3. 3б Французский маньеризм XVв Фуке, Пармиджанино

3.3б Французский маньеризм XVв Фуке, Пармиджанино

Французское возрождение. Еще в период Столетней войны (1337 -1453) начался процесс сложения французской нации, зарождения французского национального государства. К середине XV века относится и начало французского Возрождения. Походы французских королей в Италию познакомили французских художников с итальянским искусством, и с конца XV века начинается решительный разрыв с готической традицией.

Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Как и в нидерландском искусстве, реалистические тенденции наблюдаются прежде всего в миниатюре как богословских, так и светских книг.

Первый крупный художник французского Возрождения Жан Фуке (около 1420—1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI.

И в портретах (портрет Карла VII, около 1445), и в религиозных композициях (диптих из Мелена в 45 км к юго-востоку от Парижа) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создается чеканностью форм, лаконизмом цвета. По сути, используя всего в два цвета — ярко-красный и синий написана «мадонна меленского диптиха.1450» (моделью для нее послужила возлюбленная Карла VII. Легкие, стройные фигуры, складкам одежд которых вторят струи воды из кувшинов, трактованы с поразительной музыкальностью, пронизаны поэзией. Исследователей продолжает волновать изобразительная манера художника, от необычного эффекта из-за колористического решения створки с Мадонной (хотя художник использовал гербовые цвета короля), до смелой трактовки образа Богородицы (обнажённая грудь Богородицы и изображение младенца). Известный нидерландский философ Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga) в своей книге 1919 года назвал изображение Богородицы: «Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность» … «Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность».
На другой створке изображено «Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха.ок.1450». По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена. Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр-Дам.

Чувство меры, изящества, гармонии, тонкость вкуса отныне будут неизменно связаны с французским искусством.

Черты кризиса художественных идеалов Возрождения особенно отчетливо проявились в маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса (от maniera —прием, или, вернее, manierismo — вычурность, манерничанье.

 Представитель маньеризма Франческо Мария Маццола более известный под прозвищем Пармиджанино (1503- 1540).

При всей виртуозности техники и изысканности форм, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения, как например, в «Мадонне с длинной шеей.1524». Преувеличенность чувств, нарушение гармонии пропорций, равновесия форм — дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения, - вот главные черты маньеризма.

У Пармиджанино мадонны всегда изображены с удлиненными телами и маленькими головками, с хрупкими, тонкими пальцами, с манерными, вычурными движениями, всегда холодны по колориту. Маньеризм не ограничился Италией, он распространился в Испанию, Германию, Нидерланды, Францию, оказав влияние на их живопись и особенно на прикладное искусство, в котором безудержная фантазия маньеристов нашла широкое поле деятельности.

Подобно Пармиджанино изящные линии и удлинённость шеи при изображении женского тела мы видим спустя 500 лет у Модильяни, современника Ренуара.


Рецензии