Саша

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Биография человека – это история его любви. С раннего возраста к маме, папе, братишке или  сестренке.  К собачке или кошечке, живущим с ним в одной квартире, в одном дворе. К цветочку или дереву. Ребенок, выросший в атмосфере любви, заботы и ласки, сам научится любить и никогда не допустит грубости и черствости по отношению к другим людям, ко всему, что его окружает. Хочу проследить это на примере моего внука Саши.
                ХХХ
Саше еще нет и трех. Он совсем недавно научился говорить, но его очень волнуют вопросы любви. Укладываясь спать, Саша просит:
- Расскажи мне сказку про Сашеньку, которого любят мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя….
И засыпает удовлетворенный, недослушав до конца длинную-длинную сказку о всеобщей любви к маленькому мальчику. Иногда, забыв про игрушки, Саша взад-вперед ходит по комнате и, словно вспоминая что-то очень важное, повторяет в глубоком раздумье:
-Маму я люблю, папу тоже люблю… Кого же я еще люблю?
И опять начинает перечислять всех родных и близких. Даже тех, кого знает только по фотографиям.  А потом задумчиво произнесет:
- Я всех люблю. Кто-то же и меня должен любить?
Такое ощущение, что ему все время не хватало любви, а свою любовь  ко всем хотел подкрепить  любовью близких.
Играя в комнате, вдруг спохватится и крикнет:
- Папа, ты где? Иди ко мне, я тебя очень люблю!
И папа приходит. И начинается их игра в ковбоев и индейцев, в прятки, автомобильные гонки… В этот момент никого нет счастливее Сашки.
Однако любить себя он позволяет не всегда и не всем.
- Любимый ты мой, дай я тебя поцелую, - говорит бабушка и протягивает к нему руки, чтобы прижать к себе маленькое тепленькое тельце. Но Сашка не приступен.
- Нет, я не твой любимый. Меня мама будет любить, - категорично заявляет он, сурово сдвинув бровки на пухлом личике и оттопырив губенки. Это значит, мамы нет рядом, Сашка скучает, а виновата в этом бабушка.
Но зато маму он чувствует на расстоянии. Вдруг срывается с местаи с радостным воплем бежит к двери:
- Мамочка милая пришла!
- Да нет же, ты ошибся, - говорит бабушка. Но Сашка настойчиво требует открыть дверь. И точно. Из лифта навстречу ему улыбается мама. Он бросается к ней в объятия, а бабушке заявляет:
- На улице сильный ветер, сейчас  будет темно, иди скорее домой, а то заблудишься.
И бабушке ничего не остается, как подчиниться его воле.
- До свидания, - Сашка торопливо машет ручонкой. Он боится, что бабушка передумает и останется. Для него это, видимо, означает разлуку с матерью, что не в его  интересах. Бабушка не обижается. Она понимает, что третий лишний.
 Саша ревновал свою маму ко всем, особенно к мужчинам. Например, если в автобусе кто-то садился рядом с Ириной, Саша четко давал понять: ему тут не место.
- Уходи отсюда, это моя мама! -  сурово говорил он.   
Со временем Саша понял, что одно другому не мешает, что совсем не плохо, когда его любят не только мама с папой, но и бабушка с дедушкой, и милостиво разрешает любить себя.
Они встречались с ним каждый день и не по одному разу. Дарили подарки, читали книжки, рассказывали сказки. С дедом они играли в самые разные игры, которые придумывал Саша, бегали наперегонки.  Мальчишка  был счастлив. И вот всего этого не стало. Что случилось? Неужели разлюбили? Но за что? Эти горькие вопросы разрывали маленькое мальчишечье сердце на мелкие части. Он стал нервным, капризным, часто плакал, приговаривая:
- Нехорошие, противные дедка с бабкой, забыли меня совсем.
- Да нет же, Сашенька, они любят тебя, - услышав эти слова, попыталась успокоить его мама. – Они не могут сейчас прийти, их здесь нет, они живут теперь далеко от нас.
Однако это было слабым утешением для Сашки. Ему нужны были не утешения, а любовь и внимание, какие дарили ему дедушка с бабушкой, и которых он лишился в одночасье.
И вот счастье снова улыбнулось ему. В один из праздничных дней, рано утром, перед ним появился дедушка. Сашка еще лежал в постели и удивленно таращил глазенки. Не сон ли это? Окончательно проснувшись и поверив в реальность происходящего, он  с радостным воплем бросился на шею деду.
- Дедушка, миленький, почему ты так долго не приходил, я по тебе так соскучился, - прижимаясь всем своим тельцем к деду лепетал  Сашка.
И опять они играли, пели, гуляли по улице, и оба были счастливы.
- Дед – мой лучший друг, - гордо заявлял Сашка своим друзьям.
Пришлось и дедушке с бабушкой менять место жительства.
А вот еще один случай. Саше 4 года. Он едет на трехколесном велосипеде, мама с папой идут немного сзади, держась за руки. Саша сбоку наблюдает за ними, потом останавливается и говорит:
- А почему вы не целуетесь? Целоваться надо!
Видимо, ему очень хотелось, чтобы  все вокруг любили друг друга.
- Зря вы так балуете мальчика. Ребенка нужно воспитывать в строгости, - говорили знакомые. – Скоро у вас появится еще один малыш. Саше будет трудно принять его. Ведь он привык к тому, что все любят только его и не захочет делить с ним вашу любовь.
А Сашка полюбил братишку задолго до его рождения. Нежно гладил маму по животу, говорил ласковые слова, мечтал о том, как они вместе будут играть, бегать по улице.
- Пока он не умеет ни говорить, ни ходить. Он очень маленький и слабенький, и ему нужна твоя помощь, - объясняла мама.
Потом  Сашка помогал  братишке поскорее вырасти. Давал  ему соску, делился своими игрушками, развлекал, как мог, чтобы не плакал, а когда успокоить не удавалось, бежал к маме:
- Иди скорее к нему, а то я сам расплачусь.
Частенько Сашка подходил к колыбельке братишки, любовался им, наклонив  набок   головку, и говорил:
- А  правда наш Павлик красивенький?
Или :
- Ух, ты, мой хорошенький, мой маленький. Ну,  потерпи еще немного. Мама скоро к тебе придет.
Сашка видел в нем не соперника, а объект для проявления любви и нежности. Что это такое, он уже знал.
Правда, став старше, Саша начал ревновать маму с папой к своему младшему братишке. Ему казалось, что их любовь и внимание переключились  на Павлика, а ему остается малая толика. Ему еще трудно было понять, что родители могут любить своих детей с одинаковой силой.
                ХХХ
 Маленький Саша был ребенком не без юмора. Вспоминается такой случай. Везу его в коляске, и вдруг оттуда раздается:
- И-а! И-а! И-а!
Прохожие смеются, а ему, похоже, того и надо, продолжает изображать ишачонка.
Саша рос очень любознательным мальчиком. Первой его страстью были машины. Родители с каждой зарплаты покупали ему  игрушечные машинки,  так что набралась  большая коллекция. Все марки автомобилей он знал на зубок, а потом, гуляя по улице,  безошибочно называл, какой автомобиль  проехал мимо.  А сидя дома, определял марку автомобиля по звуку.   Позднее все его машинки достались другим деткам, живущим во дворе и  в детском  доме.
Саша рано начал интересоваться буквами и цифрами.  Идем с ним по улице, он смотрит на номера домов, на вывески   и всю дорогу  спрашивает:
- Это какая тифа? А это какая  бука? 
Легко запоминал текст детских книжек, прочитанных ему  взрослыми, а потом усаживался на диван и с серьезным видом начинал  «читать». И ведь ни разу не ошибался, что и  на какой странице  было написано. Однажды он таким образом  ввел в заблуждение воспитателей. Открыл книжку и начал повторять слово в слово, что там написано.
- Ты  умеешь читать? – удивилась воспитательница.
- Умею, - авторитетно заявил Саша. Воспитательница решила проверить это и предложила ему другую книжку. Тут все и выяснилось.
 Очень понравилась Саше детская  книжка-энциклопедия о том, как зарождается жизнь. Прочитали ему по его просьбе несколько раз. Просмотрел  внимательно  все картинки. Идем  однажды в детский садик. Вдруг Саша спрашивает, словно  сверяет свое понимание с моим:
- На что похож спелматазоид? 
И, сделав паузу, отвечает, довольный своим открытием:
- На головастика!
  Еще одной страстью маленького Саши были динозавры. Сколько их у него было! И всех он знал  наперечет, и все их названия мог  произносить безошибочно.
В детском же саду Сашу настигла первая детская любовь. Ее звали Юля. Юля заботливо ухаживала за Сашей. Поправляла ему шарфик, застегивала пуговицы на пальто, когда они выходили гулять. Но больше всего Саше нравилось, как Юля завязывает бантиком шнурки на его ботиночках.  А вскоре у Юли появилась соперница в лице Саши Колодной. Этой девочке Саша очень  понравился, и она старалась всячески  привлечь к себе его внимание,  постоянно пыталась обнять и поцеловать. Саша отбивался, как мог, но в конце концов он сдался.  Эта дружба продолжалась и в школе.  Саша Колодная жила в соседнем доме,  играли в одном дворе, иногда девочка приглашала нашего Сашу и других мальчишек к себе домой, жарила им картошку, а Сашиной маме звонила и делала  замечание, что она плохо кормит своего ребенка.  Такая вот была девочка. С возрастом эта дружба сошла на нет. 
В старших классах в жизни нашего Саши  появилась Полина, которую сразу полюбили все в нашей семье. Девять лет их дружбы и любви переросли в  семейную  жизнь  в законном  браке.
Вообще Саша с раннего детства был разборчив в друзьях. Их у него никогда не было  немного. Точнее сказать – в   единственном числе.
 Список его друзей пополнила «Томская застава», в которой Саша отдыхал  в течение нескольких лет. Это палаточный лагерь  патриотического воспитания,  где ребята могли  закалиться духовно и физически, научиться  выносливости и сноровке. Именно здесь Саша смог проявить свой характер, занимаясь  в парашютной секции и совершив прыжок с парашютом, и  так сумел доказать, что   он человек ответственный и целеустремленный.
Любое дело Саша доводит до конца. Поступив в художественную школу, как он считает, уступив желанию мамы, доучился в ней до выпуска. Учеба в университете тоже не особо его вдохновляла, но диплом защитил на «отлично», хотя дальше бакалавра учиться не захотел. Не найдя работы по специальности, в  поисках своего места жизни Саша пришел в компанию, которая на первом этапе не подходила ему ни каким образом.  Но  он терпеливо и настойчиво шел к своей отдаленной цели, которая  на начальном этапе и привела его сюда, стала своеобразной ступенькой к ней, испытанием  для характера и силы воли. 


Рецензии