Предки Осиповы из Приморья

   Бабушка говорила мне, что дед происходит от  «камчадалов».

   Камчадалы – этнографическая группа русских, старожильческое население Камчатского края. Оно образовалось вследствие этнических контактов русских переселенцев с представителями северных аборигенных этносов. Вот эти основные этносы: ительмены, коряки, юкагиры.

   Первые русские землепроходцы появились в Приморье в начале 16-го века. Приходили енисейские казаки искать золото. В 1643г появляется первое поселение русских на р. Амур.

   Освоение Приморья связано с именем Ерофея Хабарова, казацкого атамана. Землепроходец, уроженец деревни около Великого Устюга, зырянин, крестьянин, занимался также извозом и торговлей. В 1649г организовал отряд  из сотни «охочих людей» в Приамурье – Даурскую землю. До 1653г ходил вверх и вниз по Амуру, подчиняя местные племена, беря с них дань пушниной (ясак). Положил начало заселению русскими людьми этой территории и обороне её от маньчжуров. Считают, что Хабаров привёз с собой священников.

   Семён Дежнев – тоже уроженец Великого Устюга, из крестьян - поморов. В составе казачьих формирований в 1638г он нёс службу в Якутском остроге. В 1643-47гг ходил до устья Колымы. Дежнев был сборщиком ясака.

   Постоянное русское население появилось в Приморье к 1730-м годам. Это были потомки казаков  и люда с Вологодчины, пришедших с Хабаровым и Дежневым. Возможно, пращуры Осиповы пришли в Приморье вместе с Хабаровым или Дежневым. Фамилия Оси¬повы встречается среди духовенства Вологодской губернии.

   В 1743г. начала работать Камчатская духовная миссия.
 
   В 1861г Камчатская духовная миссия была закрыта, 60-е годы 19 века были переломным – продажа Аляски, ликвидация Российско - Американской компании. Оставались только отдельные миссионеры, которые выполняли обязанности приходских священников на огромном пустынном пространстве. В это время служил  на труднодоступном побережье Охотского моря мой прапрадед - священник о. Александр Осипов.
   
   Русские миссионеры несли православие и просвещение туземным народам. Многие  вели большую работу по исследованию Тихоокеанского побережья. Миссионеры обучали камчадалов - аборигенов плотницкому и столярному делу, хлебопашеству, плетению сетей. Заботились об их здоровье – были распространены такие страшные болезни, как оспа, проказа. Переводили проповеди на местные языки.

   С развитием Приамурья была выделена Благовещенская епархия. В этой епархии  служил  прадед -  Александр Александрович Осипов. Он был священником - настоятелем приходского храма Покрова Божией Матери в селе Вятское Хабаровского уезда. Жители села – русские камчадалы, подразделяемые на казаков и мещан, и переселенцы из Центральной России.

   С 1858 по1860гг на Амур было переселено более трёх тысяч человек. Ими и были поставлены сёла, в том числе, село Вятское. Это село ставили переселенцы из Вятской губернии.

   Дед, Осипов Николай Александрович, родился в селе Вятское Хабаровского уезда Амурской губернии.  Село Вятское сейчас называется г. Вятское-на-Амуре. Он находится в 70 км ниже Хабаровска  и в 1 км от трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре.

   Расспросить деда о наших предках я не догадался. Но дед оставил мне некоторые документы и подробную рукописную автобиографию.


   Как попали мои предки в столь суровые и отдалённые места, которые были севернее Магадана?

   В неимоверных трудностях происходило служение Православной церкви в Приморье и на Аляске. Суровый климат, удалённость от метрополии, путешествия с походными часовнями, храмами, палатками в удалённые на тысячи километров кочевья, цинга, нехватка кислорода в воздухе, недоедание, дикие звери и люди!

   Священники-миссионеры приезжали из Тобольска, Иркутска, Якутска и городов центральной России - Рязани, Владимира, Тулы, из Вологодской губернии. Первые прибыли в начале 18-го века. От них до о.Александра Осипова три поколения. Кстати, Осиповы - распространённая фамилия вологодского духовенства.

   Местные священники были миссионерами. Первые прибыли в начале 18 века. Кем они были - пастырями-подвижниками или неудачниками, присланными за прегрешения? Ссыльными за провинности священниками? Что заставляло их терпеть тяготы жизни в суровом крае? Как они растили, сберегали, обучали своих детей? Трудно найти ответ с позиций современности. Не нахожу ответа, единственное объяснение - Дух Апостольского служения поддерживал миссионерский подвиг.


   Мой прапрадед - священник  Александр Осипов (до 1830-после 1870), миссионер. Он служил  в Камчатской епархии в 1840-70-х гг.

   Места службы о.Александра располагались в малонаселённых и труднодоступных сёлах на побережье Охотского моря. Сёла на нём можно по пальцам пересчитать: Аян, Охотск, Тауйск, Ямск (Малка), Яна, Иня, Гижига.   Ближайшие города – Николаевск-на-Амуре и Охотск. Добраться из них до Аяна, Иня и Ямска можно только морским путём.

   Жалование выдавали по полугодиям. Ежегодное содержание священника в 1834г: 200 рублей жалования и 540 рублей хлебных. В 1887г священник получал жалование 490 рублей в год серебром.

   1857г застаёт прапрадеда в с. Иня, недалеко от Охотска. Он – настоятель (Свято-) Николаевской Иньской церкви Камчатской епархии. Село Иня находится недалеко от г. Охотска на побережье Охотского моря.

   В 1860-70гг о.Александр  - настоятель Ямской Благовещенской церкви. Село Ям находится на побережье Охотского моря севернее Магадана. Это село ещё дальше от Охотска, чем с.Иня. Охотск - центральный пункт охотского побережья.
   Сообщение с сёлами Инь и Ямск летом осуществлялось по морю, зимой - только на  собачьих упряжках.

   Через о.Александра доставлялось жалование причтам в самые глухие и отдалённые приходы. Он по доверенности получал деньги и через знакомых надёжных людей - купцов, владельцев факторий, охотников, сборщиков налогов переправлял их. Путь был морем, а зимой - на собаках. Деньги причтам выдавали 2 раза в год. Путь иногда занимал 2 месяца.

   Ямск - "колымское" поселение. Село Ямск ведёт происхождение от Ямского острога, который находился в устье одноимённой реки и был основан в 1739г майором Якутского полка Василием Мерлиным.
 
   Селение это или "крепостца" являлось опорным пунктом государственной власти на Охотском побережье. Крепость окружал частокол, внутри помещалось 25 деревянных домов, здание канцелярии и православная часовня, построенная в 1775г на средства местного населения.

   В 1850г насчитывалось 198 жителей. "Ямская крепостца" была населена "станичными казаками" и коряками. Жители  с.Ямск и жители близь лежащих селений относились к приходу Тауйской Покровской церкви.

   Занятие населения - оленеводство, рыбный и звериный промысел.

   Православный храм начали строить в 1845г силами местных жителей, обрусевших аборигенов. В 1847г храм был построен и освящён епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. В притче - священник и дьячек.


   Новое здание Благовещенской церкви было построено в 1884г. Оно поставлено рядом со старым храмом и было срублено из лиственничных брёвен на деревянном фундаменте. Крышу покрывал лиственничный тёс, над ним возвышались три купола, на колокольне - пять колоколов.

   Ямские священники отличались активной и успешной пастырской деятельностью, особой заботой о прихожанах. В 1840-70гг при Ямской церкви действовало церковное училище. Обучением детей занимались священники.

   В 1880-х годах в Ямской Благовещенской церкви служит уже новый священник. Прапрадед либо умер, либо после выхода за штат переехал - в Николаевск, Благовещенск, Хабаровск  (в то время - Хабаровка).

   С установлением советской власти церковное имущество было утрачено. Старое здание в 1926г разобрали на дрова, а новое в 1931г было передано под школу и избу-читальню. Современное село Ямск находится в Ольском районе Магаданской области. Оно так же труднодоступно - морской транспорт, вертолёт, собачьи упряжки, снегоходы.


   Сын о.Александра, тоже  Александр, был священником.  Александр Александрович Осипов (родился до 1855 - умер после 1890), миссионер, был настоятелем церкви  Покрова Божией Матери в селе Вятское Хабаровского уезда  Амурской губернии. В 1894г при церкви была церковно-приходская школа (миссионерская) на 14 человек, инородцев.

   Село Вятское поставлено переселенцами из Вятской губернии в 1858-60гг. Жители села - "русские камчадалы", подразделяемые на казаков и мещан. Село стоит на Амуре в 70км ниже Хабаровска. В 1860г. в селе было 16 домов, 62 муж., 52 жен., всего 114 человек. Раньше на этом месте было селение охотников Колбо.

   По описаниям 1900-1910гг Штернберга и Арсентьева село находится на правом нагорном берегу Амура и расположено на двух холмах. Вдоль села идёт одна улица. Жилые дома и постройки сделаны основательно. Даже заборы - из брёвен. Всё указывает на достаток населения. Хорошей земли нет, поэтому земледелие не развито. Занятия - извоз, заготовка и продажа дров, рыбная ловля.
 
   В селе живут русские и из туземного населения - нивхи и гольды (нанайцы).


   Жена о.Александра, Осипова Ольга Аникитовна (родилась после 1850 - умерла после 1910), была дочерью надворного советника Аникиты Константиновича Петухова и Любови Григорьевны (фамилия не известна).

   В табели о рангах Российской империи надворный советник отнесён к 7-му классу. Этот класс давал право на потомственное дворянство. К нему обращались «Ваше высокоблагородие». Этот высокий гражданский чин приравнен к штаб-офицерам: подполковнику, капитану 2-го ранга, войсковому старшине. Служить эти чины могли в различных ведомствах: духовное, горнозаводское, здравоохранение, телеграф и почта, земство, суд, полиция, просвещение.

   По какому ведомству служил Аникита Константинович Петухов не известно. У меня есть две версии: духовное ведомство, консистория Благовещенской епархии; горнозаводское ведомство. Всё же была традиция духовенства вступать в брак в своём сословии. Поэтому наиболее вероятно, что Аникита Петухов служил по духовному ведомству в консистории Благовещенской епархии.

   По моему предположению, Аникита Константинович мог прибыть в Приморье из Иркутска, Нерчинска, Тобольска, Якутска. Жил он в Благовещенске или Хабаровске.

   Фамилия Петухов входит в списки забайкальских фамилий. В селе Нерчинский Завод Читинского уезда Иркутской губернии в 1796г. служил управляющим Нерчинских Заводов обер-гиттенфервальтер (горный чин 8 класса, соответствующий коллежскому асессору, майору) Фёдор Иванович Петухов. Как правило, носители этого чина занимали должность главного управляющего заводом.  Нерчинские  горнорудные и плавильные заводы входили в Забайкальский горный округ Российской империи. От Фёдора Петухова до Аникиты Петухова - два поколения, но связь  не подтверждена.

   После смерти мужа Ольга Аникитовна работала швеёй, прачкой, коком на судах Амурского пароходства.

   Брат  прабабушки, коллежский регистратор Петухов Николай Аникитович, служил в горнозаводском ведомстве.


   У о.Александра и Ольги Аникитовны Осиповых было пять сыновей. Все они окончили Благовещенское духовное училище.
 
   Сергей Александрович служил по гражданскому ведомству. Был служащим Торгового Дома "И.Я.Чурин и Ко". Жил и работал в г. Благовещенск и на острове Лангр (сейчас о.Байдуков) в заливе Счастья.

   Аникита Александрович служил на золотых приисках Амурской губернии.

   Иннокентий Александрович служил на золотых приисках Амурской губернии.

   Григорий Александрович служил на судах Амурской пароходной компании.

   Николай Александрович (1884-1972), мой дед, по окончании  Благовещенского духовного училища поступил в Благовещенскую духовную семинарию.

   Николай участвовал в революционном движении  1905-07гг в Благовещенске. Студентов Благовещенской духовной семинарии, участников революционного движения, перевели в другие духовные семинарии. Николай был переведён в Красноярскую семинарию, которую окончил в 1910г по 2-му разряду.

   По окончании семинарии в 1910г Николай выбрал службу учителя. Он окончил Томский учительский (педагогический) институт в 1915г.

   Дед был участником 1-й Империалистической войны, прапорщик. В 1915г он был мобилизован в армию и направлен в Иркутское пехотное училище. По окончанию училища дед служил в 29 Ачинском Сибирском полку 8 Сибирской стрелковой дивизии. Затем он был направлен в действующую армию -  в 283 Павлодарский пехотный полк Императорской армии.

   Николай Александрович был ранен в 1916г под г. Проскуров. На излечение был направлен домой в г.Канск. После отречения Императора Николая 2-го посчитал себя свободным от присяги и на фронт не вернулся.

   В 1918г дед был мобилизован Колчаком. Служил в 32 Канском стрелковом полку и Егерской бригаде армии Колчака, участник «Великого Сибирского Ледяного похода» армии Колчака из Красноярска в Иркутск.
 
   При Советской власти до 1924г Николай Александрович состоял на учёте, как бывший белый офицер.

   Дед работал учителем географии, математики и физики, заведующим учебной частью в школах г. Канск и г. Топки до выхода на пенсию в 1953г.

   Николай поддерживал тёплые отношения со старшим братом Сергеем, который остался жить в Благовещенске. Братья вели переписку. У меня хранится фотография Сергея Александровича Осипова, подписанная на обороте  "остров Лангр".

   Я долго и безуспешно искал остров на карте. Нашёл при помощи Интернета. Три острова, в том числе о.Лангр, находятся напротив впадения Амура в Охотское море. Острова переименованы. Они названы Чкалов (Удд), Байдуков (Лангр), Громов (Кевос) в честь беспосадочного перелёта из Ленинграда через всю Арктику и на Дальний Восток. Лётчики садились на о.Удд и едва хватило места для посадки! При посадке создалась аварийная ситуация. Экипажу удалось посадить самолёт только благодаря помощи, оказанной погранпостом о.Лангр. Радиостанция погранпоста координировала посадку, что и спасло лётчиков.

   Остров Лангр скалистый. В 30-40гг на нём находился погранпост 65 морского погранотряда, причал, катера, несколько домишек гиляков. Сейчас на о.Байдуков находится усилительный пункт линии подводного кабеля связи.

   Сергей Александрович Осипов умер в 1934-39гг.


   Дед Николай Осипов оставил мне записки.

   "...в 1904г я вхожу в подпольную организацию рабочих, созданную преподавателем Благовещенской духовной семинарии Алексеевым. Вместе с молодёжью,  учащимися гимназии и семинарии, открываем нелегальную библиотеку, а при ней организуем кружки по чтению революционной литературы. Получаем и читаем газету "Искра". Литературу и газеты храним на чердаке семинарии.

   В 1906г революционной молодёжью я избираюсь представителем по связи с главным стачечным комитетом Всероссийской забастовки семинаристов, веду по особому секретному коду переписку с главным комитетом, который находился в г.Вятка.

   В 1907г жандармерией была раскрыта в г.Вятка организация, изъята переписка, установлены адреса. У меня производится обыск, но материалы, относящиеся к забастовке, я хранил у брата Серёжи. Нашли только нелегальную литературу и газеты "Воля".

   Главный редактор газеты "Воля" и наш руководитель, Алексеев, был арестован и приговорён судом к смертной казни за организацию и руководство революционным движением в г.Благовещенск.

   В ноябре 1907г я был арестован и помещён в одиночную камеру Благовещенской тюрьмы. Из тюрьмы я был выпущен на поруки преподавателей семинарии. В 1908г меня судили. Я был оправдан благодаря участию в моей защите ректора семинарии и моему несовершеннолетию.

   Мой арест и суд послужили причиной закрытия двух последних классов семинарии, как неблагонадёжных. Учащихся этих классов, в том числе и меня, перевели в Иркутскую и Красноярскую духовные семинарии. Я попал в Красноярскую духовную семинарию, которую окончил в 1910…

   ...Окончив Красноярскую духовную семинарию, я выбрал службу по народному образованию и поступил в 1910г учителем начальной школы в с. Талая Красноярского уезда. К этому времени я женился на дочери священника Мальцевой Александре Александровне, выпускнице Красноярского епархиального женского училища. В с. Талая она тоже работала учительницей в начальной школе.

   В 1911г меня перевели в г.Канск учителем 4-классного городского училища. Канск - окружной (уездный) город в 250 км от Красноярска. Стоит на большом почтовом тракте в Иркутск. Ж/д станция - Канск-Енисейский...
 
   Я самостоятельно продолжаю образование и готовлюсь к сдаче экзаменов за Томский педагогический институт экстерном. Как окончивший духовную семинарию по 2 разряду, прохожу только сокращённые испытания на звание учителя высшего начального училища. В 1915г я успешно сдаю экзамены.

   В апреле 1915г меня по мобилизации призывают в армию рядовым 16 Сибирского стрелкового полка. Этот полк отличился в Русско-Японской войне при защите Порт-Артура, за что получил георгиевское знамя и георгиевские трубы. Полк входил в 3 Сибирскую стрелковую дивизию. Я прохожу подготовку в учебной команде полка, затем, меня направляют на учёбу в Иркутское пехотное училище.

   В Иркутском пехотном училище я прошёл подготовку на командира стрелкового взвода и пулемётной команды. Тогда в войска начало поступать автоматическое оружие. В пулемётной команде (взводе) - 4 пулемёта "Максим", прислуга - 8 человек, возчики, командир и заместитель. Юнкера училища выпускались в Сибирские полки.

  По окончании училища я был произведён в прапорщика и зачислен младшим камандиром в 29 Ачинский сибирский стрелковый полк 8 Сибирской стрелковой дивизии. Это был запасной полк 1-го эшалона. Здесь я прошёл войсковую стажировку.

   Уже в июне я был из 29 полка отправлен командиром взвода в 283 Павлоградский пехотный полк, занимавший позиции на германском фронте в районе г.Проскуров.

   Мой полк в 1916г участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве австро-германского фронта.

   В 1917г полк участвовал в срыве прорыва немцев на Украину. Я попал в госпиталь и после лечения в госпитале был военно-врачебной комиссией зачислен в нестроевые и отправлен в отпуск домой в Канск до полного излечения.

   В Канске я застал смутное время, наступившее после отречения Николая 2-го. Поскольку присягал я Императору, посчитал себя свободным от присяги и армии. На фронт я не стал возвращаться и вернулся к прерванной работе учителем 1-го высшего начального городского училища...

   ...После октябрьской революции 1917г я принимал активное участие в организации советских учреждений в г.Канск. На обширных территориях Сибири была установлена так называемая 1-я Советская власть.

   В дни 1-й Советской власти в Канске я состоял членом Совета рабочих депутатов и Общекрестьянского съезда. Этими съездами я был проведён в земство в качестве заведующего отделом народного образования.

   1-я Советская власть в Сибири продержалась не долго. В 1918г в Сибири пришла к власти военная диктатура адмирала Колчака. В Канске были дислоцированы 32 и 55 Сибирские стрелковые полки, Иркутский сибирский казачий полк, эшелоны белочехов, штаб разведки.

   В августе 1918г я был арестован военными властями. Обвинялся в принадлежности к организации большевиков и связи с партизанским движением в Сибири. В партизанах тогда были мои родственники, сестра жены и её муж. Они были членами ВКП(б)и партизанами так называемой Тасеевской республики, обширной территории к северу от транссибирской магистрали, свободной от колчаковцев.

   Летом 1919г происходили жестокие бои колчаковцев с партизанами в районе реки Кайтым. Сотни белых и партизан были убиты. Белые заняли и сожгли Тасеево.

   Военные власти не нашли документальных фактов обвинения и я был освобождён из-под ареста, но мобилизован и направлен в 32 Сибирский стрелковый полк. Вскоре я был переведён в Егерскую бригаду, дислоцированную в г.Омск.
 
   Отказаться от мобилизации или дезертировать я не мог, так как в таких случаях семьи подвергались репрессиям.

   Егерская бригада была ударным мобильным формированием. Рядовые и унтер-офицеры передвигались пешим ходом и на гужевом транспорте - фурах, телегах. Офицеры были верхом на лошадях. Егеря-сибиряки отличались храбростью, хладнокровием, смекалкой, меткой стрельбой с экономией патронов, жёсткостью до жестокости. В состав Егерской бригады были включены егерские батальоны 11, 12, и 13 Сибирских полков. Это был - последний резерв Колчака…»

   Дед Николай Осипов в своих записках скупо пишет о том, что отступал в составе Егерской бригады с армией Колчака из Омска.

   «…Белые войска Колчака были вынуждены оставить Омск. Из Омска Егерская бригада походным порядком отступала на Иркутск, чтобы далее достигнуть Дальнего Востока.

   По мере прохождении родных мест многие солдаты отставали, дезертировали. Дезертирство охватило главным образом части, сформированные на территории Сибири из местных уроженцев. Мобилизованные мужики, видя что фронт откатыватся всё дальше отродных мест, стали задумываться, смогут ли они вернуться домой. В рядах белой армии - вряд ли. Люди не хотели отступать в неизвестность и предпочитали вернуться домой..."

   Отступающие войска вёл генерал-лейтенант В.О.Каппель. Это был так называемый "Великий Сибирский Ледяной поход". При прохождении переправы через реку Кан генерал, который шёл впереди колонны рядом с проводником, провалился под лёд. Стояли 35-градусные морозы. В январе 1920г. Каппель умер в результате обморожения и пневмонии.

   "...В январе 1920г и я дезертировал из белой армии в селе Большая Уря. Это село находится в 25км от г.Канска. Здесь я скрывался от проходивших на восток белых частей у знакомого учителя.

   В Канске в это время была восстановлена Советская власть, так называемая 2-я советская власть. Мне удалось передать в Канск письмо с сообщением о моём местонахождении. При помощи протекции сестры жены и её мужа мне был нарочным доставлен пропуск, пописанный командующим Северо-Тасеевским фронтом Яковенко. С этим документом я легко перешёл линию фронта и вернулся в Канск…»

   У деда Осипова было много друзей среди партизан Тасеевской республики. Его свояк Г.Н.Бобылев был членом Канского уездного ревкома - чрезвычайного органа власти во время гражданской войны. Ревком состоял из 3-х членов. Заместитель главы Тасеевской республики, П.Е.Щетинкин, был сослуживцем деда по 29 Ачинскому стрелковому полку.

   «…Я приступил к работе в школе. При реорганизации городских школ я был выдвинут на должности председателя Совета школ и заведующего Общеобразовательными курсами.    В 1923г. меня избирают депутатом и секретарём президиума Канского городского совета и председателем правления Союза работников культуры. В 1924г я назначаюсь заведующим средней школы №4..."

   До 1924г. дед находился на особом учёте, как бывший белый офицер. Это видно из его личной книжки воинского учёта - "военный билет", которая сейчас хранится у меня. В книжке записаны все перемещения деда по службе в армии Российской империи и Колчака, зафиксировано его участие в 1-й империалистической войне.

   Деду было не просто сделать выбор в сложной обстановке смены власти в России. У него было мало оснований любить и царский режим, и большевистский.

   До выхода на пенсию дед Николай Александрович Осипов работал в школах Канска и Кемеровской области. Он был заведующим школ, завучем, учителем физики, математики и географии.


   Сведения, на которых основан рассказ, получены из документов, оставленных мне дедом. Информацию по деду и его братьям  я обнаружил на сайте http://museumamur.org/bibliography/П. Использованы также материалы сайта "fishkamchatka.ru".


Рецензии
Спасибо большое Владимир. Очень интересную информацию прочла с большим удовольствием,но, конечно, и с горечью о судьбе предков.

Надежда Белугина-Подюжская   23.04.2018 09:59     Заявить о нарушении
Надежда, спасибо за внимание.

Владимир Минцкер   23.04.2018 16:49   Заявить о нарушении