62. Заповедь номер полтора

- Господи, что мне делать, чтобы стяжать жизнь вечную?
- Заповеди соблюдай!
- Например?
- Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать твою!
- Так я с детства...
- Ну, молодец! А теперь сделай так: забей на родителей, что хочешь наври всем своим домочадцам, слугам, рабам, женам и детям, укради их души, и - застрелись!
- Это как?! Господи, я с рождения не вкушал ничего скверного!
- Ну, так! Брось все и иди за Мной!

***
Читаю жития новомучеников и дико раздражаюсь - это не агиография, это краткие биографические очерки "о пути тела": нет ни духовного аспекта прожитого и выстраданного, ни борения страстей, да ничего, сухие перепечатки протоколов допроса "КаГэБешниками всех трансформаций названий этого органа".
Но более всего раздражают эпизоды, в которых хвалебно восписуют человеческие жертвы, принесенные ради церкви и церковного имущества: как так? И Бог Господь Саваоф неоднократно указывал на омерзение, которое вызывают у Него потуги людей "поддержать ковчег, чтобы не упал", "построить храм" и так далее, и Бог Сын "грозился храм разрушить", указав на единственно угодный способ служения Богу - ни второй одежды не иметь, ни сумки, чтобы не обрастать жиром, не прирастать к месту, не привязываться к людям, потому что - сатаны они, люди-то, особенно Петр, который, оказывается, из всех апостолов более всех Бога любил. Как он это вычислил - не знаю, но этот эпизод Евангелия от Иоанна раздражает неимоверно: что, апостол Иоанн Богослов, которого Господь называл сыном Пречистой, и которому доверил заботы о Матери Своей - менее Петра любил Господа?

Неимоверно раздражает и современная нацеленность верующих на идею: "только в церкви - Бог!", когда под словом "церковь" подразумеваются объекты недвижимости.

Что же такое: "оставь все и иди за Мной!"?
И - кто такие "юродивые"?

Апостол Павел писал в одном из своих посланий нечто типа: "мы - позор для людей и для ангелов", его судьба, как личности - человека, живущего в свое время, весьма увлекательна: можно представить, что это такое - был фарисеем, преследовал последователей Христа, как еретиков, потому что точно знал - каков Бог. Он знал законы Бога, они просты - лжепророков побивать камнями! И последователи Христа именно что были лжепророками, потому что есть закон Божий. Есть Бог. Кто не исполняет закон Божий - тот лжепророк, его таки надо побить камнями, иначе будет гнев Божий, будет плохо! А эти - они говорят и делают странное!
И об этом знали все. Он был известен и среди иудеев, и среди христиан.
А потом так - бац! - и взялся учить христиан - чему? Христианству! Причем не просто учить, а - церквям Христовым послания сочинял! Уму-разуму их учил! Кто?! Тот самый Савл, только он "переименовался" в Павла зачем-то.

И ни с одним апостолом, которые лично видели Христа и учились у Него - не советовался.

Любили ли его фарисеи? Любили ли его христиане? Кто умеет читать - прочитает его творения с этой точки зрения и увидит - сколько душевных страданий он претерпел за время "христианской части своей биографии".

И каждый из апостолов (читаем деяния) - не сидел на месте, не имел собственной церкви, ефода и прочих купелей.

Апостольская ли церковь - РПЦ? Если священник один раз получил слово "достоин" и до самого успения только и делает, что машет кадилом около икон? Единая ли, если "в чужой монастырь со своим уставом не ходят"? Святая ли, если прихожане "отче наш" наизусть не знают?

Это все - отталкивает от церкви, несмотря на красоту богослужения, доброту, царящую внутри, и многочисленные чудеса и исцеления, которые Господь как творил, так и досе творит.

Первая заповедь - возлюби Бога.
Вторая - возлюби ближнего.
Где-нибудь написано про "возлюби Церковь Божию превыше всего на свете"?
Нет.
Безумие для эллинов, скандал для иудеев: церковь - это "заповедь полтора".
Обожаю Роулинг за изящные формулировки мистической составляющей нашей жизни:  "платформа  девять и три четверти", место, откуда можно отправиться в тайну.

Все дело в том, что Бог - вне времени. И возлюбить Его всем сердцем, всей душой и всей жизнью - означает понимать, что такое "вне времени". Значит, понимать, что входя в любую захудалую церквушку, мы попадаем в "машину времени", настроенную одновременно на все точки существования этой церкви, от "родилась идея построить" до "стены разрушились". А если в церкви есть то, что фантасты называют "артефактами", типа частицы от гроба святого, то это как бы "мини-портал" в те времена, когда святой жил, даже если церковь построена только что, например.

Читаю Дионисия Ареопагита о причинности: все, что происходит в мироздании, происходит по причине Бога и вследствие Его промысла. Простой пример, из второй заповеди: можно улыбнуться и стать причиной радости другого человека. Можно ударить, и стать причиной скорби. Также - все, что нас окружает: Бог улыбается, и человечество благоденствует. Бог гневается и наступают катаклизмы.

Вторая заповедь - это улыбаться, когда бьют. Всовывая себя, как микро-причину, между Богом и бьющими, пытаясь скорректировать собой удары гнева Божиего - так старопрежние старцы в одиночку выходили с крестом против оккупантов, типа татаро-монгол, осаждавших города, и тем самым отводили гнев Божий от христиан-жителей города.

Заповедь полтора - это улыбаться "всей церковью", всем приходом, если речь идет о недвижимости, когда вокруг - мало любви. Настолько мало, что... И этим - отводить гнев Божий от "нехристей", которых надо как-то любить в миру. В современном миру. Чтобы Господь не прогневался всеконечно, и не завершил это все астероидом.

Нечто среднее между "возлюби Бога" и "возлюби ближнего".
Мы живем в странное время.

===
Единственное, чем можно бороться с раздражением против чего бы то ни было (церковь, наркомания, олигархия, войны, ливневые дожди невовремя) - это рассуждение.
Самая удобная логика для этого - троичная, когда есть "да", есть "нет", и есть "невозможное возможно".


Рецензии