4. 1. Итальянское Барокко XVIIвека братья Карраччи

4.1. Итальянское Барокко XVIIвека братья Карраччи
4.1. Итальянское искусство XVII века. Барокко
Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI— XVII столетий был Рим. Интерьер церкви, как место пышного театрализованного обряда католической службы, являет собой синтез всех видов изобразительного искусства, а с появлением органа, и музыки. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами (различного рода обманками), —все это вместе с впечатляющими объемами создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности.

Пришедший на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма, стиль барокко воплотил в себе новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и изменчивости.

В живописи Италии на рубеже XVI—XVII веков возникают два главных художественных направления: братьев Карраччи и художника Караваджо.
Первое связано с творчеством братьев Аннибале (1560-1609) и Агостино(1557-1602) Карраччи , которые в 1585 году в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой считалось, что любая натура, должна перерабатываться и облагораживаться в соответствии с идеалами и канонами красоты, которые они видели в искусстве Высокого Возрождения. Отсюда название — «болонский академизм».
Второе направление связано с искусством одного из самых крупнейших художников Италии XVII века Караваджо и его реалистическим принципами.
Братья Карраччи тщательно изучали и штудировал натуру. Они считали, что любая натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами.
Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, пейзажа идеализированного, выдуманного. Это пейзаж, развернутый при помощи кулис в глубину, с уравновешенными массами деревьев и почти обязательной руиной, с маленькими фигурками людей, служащими только стаффажем, чтобы подчеркнуть величие природы. Такова его картина «Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге.1601». Сюжет этой картины следующий: Апостол Пётр, который проповедовал во многих странах, в том числе и в Риме, где в 67 году принял мученискую смерть. Незадолго до этого, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа, несущего крест. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме.

Художник Аннибале Карраччи проявил здесь тонкое чувство детали, в частности, при изображении пейзажа. Гармоничная композиция и прекрасные фигуры напоминают работы Рафаэля и Микеланджело и свидетельствуют о стремлении римского художника 17 столетия вернуться к духу классики.

Одна из лучших картин Аннибале Карраччи «Святые жены у гроба Христа.1560-1609». В основе ее сюжета свидетельство Евангелия от Марка (16, 1-6). В первый день новой недели три жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Зеведеева - пришли ко гробу Христа. Они увидели открытую гробницу и ангела, который возвестил им о воскресении Спасителя. Четкая, легко читаемая композиция, локальные краски, лица, лишенные индивидуальных характеристик, выразительные жесты и "античные" одежды представляют арсенал приемов художника-академиста, основной задачей которого являлось рациональное осмысление античного идеала.

Идеи Аннибале Карраччи были развиты рядом его учеников, в творчестве которых принципы академизма были почти канонизированы и распространились по всей Европе.


Рецензии