Что такое такыр?

      Я прожила нестандартную и далеко не лёгкую, но очень счастливую жизнь. Родилась в 1938 году с пороком сердца и переболела всеми возможными детскими болезнями, включая малярию. С ранних лет столкнулась с предательством, подставами, унижением и оскорблениями… Но это оказалось полезным для воспитания в себе силы воли и ответственности за порученное дело.

       На пенсии, после 70 лет, лишившись физических сил, увлеклась писательством и сверстала на компьютере уже 22 книжки по заказу родных и друзей, а также обрела читателей и слушателей на портале Проза.ру. Один из здешних писателей – Роман Рассветов спросил меня, что такое такыр и я вспомнила своё «путешествие» по такырам пустыни Бет Пак Дала (Голодная степь) в 1963 году. Я нашла в Интернете фотографию под названием "Засуха в ЮАР", очень похожую на поверхность такыра, где эфимеры и солянки появляются только ранней весной - см. иллюстрацию.
      
       В тот год я уже дослужилась до должности «ведущий инженер – лесомелиоратор», а моя фотография висела на Доске Почёта в Калмэ (Казахская агролесомелиоративная экспедиция) при Министерстве лесного хозяйства Казахской ССР.

      За три года со дня организации Калмэ наша экспедиция обзавелась большим кирпичным  двухэтажным зданием, гаражом с мастерскими и десятком щитовых домиков на краю села Бармашино Кокчетавской области. Канализации и водопровода у нас не было. Туалетами служили деревянные «скворечники» с глубокой ямой и отверстием в полу. В одном из домиков было общежитие для девушек – молодых специалистов. Коллектив экспедиции был молодёжный, очень дружный и непритязательный к условиям проживания. За питьевой водой мы ходили к водонапорной башне, расположенной в 100 метрах от посёлка Калмэ, а в зимний период у нас в женском общежитии  возникали проблемы не только с водой но и с туалетами и сугробами, которые не позволяли открыть двери нашего домика. В летний период полевых изыскательских работ посёлок пустел, а большая часть наших домиков запиралась на замки, семейные пары отвозили своих маленьких детей родителям.
 
      В 1963 году Калмэ пополнилась семейной парой из частного дома села Бармашино.
      Начальником изыскательской партии (отряда) назначили Бориса Юрченко, который был старше меня всего на один год и учился заочно в Вузе после окончания Боровского лесного техникума. К этому времени он был женат на Валентине, которая училась вместе с ним в техникуме и уже родила мужу двух детей. Жену Бориса - Валю приняли в Калмэ в качестве техника – геодезиста, а детей они оставили матери Бориса. Инженером почвоведом  в изыскательском отряде Бориса назначили молодого специалиста из Львовского Вуза украинку Дарью Матерацкую, которая год назад вышла замуж за молодого деревенского парня - шофера в Калмэ Петра Сочнёва, но детей у них ещё не было.
        Поэтому состав отряда изыскателей ограничился 5-ю душами – двумя семейными парами и мной.

        В середине мая наш отряд отправили на первый небольшой объект в одном из лесхозов Кустанайской области. К концу июня мы заверили свои изыскательские работы и наш  начальник Борис решил отправить нас на машине на следующий объект  в Угамском лесхозе Южно – Казахстанской области. В Кустанае он взял для себя билет в железнодорожной кассе до Чимкента, снабдил Петю атласом автомобильных дорог по Казахстану и назначил нам встречу в Чимкенте около областного управления лесного хозяйства через 3 дня. В Кустанае Борису надлежало подписать Акт процентовки выполненных работ и получить в Банке деньги на следующий объект.

         Даша заняла место начальника в кабине своего мужа – шофёра, а мы с Валей устроили себе лежанки в кузове.
Наша машина Газ-51 была новенькой, с завода, Петя – отличный шофёр, погода прекрасная, а дорога гладкая пока мы не доехали до пустыни Бет Пак Дала. Дорожная сеть потерялась, кончились и посёлки и заправочные станции с кафешками в которых мы завтракали и обедали… Перед нами открылись просторы Голодной степи, покрытые такырами, лишёнными растительности, с идеально ровной поверхностью…
 
        В кузове было комфортно, мы с Валей болтали, рассказывали друг другу анекдоты и даже пели. Машина  шла с большой скоростью, без толчков, лучше чем по асфальтированной дороге, кузов хорошо продувался и жары мы не ощущали. Но когда солнце достигло зенита, вода в радиаторе машины закипела.
       Наш Петя свернул к реке Сыр Дарье и решил переждать жару и поспать, а продолжить наш путь в темноте, по компасу…
       На закате Даша перебралась к нам в кузов, машина катилась по такырам без толчков, как самолёт и мы вскоре задремали…
       Была уже чёрная южная ночь с россыпями звезд, когда вдруг машина остановилась, а Петя нажал на сигнал.
       Мы высунулись в окно над кабиной водителя и обнаружили, что наш автомобиль остановился около высокого забора с колючей проволокой по верху и железными воротами, освещаемыми двумя фонарями на бетонных столбах. Ворота распахнулись, оттуда выбежали троё здоровенных мужиков в белых халатах и спросили Петра : - Сколько их? Мы замерли, а Петя засмеялся и пояснил, что заблудился и не может найти дорогу на Чимкент. Санитары явно обрадовались, закурили по предложению Пети его «Беломор» и посоветовали поспать до рассвета, потому, что в темноте он  дорогу не найдёт, хотя трасса на Чимкент совсем недалеко.
       Утром Петя рассказал нам, что это была лечебница для больных проказой в районе города Кзыл-Орда.

       Через 6 лет мне довелось проводить обследование территории бывшей лечебницы, которую передали под создание Зелёной зоны Кзыл-Орды после обеззараживания.Забор и здание лечебницы были снесены но на территории попадались детали от кроватей и даже детская обувь…

         19 апреля я слушала и смотрела на Вечере у Владимира Соловьёва дискуссии и споры о назначении Культуры в Государстве и обществе и поневоле вспомнила вновь нашего водителя Петра Сочнёва – простого деревенского парня, без Высшего образования. В те годы у нас на полевых работах ещё не было портативных приёмников и наше общение с культурой и искусством происходило через книги, газеты, журналы и кино, кроме собственной «самодеятельности». Тогда даже в удалённые лесхозы привозили «кино» на автопередвижках. Однажды мы попали на фильм «Музыка Верди». Я обратила внимание, что Петя просидел все 2 часа с открытым ртом и даже прослезился, а потом признался что он никогда не слышал ТАКОЙ музыки...  Сам он играл на гармошке,  вполне неплохо пел и плясал в нашей «самодеятельности» на праздниках в зимнее время в актовом зале предприятия.
         Со временем, он заочно получил Высшее образование и дослужился в экспедиции до должности старшего инженера по совместительству с должностью шофёраи считался оченнь ценным работником.

         В СССР талантливый человек любой национальности в любой республике имел возможность развить свой талант и достичь признания и званий. Благодаря русскому языку и политике социалистического государства мир узнал Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Чингиза Айтматова, Расула Газматова и многих других поистине Великих и выдающихся не только писателей, но и режиссёров, художников, артистов, композиторов  и других «строителей»  культуры общей страны.

         У каждого народа (или национальности) есть СВОЯ национальная культура, традиции, свои музыкальные инструменты, свой фольклор…
         Оркестр им. Курмангазы, исполняющий произведения Чайковского и Бетховена на своих национальных инструментах потрясал всех нас не меньше, чем симфонические оркестры России.
         В настоящее время при наличии Интернета и порталов Стихи.ру,Проза.ру, чтобы почувствовать себя Писателем, Поэтом и Художником совсем не нужна поддержка государства и большие деньги. На вкус и цвет товарищей нет, а настоящим судьёй "величия" является ВРЕМЯ.

       Ну, а что касается Министерства Культуры, то ему не стоит судить «Творцов», но нельзя допускать в СМИ и на каналах ТВ в произведениях и постановках авторов оправдание нацизма, шовинизма, расовой дискриминации, проституции, порнографии, а также призывов к свержению Власти, выбранной большей частью народа…

       Меня задевают «измышления» политологов и либералов от искусства, что Н.Назарбаев не поддержал Россию, да ещё хочет с кириллицы перейти на латинский алфавит. У нас в Казахстане внедряется трёхязычее. Русский язык практически знает всё население и даже «социальная реклама», заменяющая рекламные ролики на каналах Российского ТВ пишется и озвучивается на двух языках – государственном и русском языке межнационального общения. Эти ролики пропагандируют  семейные ценности, национальные традиции, дружбу, сострадание и уважение к старым и больным.
Приведу одно из высказываний Президента на одном из эпизодов этой рекламы, где внучка  с бабушкой вымешивают тесто и пекут пирог, а потом за столом собирается большая семья: «Семья – это самое большое счастье. Всё лучшее в нас начинается с семьи».Н.Назарбаев, вернее его подпись.


Рецензии
Спасибо большое, Маргарита! Теперь буду знать, что такое "такыр"! Н.Назарбаев, конечно, прав: семья - это начало начал любого государства, первичная ячейка общества, и чем выше моральный облик каждой семьи, чем она богаче духовно и материально, тем богаче государство. Будем верить, что Казахстан останется всегда другом и союзником России. Роберт.

Роман Рассветов   01.05.2018 20:08     Заявить о нарушении
СПАСИБО! С праздником! мы когда-то его любили, родители устраивали маёвки на берегу речки Весновки или в искусственной роще Баума за городской чертой с севера
В настоящее время это всё уже в середине города.

Маргарита Вышенская   02.05.2018 04:55   Заявить о нарушении
Решила добавить в качестве поздравления-http://www.stihi.ru/2012/05/01/2463

Маргарита Вышенская   02.05.2018 05:00   Заявить о нарушении
Хороши стихи! Жаль, что не могу рецку написать, на "стихах" не зарегистрирован...Р.

Роман Рассветов   02.05.2018 16:42   Заявить о нарушении
Но Вы её ЗДЕСЬ написали! СПАСИБО!

Маргарита Вышенская   03.05.2018 05:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.