Г. П. Макогоненко - Пушкин и его Капитанская дочка

Не смотря на брежневские годы написания, труд Георгия Пантелеймоновича Макогоненко лишен догматизма советского литературоведения, неразмеренных притязаний на социально-политический уклон произведения, марксистско-ленинского способа интерпретации и прочей советской ереси. (Могу вспомнить одну встреченную цитату из Энгельса и одну из Ленина, что простительно. К слову, в учебнике по фольклору 50-х годов, для доказательства значимости народного творчества, приводилась обширная цитата из Маркса. Не Даль, не Лотман, не Афанасьев. Маркс.)

Столь подробной, но лаконичной и приятной для чтения работы (литературоведы, вопреки очевидной принадлежности к литературе, в крайне редких случаях владеют легкостью слога) по роману русского классика я не встречал, хотя рад буду встретить.

Если вы представляете "Капитанскую дочку" как подражание Вальтеру Скотту, а не переосмысление его, и на роли главных героев ставите Миронову и Гринева - будьте готовы расширить свои представления до тех пределов, которые, в сопровождении Макогоненко, предложит сам Пушкин.

Особенно полезной для читателя, как мне кажется, будет подробно разработанная исследователем система разделения позиций Гринева и Пушкина, указание читателю на тот зазор, который разделяет сначала автора и героя, а затем героя в молодости, участника описанных событий, и героя-мемуариста в возрасте. Отдельного упоминания заслуживает анализ героев, на первый взгляд совсем неприметных - Савельич, капитан Миронов и императрица Екатерина (да, последняя в их числе; неужели пафос обращения сироты к императрице не кажется нам искусственным, неужели сам образ Екатерины не кажется нам наивным?).


Рецензии