5. 1 итальянское барокко xviiiв тьеполо, каналетто

5. Искусство Западной Европы в XVIII веке
К середине XVII столетия умирают все «великие старики»: в 1660 — Веласкес, в 1665 — Пуссен, в 1669 — Рембрандт, ранее всех — в 1640 — Рубенс.

К концу жизни Людовика XIV в 1715 Франция была уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII столетия. Век пышных празднеств и искусства «большого стиля» ушел в прошлое. Ему на смену приходит камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство абсолютно светское (хотя оно и обращается нередко к образам Священного Писания.

XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 годов, однако, она стала их крушением.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность, —характерные черты искусства XVIII века как в жанре портрета, так и в жанре бытовой живописи.
Развитие европейского искусства XVIII века сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой.

Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия.
5.1. Итальянское искусство XVIII века. Барокко
Расцвет итальянского искусства наблюдается в XVIII веке только в Венеции, которая славилась своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, за исключением поста. Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции XVIII века. На рубеже XVII—XVIII веков рождается полное патетики барокко темпераментное.

 Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупнейшим итальянским живописцем XVIII века был Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), последний представитель барокко в европейском искусстве. Наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище. В одном из полотен «Встреча Антония с Клеопатрой.1747» особенно наглядно видно, как умел и любил Тьеполо писать триумфальные шествия и праздничную толпу. Обращаясь к историческим сюжетам, он не стремился передать точность достоверность события, ему важнее создание самой атмосферы действия, жизненность образа. Его роднит с ренессансными мастерами то, что он работает во всех жанрах и в разных техниках. Одна из знаменитейших картин «Триумф Амфитриты.1737», где он изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования.
Ощущение бесконечной вольной водной стихии передано Тьеполо благодаря глубокому пространственному прорыву, широким всплескам волн, свободным, несколько бравурным движениям персонажей.
Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре на полотне «Пир Клеопатры .1743-1744»), и в его Венерах, и Данаях и во фресках епископской резиденции в Вюрцбурге (1751—1753). Ощущение воздушности и легкости усиливается нежной серо-голубой гаммой красок с включением золотого, розового, лилового.


Венеция XVIII века дала миру прекрасных мастеров городского архитектурного пейзажа. Антонио Каналетто (1697— 1768) с его торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры «Прием французского посольства в Венециию1726-1727» и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун. Антонио Каналетто является мастером городских пейзажей в стиле академизма.


Рецензии