительно небольшого человеческого роста. Почему мы его туда поместили? – спросите вы. Так ведь он ещё дышал, когда мы втащили наши пожитки на лестничную клетку пятого этажа. Ну и, одно дело рыбу выловить, а другое было лишить её жизни. Лично я тогда был на это не способен. Поэтому, наверное, это все же была моя идея. Мы наполнили ванну, поместили в неё, насколько это было возможным сделать сома, выключили свет и… забыли про него…

А вечером вернулась с работы мама. Что сделает первым делом интеллигентный человек? По профессии учитель. Ну, ясное дело – пойдёт в ванную помыть руки. И… включив свет, она совершенно безбоязненно вошла в яркое помещение…

Сейчас я думаю о том, что несколько седых волос у мамы появилось именно тогда, когда рыбий хвост звонко ударил её по щеке. От неожиданности и такого насилия над собой она звонко заверещала, но, мы этого не слышали – спали, как убитые. Она нам сама в этом призналась. Немногим позднее, за ужином, когда мы наворачивали вкуснейшие на свете котлеты немного пахнущие тиной и рекой под названием Риони.

Я немного отвлёкся. Просто хотел рассказать вам о том, что в этой реке и в этом самом месте, где мы только что расставили двухместную брезентовую палатку, можно было поймать очень даже вкусную и питательную рыбу. Я уже не вспомню о том, чем занимались взрослые. Мой отец и его товарищ. Что делали мы с моим школьным другом. Только припоминаю, что нам давали самые важные, но не значительные с точки зрения опытного рыболова поручения. Как, например, набрать котелок воды, отстоять его, перелить его в небольшую канистру, снова отстоять, снова перелить, пока она не наполнится доверху. Помыть посуду, принести что-то, что-то сложить обратно. В общем, мы тоже были при деле. А вечером, тёплым южным вечером, под чёрно – синим небом, усеянным мириадами звёзд, мы хлебали, обжигаясь деревянными ложками из этого самого котелка вкуснейшее на свете варево под названием уха. Мужчины открыли здоровенную бутылку (кто-то называл такие «огнетушителем») с виноградным вином. Нам, конечно же, не предлагали, только в солдатские эмалированные кружки с отстоянной водой плеснули по ложке этого янтарного напитка. И тогда мы не заболели «животом». А вечером, зевая, уже не глядя на звёзды, убаюканные тихим шелестом, всплесками о берег могучей реки, мы с моим другом полезли в палатку. Взрослые остались около костра, разложив под собой армейские плащ – палатки. Под звон комаров и щёлканье ладонями по открытым участкам тела, слушая хор несмолкаемых цикад, мы пытались заснуть, что-то тихо между собой обсуждая. И долго мы слышали громкие мужские голоса, в которые как нитка вплетались слова, совсем не для наших юных душ и ушей, пока не заснули…


Рецензии