4. 1в. Испанское барокко XVII века Рибера, Веласке

4.1в.Испанское барокко XVII века Рибера, Веласкес

  Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Хусепе  де Рибера (1591-1652), предпочитает изображать сцены мученичеств, поскольку в них ярче предстает нравственная сила героев. До 13-летнего возраста Хусепе получил свои первые уроки живописи у художника Рибальты. После нескольких лет странствий поселился в Неаполе в 1613 году. В то время городом владели испанцы, что помогло Хусепе чувствовать себя в нём не таким одиноким. Библейские герои становятся излюбленной темой мастера, а религиозные темы раскрываются с драматизмом и жизненной достоверностью. C 1630-х годов изменилась манера живописи Хусепе де Риберы: смягчились краски, исчезли тяжёлые красные оттенки, а также непроницаемость и темнота фона. На смену им пришли воздушность и лёгкость, золотистые оттенки, величественные и одухотворённые образы. Мелкие мазки создали эффект мерцания, исчезла контрастность светотени.

При дворе герцога Осуна Рибера успешно работал в качестве живописца. Драматические сюжеты толкуются Риберой без внешних эффектов, и образы обретают истинную монументальность благодаря глубокой внутренней значимости.

Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Например, в известной картине «Хромоножка.1642» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу придает ему величественность. Наивысшим достижением мастерства Риберы стала картина «Св. Инесса», написанная в 1640-е годы. На ней изображена девушка-христианка, не пожелавшая выйти замуж на язычника и брошенная в темницу на поругание. Но ангел сжалился над ней и прикрыл наготу покрывалом. Контуры фигуры мягки, а образ – одухотворён. Прообразом Инессы стала дочь художника, красавица Мария-Роза, которую постигла несчастная судьба: девушка была похищена испанским принцем, сыном Филиппа IV, а потом брошена им. В 1639 году великий художник Веласкес был потрясён горем Риберы и написал картину «Шут по имени Дон Хуан Австрийский.1639», изображающую убогого шута-принца, для которого не существует понятия чести.

Расцвет творчества Риберы относится к 30—40-м годам. К этому времени несколько меняется его манера. Живопись становится светлее, колорит—тоньше, тени—прозрачнее, исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Образы, в некоторых случаях, теряют свою конкретность, но становятся более обобщенно-глубокими, выразительными.


  Самый замечательный художник «золотого испанского века» — Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660) из Севильи.

Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты. В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и становится придворным художником короля Филиппа IV. Почти 40 лет длится его служба при дворе, но она не помешала художнику отыскать свой путь в искусстве, остаться верным своим идеалам.


В конце 20-х годов Веласкес пишет картину на мифологический сюжет «Вакх в гостях у крестьян.1629», или, как ее чаще называют, «Пьяницы.1629». В картине Вакха окружают подвыпившие испанские бродяги.

Широкая моделировка формы, контрасты света и тени, золотистый тон — все это черты караваджизма, однако в картине есть уже нечто такое, что будет характерно только для Веласкеса. Формирование этой манеры связывают с влиянием Рубенса, который в 1628 году приезжал в Мадрид и подружился с Веласкесом.

В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. Может быть, под впечатлением тициановской «Венеры» он написал свою   «Венеру с зеркалом.1647—1651» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Венера написана со спины, ее торс как бы замыкает композицию с переднего плана, и только в зеркале, которое держит амур, отражается ее простое милое лицо. Предметы как бы купаются в солнечном свете.

В другой знаменитой картине Веласкеса «Менины.1657» (фрейлины), которая представляет собой групповой портрет. Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. На переднем же плане изображена инфанта Маргарита в окружении фрейлин, карлицы, придворных и собаки. Мы видим лицо инфанты полное детской надменностью, ее легкие волосы, ее тщедушное тельце, закованное в парадное платье.

Всё изображение пронизано воздухом, моделировано тысячью разных цветовых оттенков, мазками разного направления, плотности, величины и формы. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.


Веласкес вдохновлял многие поколения художников, от романтиков до Сезанна. В своих образах он поднялся до общечеловеческого, оставаясь истинным испанцем по мироощущению. С конца XVII века изобразительное искусство Испании переживает упадок.


Рецензии