Советское - значит, лучшее...

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей»...

«А потом в нормальном свете
Представало в чёрном цвете
то, что ценим мы и любим,
чем гордится коллектив»...

Давайте вспомним, чем же «гордился коллектив», под названием СССР.

Промышленность CCCР.

Начиная с октябрьского переворота, научные и инженерные кадры в СССР последовательно отправляли в лагеря, изгоняли из страны и уничтожали. Расчет большевиков на то, что они смогут мгновенно вырастить новое, революционное  поколение ученых и инженеров, оказался утопией. Поэтому, большевики занялись тем, что им было сподручнее – кражами интеллектуальной собственности у ненавистого  Запада. А то, что не могли украсть, были вынуждены покупать.

ВСЕ крупные промышленные объекты в период сталинской индустриализации (более 500!), общей стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в ценах нашего времени) построил не «советский народ», а фирма американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn, Inc.).
В Москве был открыт филиал фирмы Кана, названный "Госпроектстрой". Фирма выполняла роль координатора между СССР (читай – Сталиным) и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов.
В 1923-1933 гг. было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 — с фирмами из других стран.

Американский гидростроитель Хью Купер стал главным консультантом строительства Днепрогэс, гидротурбины для которого были закуплены у компаний General Electric и Newport News Shipbuilding.

Магнитогорский металлургический комбинат (точная копия металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана) был спроектирован и построен под надзором американской фирмы Arthur G. McKee and Co. Доменные печи для этого, и всех остальных металлургических комбинатов СССР, были разработаны чикагской компанией Freyn Engineering Co.

Технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Ford, строительный — американская компания Austin Motor Company.

1-й Государственный подшипниковый завод в Москве (ГПЗ-1) строили при техническом содействии итальянской фирмы RIV.

Сталинградский тракторный завод изначально соорудили в США, а затем размонтировали, перевезли в СССР и собрали под наблюдением американских инженеров. Его оснастили оборудованием, приобретенным у 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

Caterpillar поставлял оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных (читай – танковых), а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов.

В Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ) -  филиал немецкой компании Demag. Siemens-Schuckertwerke AG.

Первый массовый легковой автомобиль СССР "ГАЗ А" — это лицензионная копия американского Ford-A, купленная в 1929 году. А в 1932 году, платить за лицензию прекратили и просто продолжили выпускать ГАЗ-А.

Легковой автомобиль Ленинград-1 (Л1)- практически точная копия Buick-32-90.
Завод "Красный путиловец" выпустил 6 машин Л1 в 1933 г. Половина из них не смогла своим ходом дойти до Москвы из-за серьёзных поломок. В итоге, "Красный Путиловец" переориентировали на выпуск тракторов и танков.

После Второй мировой войны, из Германии в СССР вывезли 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов и около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи, Австрии, Венгрии и других европейских стран. В результате, в СССР появился "Москвич 400" — точная копия Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors.

Первый советский послевоенный легковой автомобиль представительского класса — ЗИС-110, вплоть до мелочей был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan 1942 года.

ЗАЗ-965 «слизан» с Fiat 600.

ЗАЗ-966 - копия немецкой малолитражки NSU Prinz IV.

Москвич-2141 - создан на базе кузова франко-американской Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler.

Знаменитые Жигули ВАЗ-2101 – лицензионный аналог итальянского Fiat 124. Итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
Модель ВАЗ-2103 разработали совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125. Позднее, на базе ВАЗ-2103 разработали "проект 21031" впоследствии переименованный в ВАЗ-2106.

Мотоцикл М-72 «Урал» шутники называли «украл». Это была точная копия немецкого BMW-750. СССР анонимно купил 5 мотоциклов в Швеции и в 1941 развернул производство "отечественного" мотоцикла под маркой М-72 на Московском мотоциклетном заводе.

Советская военная техника и оружие копировались с западных аналогов.

Лёгкий танк Т-26 был лицензионной копией популярного экспортного британского танка Vickers Mk E.

Купленный в США вместе с пакетом конструкторской документации танк М1928 Кристи после адаптации стал советским танком БТ-2.

Легендарный советский танк Т-34 появился в результате развития идей американского конструктора Кристи. В Т-34 использовалась уникальная подвеска М1928.

Советский пистолет ТТ внешне и конструктивно очень похож на Браунинг 1903, адаптированный под патрон другого калибра. До последнего времени, споры об авторстве ТТ вызывало различие в механике запирания ствола. Но недавно в коллекции Тульского оружейного завода был найден редкий образец Браунинга, с которого и был скопирован ТТ.

Пистолет-пулемёт ППД, созданный Дегтярёвым в 1934 году, послужил прототипом для известного ППШ. Он стал наиболее массовым советским пистолетом-пулемётом Второй мировой войны. ППШ «содран» с финского пистолета-пулемёта "Суоми", созданного еще в 1931 году. Разница только в ином креплении дискового магазина, причём в варианте Дегтярёва оно получилось менее надежное, потому что диск не утапливается в ложе, как в финском пистолете-пулемете, а крепится на выносной защелке, которая в бою может легко отогнуться, отвалиться и т.д.

Автомат Калашникова (АК) выпущен в 1947 году и принят на вооружение в 1949-м. Он как родной брат похож на Штурмгевер-44, "винтовку Шмайссера", выпущенную в 1944 году. Конструктор Шмайссер после войны был перевезен в Ижевск вместе со своим конструкторским бюро и работал в закрытой "шарашке". Как раз в те годы, там же работал Миша Калашников, секретарь комсомольской организации, который и "родил" автомат АК (конечно, по заданию партии!). "Гений" Калашников никогда больше не создал ничего — ни нового автомата, ни винтовки, ничего!

Самым ценным трофеем СССР в войне с Германией оказались ракеты ФАУ-2. Для изучения немецкой ракетной программы был создан так называемый институт "Нордхаузен". Гайдуков стал его директором, Королёв — главным инженером, а Глушко возглавил отдел по изучению двигателей Фау-2.
С 1945 по 1947 советские специалисты собирали в Германии все доступные данные о производстве немецких ракет: конструкторскую документацию, готовые образцы, производственное оборудование и оснастку, методики расчёта теплопередачи,  термодинамики и смесеобразования в камере, газодинамики истечения газов из сопла и т.д. На то, чтобы скопировать ФАУ-2, у советских специалистов ушло несколько лет — сказывалась низкая культура производства и отсутствие необходимых отечественных компонентов. В немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в советском клоне Р-1 — 32 и 21 соответственно.
Всех немецких ученых и конструкторов, работавших в производственных подразделениях института "Нордхаузен", в октябре 1946 г. перевезли в СССР. "Советские немцы" дали миру технические решения, ставшие сейчас классикой ракетостроения: отделяющиеся головные части, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Ими же были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность.
По сути, всё семейство ракет Р-7 (Восток, Восход, Союз и другие), — это глубокое развитие заложенных в ФАУ-2 решений и идей немецких специалистов.

Прототипом советского армейского трехцветного фонаря стал немецкий аналог Daimon-2213 модели 1939г.

Советский бинокль Б8х30 выпускался в СССР с 1947г. Это копия немецкого бинокля Karl Zeiss Jena Deltrentis 8х30 модели 1920г.

Немецкий турбореактивный двигатель Jumo-004 от истребителя Me.262 послужил основой для авиадвигателей стратегического бомбардировщика Ту-95, а также Ту-142, Ту-95МС и Ан-22.

Пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета "Walter"- РР (Pistole Polizei)

Противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецкого ПТР образца 1939г.

Во время войны, во время боевых вылетов при проведении операции «Маттерхорн», несколько американских самолётов B-29 получили повреждения и приземлились на советской территории. Сталин приказал авиаконструктору Туполеву сделать точную копию B-29, болт к болту. В целом это удалось, хотя многие детали в СССР так и не смогли повторить. Копию назвали Ту-4.

Первая советская атомная бомба РДС-1, сделана по образцу американского "Толстяка" (Fat Man).

Первый и единственный постсоветский российский пассажирский авиалайнер Superjet  на 70% состоит из импортных комплектующих. Авионику делает французская Thales и американская Hamilton Sundstrand. Двигатели SaM146 — PowerJet, российско-французское СП, учреждённое НПО "Сатурн" и французской компанией Snecma. Кислородную систему, интерьер, двери — американская B/E Aerospace.

Электробритва Агидель-М, 1967г. — это Philishave SC 8010, Нидерланды, 1965 г.

Пылесос Чайка 1963г. -  это голландский пылесос, продававшийся под брендом Eatonia в США и Канаде, Remoco в Великобритании, Erres в остальных европейских странах.

Пылесос Москва, 1954г. — Lewyt Model 40, США, 1947г.

Холодильник ЗИС-Москва, 1953 год - копия американской довоенной модели.

Почти все советские фотоаппараты — нелицензионные копии западных камер:
Зоркий-10 и его прототип — Ricoh Auto 35.
ФЭД Микрон - Konica EYE.
ФЭД Микрон 2 – Konica полнокадровая C35.
Первую автофокусную камеру  Konica C35AF  скопировали на БелОМО и выпустили под названием Эликон Автофокус.
В Киеве освоили производство камеры Киев-35, прототипом которой был Minox 35.
Киев-Вега — точная копия (вплоть до комплектации светофильтрами) японской миниатюрной камеры Minolta-16.
Камера Салют-С (усовершенствованная модель известна как Киев-88) скопирована с Hasselblad 1000F.

Катушечный видеомагнитофон Электроника-501-видео 1974 года для записи чёрно-белого изображения европейского телевизонного стандарта и его звукового сопровождения, это видеомагнитофон Sony DV-3400 1969 года.
В 1984 году был начат выпуск первого советского видеомагнитофона Электроника ВМ-12 формата VHS. Он удивительно похож на японский Panasonic NV-2000, выпущенный ещё в 1975 году. Следующая модель видеомагнитофона Электроника ВМЦ-8220 1987 года, это практически точная копия видеомагнитофона Samsung VX-8220.

Детские игрушки СССР:

Популярная электронная игрушка Электроника ИМ-02 "Ну погоди!", которая производилась с 1984 года - клон японской Nintendo EG-26 Egg 1981 года.
Электроника 24-01 "Микки-маус" — клон Nintendo MC-25 "Mickey Mouse".
Электроника ИМ-03 "Тайны океана" 1987г. — клон Nintendo OC-22 Octopus 1981г.
В 1985 году Солнечногорский электромеханический завод выпустил игрушку под названием Электроника ИМ-11 "Луноход". Это клон игрушки Big Trak, американской компании Milton Bradley 1979 г.

ГАЗ-13 "Чайка" - это почти полная копия американского Packard Caribbean/Patrician с советским 5,5-литровым 195-сильным мотором V8 под капотом

Автобус ЛАЗ-695 скопирован в 1956 г. с западногерманского автобуса "Mangus"

Электрогенератор "Siemens" без всякой лицензии делали на заводе им. Лепсе Буровые платформы.

Среди достижений современной России "патриоты" называют самую большую в мире нефтяную платформу — "Беркут" и газпромовскую платформу "Приразломная". Названия красивые, русские... И только!
"Беркут" построил ExxonMobil (30%), SODECO (30%), ONGC (20%) и Роснефть (20%). Вся надводная часть платформы, включающая установки для бурения, закачки, накопления сырой нефти, новейшее оборудования для систем жизнеобеспечения на платформе, пожаротушения, жилые помещения для рабочих и обслуживающего персонала, грузоподъемные механизмы, вертолетную площадку и прочее изготовлена компанией "Самсунг Хэви Индастриз" по проекту компании "Уорли Парсонс" (Австралия) на верфи в г. Окпо (Республика Корея. Доля России - только бетонное основание платформы, построенное компанией… "Aker Solutions" (Норвегия).
Примерно такая же история с "Приразломной". Её нижняя часть была заложена на Севмаше в 1995 году (почти 23 года назад!), а верхней частью стала списанная норвежская платформа "Хаттон", построенная в 1984 году (более 30 лет назад).

Список западных клонов можно продолжать до бесконечности -  утюги, военная техника, промышленное оборудование, электроника. Но железобетонную уверенность подавляющего большинства населения, что «Наша Раша», как и ранее СССР, впереди планеты всей, ничем пробить нельзя! Хотя на самом деле «сверхдержава» плетется в фарватере мировой технической мысли.

Прогресс непрерывно ускоряется. Каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование компьютера или смартфона, означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство.
Цена "входного билета" в мир высоких технологий растёт. Чтобы скопировать современный процессор, сначала нужно скопировать фабрику с соответствующим техпроцессом. А чтобы скопировать фабрику, нужно скопировать целую машиностроительную отрасль.
Колоссальные инвестиции в исследования и производство требуют колоссальных рынков сбыта, чтобы окупиться. Даже если представить себе, что героическим напряжением сил, с опозданием в несколько лет, Россия чудом построит целую индустрию и научится производить аналог импортного высокотехнологичного продукта, кто его купит?
Нищающие россияне, тем не менее, в лепешку разобьются, но попытаются достать зарубежный аналог, а больше никому впарить устаревший и некачественный продукт не удастся.


Рецензии