4. 5а Французский классицизм XVIIв. Пуссен, Лоррен

4.5а Французский классицизм XVIIв. Пуссен, Лоррен

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.

 Создателем классицистического направления в живописи Франции XVII века стал Никола Пуссен (1594—1665). В ученические годы (1612—1623) уже проявился определенный интерес Пуссена к античному искусству и искусству Возрождения.

В 1623 году он едет в Италию, сначала в Венецию, где получает колористические уроки, а с 1624 года живет в Риме. Римская античность, Рафаэль, живопись болонцев — вот наиболее сильные впечатления Пуссена. Непроизвольно он испытывает и влияние Караваджо. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.

Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов.

Это гармонический мир в себе, не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко. Такова картина «Смерть Германика.1626-1628», написанная на сюжет поэмы итальянского поэта XVI века Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим», посвященной одному из крестовых походов. Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма. Пуссен избирает этот сюжет, потому что он дает ему возможность показать доблесть рыцаря Танкреда, найденного Эрминией на поле брани, чтобы перевязать раны героя и спасти его. Композиция строго уравновешенна.
 
В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. С начала 40-х годов в творчестве Пуссена намечается перелом. В 1640 он едет на родину, в Париж, по приглашению короля Людовика XIII. Но придворная жизнь его тяготит. «При дворе легко сделаться художником-скорописцем», —говорил Пуссен, и в 1642 он уже снова в своем любимом Риме. Он обращается к теме смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено в его картине «И я был в Аркадии.1650». Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью: «И я был в Аркадии» (т. е. «И я был молод, красив, счастлив и беззаботен —помни о смерти!»), похожи скорее на античные статуи.

Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение — все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. С конца 40-х —в 50-е годы колористическая гамма Пуссена становится все скупее. Главный упор делается на рисунок, отточенность форм, пластическую завершенность. Человек трактуется прежде всего, как часть природы.

Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж Пуссена (как и всякий классицистический пейзаж) — это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве.
 
Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом.1648», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, может быть, проявилось наиболее ярко и непосредственно. Игру на свирели усевшегося на скале и слившегося с ней циклопа Полифема слушает не только нимфа Галатея, но вся природа: деревья, горы, пастухи, сатиры, дриады.

Никола Пуссен утверждал «Нужно знать, что существуют два способа видеть предметы, один — просто глядя на них, а другой — рассматривая их с вниманием». В основе теории Пуссена лежали принципы гармонии и соразмерности художественного произведения соответственно урокам природы и требованиям разума.

Первая академия художеств, в взявшая на вооружение эту теорию, была устроена в Болонье (1600), потом в Милане. Картины классицистического направления царили на выставке в Риме. В последние годы жизни Пуссен создал замечательный цикл картин «Времена года. Осень.1660—1665», имеющий несомненно символическое значение и олицетворяющий периоды земного человеческого существования. Работа «Осень» является своеобразной иллюстрацией истории из Книги Бытия. Здесь изображен вечерний гористый пейзаж, который по задумке Пуссена должен представлять землю Ханаанскую, известную своим плодородием. Под темным облачным небом работники завершают сбор урожая. На первом плане картины Авраам с Лотом уносят огромную гроздь винограда. Так художник хотел рассказать зрителям о безбедном и сытом существовании людей без Бога.

Лирическая линия классицистического идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600—1682), который жил в Италии.

Пейзаж Лоррена обычно включает в себя мотивы моря, античных руин, больших групп деревьев, среди которых размещаются маленькие фигурки людей, которые у Лоррена играют скорее роль стаффажа и введены им для подчеркивания огромности и величественности самой природы.

Мы это с избытком видим в картине «Отплытие святой Урсулы.1641». Замечательны у Лоррена четыре полотна эрмитажного собрания, изображающие четыре времени суток. Тематика Лоррена как будто очень ограничена, это всегда одни и те же мотивы, один и тот же взгляд на природу как на место пребывания богов и героев. Но каждый раз в полотнах Лоррена выражено окрашенное большой эмоциональностью разное ощущение природы. Это достигается прежде всего освещением.

Воздух и свет — сильнейшие стороны дарования Лоррена. Свет льется в композициях Лоррена обычно из глубины, резкая светотень отсутствует, все построено на мягких переходах от света к тени.

Сложение национальной французской художественной школы произошло в первой половине XVII века благодаря прежде всего творчеству Пуссена и Лоррена.

Вторая половина XVII столетия — время длительного правления Людовика XIV, «короля-солнца», вершина французского абсолютизма. Недаром это время получил термин в западной литературе «Ie grand siecle» — «великий век».

Великий прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. Созданная еще в 1648 Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ведении первого министра короля. Устанавливается контроль над всеми видами жизни художников. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм.

В этих рамках развивается и парадный портрет. В первой половине века портрет монументален, величествен, но и прост в аксессуарах, как в живописи Филиппа де Шампаня (1602—1674), где за торжественностью позы не скрывается яркая индивидуальная характеристика «Портрет кардинала Ришелье, 1637». Во второй половине века, выражая общие тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным.


Рецензии