Глава 2

                2

   Солнце было уже в зените, и несчастные тени прятались от света как только могли: под деревьями, в сквере, в мрачном и сером переулке. У себя в квартире.
Человек 1 не спеша прогуливался по улице.

   — Весеннее солнце — это просто одно из чудес света! Его тепло проникает под самую кожу, медленно разливаясь по всему телу бурной рекой. И на душе становится так хорошо, так светло — как будто ты выпил бутылочку солнечного шнапса. Ты прямо чувствуешь, как начинаешь светиться!

   Вдоль улицы выстроилась шеренга магазинов. Каждый из них имел свой характер: первый, магазин алкогольной продукции «Ведро с крабами», стоял горбатый и серый, словно старая крыса, повидавшая виды; второй, похожий на отъевшегося королевского вельможу, важно выпячивал вывеску «Сеньоре Нессуно» (там торговали итальянской мебелью); рядом примостилась швейная мастерская «Золотая ниточка», похожая на апельсин, сошедший с полотна Пикассо; за мастерской возвышалось титаническое офисное здание — «Райские мечты», отпугивавшее своей мертвенной серьёзностью и надменностью.
   "Достойнейший ряд" завершала скромная кофейня, с множеством прекрасных цветов на подоконниках. Оттуда тянулся тонкий и нежный запах свежезаваренного кофе и только что испечённых и вынутых из духовки булочек. Человек 1 вспомнил, что ел уже очень давно. Об этом ему спел пустой желудок.

   — Да, хитро придумано! Ничего не скажешь. Заварили кофе, вынули из печки что-нибудь ароматненькое и поставили поближе к вытяжке, чтобы та по округе всё это разгоняла. Вот и всё! И не надо никаких вывесок, неоновых букв и вычурных названий — ваш нос и есть их реклама!

   Внутри было очень уютно, и чувствовалась абсолютно непринуждённая, домашняя обстановка. Вся отделка была выполнена в светло-бежевых тонах с небольшими синими вкраплениями. На потолке было изображено ясное, голубое небо с пышными кучевыми облаками. Посередине помещения стояли мягкие, плотно набитые диваны, похожие на ленивых котов, объевшихся рыбы; а рядом величественно возвышались, словно колоссы, резные деревянные столы. В самом углу располагались маленькие пуфики, смахивающие на английских гвардейцев, гордо несущих свою службу.
 
   Человек 1 скромно примостился у окна на небольшом кожаном стульчике, поближе к солнцу и свету.

   Мимо, по улице, проходили разные люди: строгая леди с маленькой собачкой на поводке; деловитый пижон, одетый по последнему писку моды; рабочие, нёсшие огромную лестницу-стремянку; группа школьников, шедшая в сопровождении учителя скорее всего на какую-нибудь экскурсию; семья с непослушным и озорным ребёнком, похожим на шкодливого чертёнка...

   — Здравствуйте! Ой, извините, я не хотела вас напугать. Честное слово, не хотела!

   Перед ним стояла, неловко переминаясь с ноги на ногу, молодая симпатичная официантка с волосами цвета спелой пшеницы. Пшеницы, выращенной бережливыми руками старого фермера. Юная особа смотрела на него большими ярко-бирюзовыми глазами, похожими на океан. Океан, который переливается живой лазурью и играет яркими бликами в свете солнца. На девушке была надета красная футболка-поло с надписью этого кафе — «Сказка». К кармашку этой футболки был аккуратно прикреплён небольшой бейджик с именем. На ногах красовались белые, слегка потёртые временем, но зато хорошо подчёркивающие изящность своей хозяйки кеды. Официантка, кажется, немного нервничала и поэтому перебирала руками свой блокнотик с заказами.

   — Здравствуйте! Всё в порядке, — улыбнулся Человек 1. — Я просто в окно засмотрелся — там столько всего интересного... Но это ничего, вы меня зато от одной красоты отвлекли к другой, — сказал он, встретившись с ней глазами.

   У девушки загорелись щеки, и она ненадолго отвела взгляд в сторону.
 
   — А... да... там такая красота... — смущённо произнесла она, заламывая руки. — Обожаю весну! Моя смена скоро закончится, и я обязательно пойду гулять! Такое нельзя пропускать ни в коем случае!
   — Вы абсолютно правы! Пропускать такое — это преступление против всего прекрасного на свете!
   — Да, действительно, — заливаясь смехом, ответила она. — За такое в чулан сажать надо!
   —...
   —...
   — Ой, извините, я совсем забыла! Вы что-нибудь заказывать-то будете?
   — Конечно! Скажите, чем это так вкусно пахнет? — поинтересовался Человек 1.
   — А это я кофе только что сварила. Вы не хотели бы его попробовать? — спросила она, с надеждой заглянув ему в глаза.
   — С удовольствием! Мне со сливками, если можно. И вон тот эклер ещё, пожалуйста.
   — Хорошо! — обрадовалась девушка. — Подождите минутку, я сейчас всё быстренько принесу!

   Кофе был приготовлен просто изумительно. Он был подобен прекрасной мелодии, в которой каждая нота звучала настолько гармонично, что вызывала несравненное удовольствие! А эклер получился таким воздушным и лёгким, что напоминал безмятежное облако, летающее в синих просторах — он просто таял во рту! Человек 1 сидел под яркими и тёплыми лучами солнца, и от того казалось, что он светился.

   — Представляешь, мне мой вчера говорит: «Какая разница, какого цвета телефон? Главное, что звонит!». Для него, понимаешь ли, нет разницы! Я заказала белый, а ему всё равно! А мне что делать: ходить с этим чёрным и позориться? Вообще с ума сошёл! Чем думает, спрашивается — сказала женщина своей подруге, с которой пришла в кафе.

   Они сидели на роскошном широком диване, а на столе у них стояло множество тарелок с разными блюдами. Но что странно: они к ним вообще не притронулись, сидели только и фотографировали.

   — Да ты что! Кошмар! Я вот на днях купила красивую кофту в магазине. Такую дорогущую! Мне продавец прям божился: «Шили итальянцы!». Ну а мне Италия нравится, сама знаешь! Ну я, как пришла домой, сразу её надела. И вот стою такая перед зеркалом, любуюсь. И тут вижу, какая-то этикетка поганая пришита, а на ней «Мэйд ин Индия». Я просто вне себя была от злости: порвала эту паршивую, бомжовскую тряпку и выкинула в мусорку! Больше никогда не пойду в этот дурацкий магазин!

   — Да уж! Вообще! А я вот на прошлой неделе опять ходила в мой любимый элитный ресторан, ну ты знаешь какой. И там официант такой неуклюжий был, взял и вино моё дорогущее на стол пролил! Вот олух! Я ему пощёчину отвесила и менеджера позвала. Так вот, этого растяпу уволили, будет знать в следующий раз! А мне потом сам директор принёс лобстеров в знак компенсации и попросил прощения. Ну я, конечно же, простила его. Ты же знаешь о моём великодушии...
   — Ага. А я как-то ехала в магазин на своём "Лексусе" и вдруг вспомнила, что кредитку мужа дома забыла, ну и начала разворачиваться. А мне, представляешь, какой-то болван на своём деревенском корыте сигналит! Мне — на "Лексусе"! Вообще, обнаглел... Забыл своё место! Я, понимаешь ли, просто двойную сплошную пересекла. Подумаешь, две линии, ну и что с того? Я же спешила — имею право!
   — Ужас! А я...

   — Вот ведь, сидят и не слышат друг друга! — поразился Человек 1. — Каждая слышит только себя и ничего больше вокруг. Вот тебе и племя "глухих ртов". А ведь порой нужно просто помолчать и внимательно послушать. Там, где царит тишина, всегда найдётся место пониманию. А понимание и есть тот самый ключ к хорошему разговору.

   Человек 1 сделал последний глоток и тоскливо посмотрел на пустую кружку: сколько он ни пытался растягивать удовольствие, кофе все же закончилось.
Как простой кофе и небольшой эклер могут принести человеку столько счастья, спросите вы? Но, может быть, дело не только в них? Возможно, всё дело в том, кто и как их для вас приготовил? Что он в них вложил?
 
   — Интересный предмет — кофе. В нём сталкиваются два совершенно разных начала: горькие чёрные кофейный зёрна и сладкие белые сливки. У вот тут рождается шедевр! Произведение искусства! Наверное, всё в мире держится, балансируя на этих противоречиях: коснулся чёрный уголь светлого холста, и перед нами предстала картина; теплое утро встретилось с холодной ночью — появился день; печальная смерть пришла в гости к радостному рождению — возникла жизнь. Настоящая жизнь.

   Он посмотрел на официантку, лавировавшую между столов. Её ловкости и грации могли бы позавидовать многие танцовщицы: в одной руке она держала большой поднос с запеканкой, а в другой — целых три чашки с кофе и при этом не переставала раздавать улыбки, похожие на весенние цветы. И от того в кафе становилось ещё светлее и прекраснее. Теперь стало понятно, что в помещении было тепло далеко не из-за солнца.
   Человек 1 достал из кармана пальто авторучку и написал на плотной белоснежной салфетке: «Спасибо вам за угощения — они были просто изумительными! А ещё спасибо вам за щедрую улыбку — это лучший подарок! Вы не хо...». Рука остановилась. Он ещё раз взглянул на девушку и о чём-то задумался... Но потом, тихо вздохнув, положил на стол чаевые и вышел из кафе. Письмо на салфетке осталось незаконченным.
   Человек 1 был так сильно погружён в свои мысли, что уходя, не заметил печальный взгляд официантки, которым она его проводила.
 
   Девушка нерешительно подошла к столу и взяла в руки записку. Прочитала. В кафе стало темнее...

                ...

   Набережная была залита полуденным солнцем. Волны разбивались о берег, оставляя после себя на золотистом песке белую пену. Чайки, громко крича, кружили над водой в поисках пищи. Тёплый ветерок легонько перебирал его волосы.

   — Это место напоминает какую-то красивую открытку. Открытку со счастьем, — подумал Человек 1.
 
   Он сидел на нагретом солнцем каменном бордюре набережной и дышал свежим речным воздухом. Этот воздух проникал в самые сокровенные уголки его души и делал её светлее, он очищал его лёгкие от городского смрада, оставляя после себя ореол благодати.

   Недалеко от Человека 1 сидела молодая чета, они устроились на одеяле, расстеленном на песке. У них был пикник: в деревянной корзинке лежало много свежих фруктов; в алюминиевом ведре с уже почти растаявшим льдом стояла открытая бутылка вина; на тарелке были художественно выложены миниатюрные бутербродики, а самый центр одеяла украшала небольшая ваза с живыми пионами.
   Мужчина громко декларировал какие-то стихи про любовь, скорее всего, собственно сочинения, а дама, в свою очередь, как ей и полагалось, задорно хихикала, прикрывая рот ладошкой.

   — Мои глаза, твои глаза, морского цвета бирюза... — важно выговаривал мужчина. — Теряются в душевном пустыре, сидим с тобою мы на простыне...
   — Дурашка! Мы же с тобой на одеяле сидим! — рассмеялась девушка.
   — Хорошо. На одеяле мы сидим — сердца свои соединим, — продолжил кавалер. — И будем вместе в небесах, как в самых лучших наших снах...
   — Ха-ха-ха, — закатилась смехом она. — Я ещё пока туда не собираюсь! Мне и здесь хорошо живётся.

   Человек 1, не желая себя выдавать, усилием воли подавил вырывающийся смешок.

   — Да ну тебя! — обиделся мужчина. — Вечно ты всё в смех переводишь. Нету в тебе поэтического полёта... — высокопарно поднял он руку.
   — Это во мне-то нету? Да как тебе не стыдно, негодник! — захохотала дама, толкнув его локтем в бок. — Сейчас я тебе покажу полёт — давай продолжай!
   — Ладно, только ты больше не смейся. Я тебе, между прочим, стихотворение пытаюсь посвятить!
   — Хорошо. Я постараюсь, — лукаво улыбнулась она.
   — Тебя искал я день и ночь и отметал сомненья прочь! В твоих просторах я обмяк...
   — Как в грязной луже толстый хряк! — закончила девушка.

   Теперь уже захохотал Человек 1. Да так громко, что напугал не только парочку, но ещё и всех птиц, мирно сидевших на берегу.

   — А подслушивать, между прочим, неприлично! — сделал замечание весь красный от стыда кавалер.
   — Я... прошу... прощения, — давясь смехом, ответил Человек 1 и тут же покинул набережную. Ему ещё никогда не было так смешно.

                ...

   В лесопарке царили прохлада и приятный полумрак: слабому солнечному теплу не хватало сил пробиться сквозь густые сплетения веток.
 
   Он стоял на небольшом мостике, облокотившись всем телом на деревянный поручень, и наблюдал за течением воды. Она успокаивала его тело... Но только не разум. Ему ещё никогда не было так грустно.

   — А, может быть, я всё-таки успею туда вернуться? Времени вроде немного прошло... — терзался в сомнениях Человек 1. — Нет. Уже поздно. Надо было раньше действовать... Дурак! Олух! Остолоп! Такую возможность упустил... — он крепко обхватил голову руками и начал ругать себя вслух. От безысходности ему хотелось выть.

   Прохожие начали бросать на него неоднозначные взгляды.

   — Нет... я не должен сдаваться... но... а может, я ещё успею... да, наверное... Точно... У меня всё получится! — оживился Человек 1. — Да! Нужно действовать прямо сейчас!

   Он бежал сломя голову. У него была лишь одна цель — успеть, больше для него ничего не имело значения. Мимо мазками проносились улицы, кварталы, скверы, дома, магазины, киоски, люди. Они оставались далеко позади, где-то на задворках памяти, и тут же исчезали, как следы на песке с новой волной. На одной из дорог его чуть не сбила несущаяся машина, водитель яростно кричал ему вслед. Но Человек 1 все бежал и бежал, не зная усталости. Точнее, он просто не обращал на неё внимание: так сильно боялся опоздать.
   Он решил сократить путь через узкий и тёмный проулок между домов. Там было так темно, что приходилось полагаться только на чувства. Секунды превратились в вечность. Казалось, что конца и края нет этому мраку. Но вот впереди забрезжил свет, и тьма потихоньку начала отступать...
 
   — Наконец-то выход! — обрадовался он.

   Но тут Человек 1 споткнулся обо что-то жёсткое и сильно ударился об асфальт. Тьма на мгновение поглотила его разум — ему показалось, что он умер. Но это было всего лишь падение. Сознание вспыхнуло огнём. Ушибленные колени сильно ныли, а ободранная до крови ладонь саднила от жуткой боли.
 
   Но он должен был двигаться дальше! Должен был успеть...

   — И кто же это у нас тут сидит отдыхает? — раздался грубый голос из темноты.
   — Заблудился, поди, бедняга? — ответил второй голос. — Устал, наверное?
   — Надо ему помочь! Что скажешь? — снова спросил первый.
   — Конечно, поможем! — прохрипел другой. — Поможем избавиться от лишних вещей: от денег, драгоценностей, телефона, кредитки. И сразу станет легче!

   Оба противно прыснули. Как гиены.

   Человек 1 быстро вскочил на ноги и потихоньку начал отступать назад. Из мрака выплыли две фигуры: одна была высокая и худая, а вторая — маленькая и сгорбленная. На них было надето какое-то грязное тряпьё, а лица закрывали платки. Эти люди, скорее всего, мылись очень давно — от них исходило страшное зловоние.

   — Не бойся — мы тебе ничего не сделаем... — мерзко пропел горбатый.
   — Если ты отдашь нам всё по-хорошему, — перебил высокий.

   — С тем, горбатым, я, наверное, справлюсь, — прикинул Человек 1. — Но вот со вторым... А вдруг у них при себе оружие? Нож? Или вообще пистолет? Наверняка. Нет, лучше убегу!

   Он начал быстрее пятиться назад, не спуская глаз с грабителей. Всё больше и больше становился разрыв между ними, но они почему-то не пытались его сократить...
   Вдруг кто-то сильный схватил его сзади и приставил к горлу что-то стальное и холодное. В нос ударила сильная вонь.

   — Только попробуй дёрнуться, и тебе крышка! — прошипел голос за спиной. — Выворачивай карманы! И только без фокусов, а то о-о-очень сильно пожалеешь!
   — Ну всё. Конец, — испугался Человек 1.
   — Ты оглох что ли? Я кому сказал выворачивать карманы? — проревел бандит над самым ухом.
  — Но...но у меня ничего с собой нету, — запинаясь от страха, ответил Человек 1.
   — Ну всё, — разозлился грабитель. — Я тебя сей...
   — Стоять! Вы окружены! Всем лечь на землю! Руки за спину! ЛЕЧЬ Я СКАЗАЛ!

                ...

   Он сидел с перебинтованной рукой в карете скорой помощи. Фельдшер закончил осмотр и начал что-то записывать в своём журнале.

   — Ну как ты, дружище? — спросил стоящий рядом полицейский.
   — Да ничего, вроде. Терпимо, — ответил Человек 1. — Спасибо вам ещё раз.
   — Да не за что. Но ты просто не представляешь, как тебе повезло. Ты не то что в рубахе — в скафандре родился! Случайность спасла тебе жизнь... А вот если бы мы ехали чуть быстрее, или я голову не повернул бы в сторону того переулка? Ох, страшно подумать, чем бы всё закончилось...
   — А может быть, случайностей в нашем мире вообще не бывает? Вдруг всё заранее запланировано и расписано по часам? И кто-то просто захотел, чтобы вы меня спасли? — добродушно улыбнулся Человек 1.
   — Хм, возможно ты и прав. Ну тогда я тебя поздравляю — у тебя очень хорошие покровители! — похлопал его по плечу полицейский.
   — А кто же на меня всё-таки напал? Какие-нибудь закоренелые рецидивисты?
   — Я тоже так сначала думал. Но потом пробил их по базе данных, навёл кое-какие справки, и всё оказалось совершенно иначе: полгода назад этих троих и еще сотню других рабочих уволили с предприятия из-за недостатка финансирования. Как они потом написали в газете: «Оптимизация рабочих кадров в связи с изменившейся внутренней и внешней политикой предприятия». Поганая правда завёрнутая в красивые слова!
   Так вот, у одного из этих троих была квартира в ипотеку. И после увольнения его на работу так никто и не взял. Старый он слишком для них, видите ли! Всё — мужик на улице, и долгов выше крыши!
   Второй получал хорошо, и вся семья жила на его зарплату. Жена хозяйство вела и дочку маленькую воспитывала. Сократили и та же самая история — никуда не берут! Деваться некуда... Супруга устроилась за копейки уборщицей в магазин, а муж начал потихоньку за воротник закладывать. Ну и длилось это, естественно, недолго — жена подала на развод и с дочуркой к матери уехала.
   У третьего ещё хуже. На него однажды в цехе упала стальная балка и сильно повредила ему спину. Инвалидность мужику так и не дали, но обязали предприятие предоставить ему соответствующее рабочее место. С горем пополам, после года тяжёлого восстановления этого бедолагу определили в конструкторский отдел. Но потом началась "великая оптимизация", и, я думаю, ты догадываешься, что произошло дальше...

                ...

   Знакомая дорога. Знакомое заведение. Потухшие окна. Потухшие глаза.
   Человек 1 сидел на асфальте рядом с закрытым кафе «Сказка» и пел себе под нос какую-то весёлую песню. Очень весёлую. Даже слишком.


Рецензии