Боевой путь воина

            Посвящается светлой памяти
            Николая Михайловича Трофимова (1921-1941).

          В сумраке комнаты две тёмные фигуры склонились к монитору компьютера. Одна из них принадлежит крупному пожилому мужчине, который сидит, глубоко погрузившись в кресло. Это Всеволод Петрович Трофимов, в прошлом руководитель строительной компании, а ныне пенсионер. Рядом с ним примостился его двенадцатилетний внук Василий. Оба напряжённо всматриваются в экран.  На лицах обоих можно прочитать чувство благоговения, смешанное с печалью.
          Вверху экрана они видят горизонтальную красную полосу с пятиконечной звездой и с надписями: «Память народа, 1941-1945», «Герои войны». Ниже чернеется: «Трофимов Николай Михайлович».
          Всеволод Петрович поворачивает голову к внуку и поясняет:
     -    Это твой двоюродный прадедушка, младший брат моей матери.  Как только началась война летом 1941 года, его забрали на фронт. Было ему всего двадцать пять лет. В то время мы жили в Ленинграде.  В ноябре пришло сообщение, что он погиб. Твоя прабабушка, а моя мама, очень тогда переживала. Она думала, что он в спешке был отправлен на защиту Ленинграда без предварительного обучения и поэтому был убит.  Но если судить по этим рассекреченным документам, она ошибалась.
          Всеволод Петрович некоторое время молчит, о чём-то задумавшись. Затем опять продолжает говорить:
    -     Да…Сколько лет прошло, а я его хорошо помню! Я тогда был четырёхлетним ребёнком. Дядя Коля иногда приходил к нам в гости. У него было симпатичное весёлое лицо со смеющимися глазами. Я его любил. Обычно он ласково трепал мои волосы и спрашивал: «Ну, как дела, кучерявый?» Я смущался и втайне обижался на него за это странное обращение «кучерявый». Я не понимал, что означало неприятно звучащее, незнакомое мне слово. Позже, когда  дядя Коля уже перестал приходить к нам, я догадался узнать у мамы его смысл. Выяснилось, что у меня вились волосы и что обижался я напрасно.
     -     Деда, а почему ты считаешь, что прабабушка ошибалась? – внук прервал своим вопросом воспоминания Всеволода Петровича.
    -      Ты видишь, что написано под его именем? Оказывается, он был младшим лейтенантом и командовал взводом!
    -       А что означают эти буквы: «С» и «Д»?
    -       А означают они: «стрелковая дивизия». Тут сказано, что взвод, которым командовал Николай, воевал в составе сорок шестой стрелковой дивизии, а вышестоящей воинской частью являлась шестнадцатая армия.
    -      Деда, а ты видишь, тут синими буквами указано, что можно посмотреть боевой путь этой дивизии! Давай, посмотрим!
          Головы деда и внука ещё ближе придвигаются к экрану монитора. На экране возникает карта областей России, лежащих к западу от Москвы. Боевой путь обозначен оранжевыми линиями со стрелками, а места расположения воинской части помечены кружками с указанием даты. Тесное скопление таких кружков  заметно под Смоленском.
    -     Смотри, Василий, - произносит Всеволод Петрович, обращаясь к внуку не, как обычно, по имени «Вася», а называя полное его имя, тем самым подчёркивая важность дела, которым они занимаются. – Наш Николай участвовал в боях по защите Смоленска, а значит, он защищал от врагов прямую дорогу на Москву! Я тут кое-что поищу в Интернете, а ты пока зажги свет. Совсем уже стемнело.
    -     Так вот, Василий, - продолжает разговор Всеволод Петрович, после того как внук занял своё место подле деда, -  Николай находился в окружении. Тут сказано, что в результате прорывов немецких танковых групп шестнадцатая армия могла осуществлять связь с тылом только по лесисто-болотной местности.   Бои шли тяжёлые. Наши войска понесли большие потери.
          Всеволод Петрович  сидит некоторое время, не произнося ни слова, думая о чём-то своём. Подросток тоже не прерывает тишины. Похоже, как если бы  оба отдают дань памяти погибшим воинам. Взглянув в  лицо внуку и, видя, как оно помрачнело, Всеволод Петрович спешит внести нотку оптимизма в рассказ:
    -     Но и противник был измотан. А 17 июля в штаб  Западного фронта прибыл генерал-майор Рокоссовский. Знаешь, кто он?  Это один из крупнейших наших полководцев. Именно он командовал  Парадом Победы в Москве в 1945 году. С помощью его группы  нашим войскам удалось восстановить переправу через Днепр и выйти из окружения.  Сражение за Смоленск закончилось 4 августа, а 10 августа, согласно этой карте, наш Николай воевал уже севернее Смоленска в Тверской области.  Его взвод быстро меняет место расположения. Видишь, - показывает рассказчик на метку на карте, - с 14 по 17 августа он сражается  уже в Новгородской области, а 30 августа перемещается на юго-запад опять в Тверскую область.  И, к сожалению, нет больше сведений о том, где потом воевала дивизия Николая.  Он погиб десятого ноября, но тут не сказано, где это произошло и где он похоронен. Надо искать!
    -     У меня есть вопрос! – звенит высокий голос Василия.
    -     Спрашивай.
    -     В нашей стране создано гиперзвуковое и лазерное вооружение. У нас есть «Пересвет», «Посейдон», «Буревестник» и автомат Калашникова, - мальчик говорит быстро и горячо. -  Мы можем обороняться от вражеских ракет. Но почему же наши солдаты не имеют индивидуальной защиты от пуль? Почему мы не можем помочь жителям Донбасса защитить свои дома от разрушения обычными снарядами? Разве нельзя создать защиту, например, наподобие энергетического занавеса? Кто-нибудь думает об этом?
    -     Знаешь, дружочек, ты задал слишком много вопросов. Вот вырастешь и сам на них ответишь. А пока учи физику! Какая у тебя оценка?
    -     Будет пятёрка, если постараюсь!
    -     Ты уж постарайся! А сейчас иди-ка ты спать! Пора уже!
          Внук уходит, а Всеволод Петрович долго ещё сидит перед экраном компьютера и разыскивает документы, которые могли бы пролить свет на обстоятельства завершения боевого пути младшего лейтенанта Трофимова Николая Михайловича.

   2018 

   
 


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.