Определите свой реальный рейтинг

Качество литературного произведения определяется его художественным и техническим уровнем.  Ваш писательский рейтинг — показатель этого качества.  В крупных союзах и издательствах существуют экспертные комиссии, выполняющие анализ литературного уровня представленных произведений.  Но увы -  рядовой автор-любитель, еще не заявивший громогласно о себе, не может рассчитывать на участие экспертов в оценке своего творчества.

Понятно, что рейтинг для большинства — не самоцель, не такой уж большой процент пишущего народа страдает раздутым тщеславием.  Но при том рейтинг — полезная вещь, это кнут и пряник одновременно.  Это средство, помогающее в большинстве случаев увидеть и исправить свои литературные огрехи, а при высоких показателях — способное окрылить и вдохновить на новые писательские подвиги.

Кто-то опасается "накрутки" рейтинга.  Накрутка — это зачем (тетя Роза, я вас умоляю)?  Через нее не увидишь ни собственных ошибок, учет которых способствует росту мастерства, ни самого роста. Накрутка — это для любителей дутой славы.  Ну и пускай накручивают без пользы для себя.

На сайте "Проза.ру" для вычисления рейтинга служит некая таинственная формула. В таблице рейтинга присутствует лишь небольшая доля избранных авторов, а простые смертные понятия не имеют об уровне собственного творчества.  Рейтинг подсчитывается неизвестными лицами якобы по читательским оценкам и часто проклевывается в соответствующей информационной таблице еще ДО прочтений и ДО появления оценок. 

А ведь хочется чего-то доступного, ясного и прозрачного!   И вариант есть.   Вспомним мудрость древних латинцев: "Vox populi vox Dei est" (Глас народа — глас Божий).  Ценителями художественного и технического уровня наших работ вполне могут стать сами читатели, то бишь мы с вами.  Не беда, что в основной своей массе мы не имеем ни филологического образования, ни редакторского стажа.  Здесь должна сработать читательская интуиция, заменяющая собой образование и редакторский опыт, а также статистика - благодаря массовости мнений оценка будет близка к объективной.

Оценку, правда, могут слегка подпортить суждения печально известных полуграмотных особ вроде экс-прокурора Крыма Натальи Поклонской (современной Эллочки-людоедки), "проффесора" Виктора Януковича, мадам Елены Афанасьевой (депутата Госдумы и бывшего министра образования Калининградской области) и подобных им.  Но пусть авторы не беспокоятся - очевидная немногочисленность подобных грамотеев не дает почвы для серьезных опасений.

Выношу на суд авторов "Прозы.ру" свой собственный проект подсчета рейтинга.


***


Целесообразно рассмотреть два типа рейтинга:

— отдельного произведения
— творчества в целом. 

***

1.  Художественная ценность ОТДЕЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ могла бы быть весьма точно оценена по количеству нажатий "зеленой кнопки", но эта информация недоступна ни читателям, ни рецензентам.  Поэтому художественная ценность произведения может быть охарактеризована (несколько менее точно) активным читательским интересом, а именно, количеством рецензий. 

Я отдаю себе отчет, что некоторые рецензии могут быть разгромными, отрицательными.  Но лишь могут быть.  Надо сильно потрудиться, чтобы найти таковые.  У меня, например, среди 725 рецензий отрицательных только три, хотя их должно быть на два порядка больше. Народ стесняется громить и сокрушать.  Как махровый статистикус, заявляю с высокой трибуны, что в генеральной совокупности рецензий число отрицательных незначимо.

2.  Соответственно, художественная ценность ВСЕГО ТВОРЧЕСТВА может быть определена как среднее число рецензий на одно произведение, а именно, как отношение:  Сумма Всех Рецензий/Сумма Произведений.

(Общее количество прочтений ни о чем не свидетельствует.  Читатель, еще не имеющий представления о творчестве автора, может зайти и разочароваться, а ничего не значащая отметка о его посещении в счетчике останется.  Подчеркиваю: важна АКТИВНАЯ позиция читателя).


3.  Техническое совершенство отдельного произведения — это соблюдение норм русского языка.

Совсем не обязательно выполнять строгую вычитку оцениваемого произведения.  Достаточно отметить те ляпы, о которые "спотыкаешься", которые с размаху бьют по лбу и шокируют: "карова, сабака", "ложит" (в смысле — кладёт), "договорА (мн.ч.)", "боиться", "моё день рождение", "твоё кофе остыло", "займи мне десятку", "одела пальто", "двое девушек", "пара чулков".  Очень легко отследить также ошибки пунктуации.

В стихах ляпами можно считать сбой ритма и натянутые ударения ("Земля ожИла, после долгой, зимней спячки,/И входит в ритм, весенней, бурной скачки"), банальные и уродливые рифмы типа "пошел - ушел", "реклама - Джигарханяна", трудночитаемые строки ("...И звук оркестра в замкнутом пространстве..."). 


О стиле. Не следует оставлять без внимания такие литературные перлы, как "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа" (А.П.Чехов, "Жалобная книга"), "Старуха, боясь грозы, спрятала голову под подушкой и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась" (Д.Э.Розенталь, "Культура речи"), "Татьяна ехала в карете с поднятым задом" (классика школьных сочинений), "Вы курсанты или где?", "От меня до следующего столба шагом марш!" (армейские высказывания), "...из представленных списков студентов факультетов математики и физики" (падежные шашлыки).  Каждое предложение должно быть аккуратно оформлено, понятно, логично и стопроцентно осмыслено.

Один читатель заметит одно, второй - другое, третий — третье, и некоторый аналог тщательной редакторской вычитки будет произведен, так сказать, совместными читательскими усилиями.

***

Технический рейтинг отдельного произведения может быть установлен в пределах 0 - 10 условных единиц и в основе должен иметь не абсолютное количество, а концентрацию ошибок в тексте.  Один штрафной балл — это одна ошибка на тысячу печатных знаков текста.  (По здравому разумению представляется, что в письме среднеграмотного человека должно быть не более одной ошибки на 1000 печатных знаков). Читателю предлагается оценить штрафной балл произведения по простейшей формуле:  (число ошибок)*1000/(число печатных знаков). Если, например, знаков 24000, а зафиксировано 12 ошибок (орфографических, синтаксических, стилистических и прочих), то рейтинг произведения будет 10 - 12*1000/24000 = 9.5 . 

Для подсчета печатных знаков существует удобная онлайн-програмка:(http://www.vipkontent.ru/?page_id=450).   Она же позволяет осуществлять проверку орфографии.  Будьте внимательны при пользовании этой возможностью: в список ошибок могут попасть цитируемые отрицательные примеры (типа "сабака", "карова", "ложит", приведенные в этом тексте).


4.  Технический рейтинг всех произведений данного автора рассчитывается как среднее арифметическое частных оценок.  По мере поступления новых  оценок технический рейтинг будет представлять собой динамически меняющуюся величину. 


Глобальный рейтинг, или рейтинг творчества, может быть представлен как произведение усредненного технического рейтинга на художественный рейтинг.


Рейтинг можно документировать подручными средствами: например, каждый автор "Прозы" может завести страницу, куда оценочные данные будут заноситься читателями как комментарии, по схеме:


(ссылка) (число ошибок) (число печатных знаков) (отношение Рец/Произв) (общий рейтинг)


Подсчет общего рейтинга — на совести автора.  "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих ))))"


Рейтинг не должен учитывать числа номинаций, членства в СП, побед в конкурсах, поскольку эти заслуги часто присваиваются откровенно слабым и полуграмотным авторам.  Ничего кроме улыбки не вызывают цветастые авторские самоописания (лауреат конкурса... победитель... призер... редактор журнала...) в сочетании с текстами, едва заслуживающими школьной тройки с минусом.


Ясно рассказал?

*****

Примеры художественной составляющей рейтинга ("оценка за артистичность"):

Любовь Кирсанова:  9263/58 = 160
Ольга Алексеева: 3953/40 = 99
Любовь Арестова: 2049/78 = 26
Анна Шустерман: 3450/183 = 19
Сергей Вельяминов: 6546/377 = 17
Элла Лякишева: 2027/165 = 12
Марина Довгаль: 1366/138 = 10
Лора Шол: 1661/189 = 9
Виктор Каменев: 1302/679 = 2
Нетран Неглин: 282/332 = 1
Покорный слуга: 948/1162 = 1

(результаты деления округлены до целых)


*****


Примеры частных оценок.


В качестве казуса приведу собственный стишок (http://www.proza.ru/2016/05/21/88), удостоенный номинации (вопрос: за что??)

 
Тибетский затворник (по Обручеву) (фрагменты)
Мишаня Дундило
 
Здесь я опущу сносные строчки и разберу явные ошибки и промахи, которые соответственно пронумерую.

 
Тибетский затворник я, имя - Лобсын.
Что знаете вы о Лобсыне?
Ушел я от мира. Живу я один
В темнице средь мертвой пустыни.
(таково начало).
.....

…Полметра на треть, шестьдесят - высота...  (1)
 
Чего - шестьдесят? Если метров, о которых в той же строчке говорится, то Лобсыну не так уж тесно – если надоело сидеть на корточках, он может встать, расправить затекшие члены и потоптаться, не рискуя уткнуться теменем в потолок. Или сантиметров? Автор сбивает с толку читателя, заставляя его вместо сопереживания с несчастным монахом догадываться о единицах измерения его кельи.
 
…Сижу взаперти и судьбу не кляну
Под гнетом тяжелого свода
И жизнь коротаю в телесном плену
Во имя духовной свободы.   (2)
 
Два союза "и", идущие подряд, с натяжкой воспринимаются в живой русской речи. Лучше было бы использовать одно "и" и запятую, например: "Томлюсь одиноко, судьбу не кляну / Под гнетом тяжелого свода / И жизнь коротаю в телесном плену / Во имя духовной свободы. "
 
.....
...От вечного мрака ослепли глаза,
Изъедена язвами кожа,
Дыхание сперто, иссохла слеза
И голод нутро мое гложет...   (3)
 
"Глаза - слеза", убогая и избитая рифма типа "кровь - любовь".
 
.....
 
…За первый побег не дадут умереть -
Лишь своды цементом обмажут,
Размеры жилища уменьшат на треть,
И будешь обратно посажен.   (4)
 
Сомнительная рифма "обмажут - посажен": глухой и нейтральный звуки в конце рифмуемых строк фонетически не сочетаются. Куда лучше было бы: "Страдальцу за первый побег умереть / Не даст монастырская стража - / Урежет размеры жилища на треть, / И будешь обратно посажен."
 
…Тебе неизбежно захочется есть,
Но с ужасом вдруг обнаружишь,
Что руку ко рту невозможно поднесть
В такой теснотище (о ужас!)   (5), (6), (7)
 
"Обнаружишь - ужас" - такая же топорная рифма с диссонансом конечных звуков. Просторечное слово "теснотища" не вписывается в повествование, претендующее на драматичность. "Есть - поднесть" — глагольная рифма, примитив.
 
.....
…Коль стражники просто заделают ход,
Чтоб ты околел от удушья…
 
"Околел" - такой же, как в предыдущем четверостишии, сюжетно недопустимый вульгаризм.   (8)
 
.....
…Устал, утомился иль ночью заснул,
Затих в отвлекающей думе -
Тебя однозначно поймет караул:
Не молишься - значит, ты умер!   (9)
 
Явно лишним представляется местоимение "ты", играющее роль ритмической заплаты. Ни хуже, ни лучше не станет от замены “ты” на “блин” или ”бля”. Приемлемый вариант: "Не молишься - стало быть, умер..."
 
Итого девять ошибок, обнаруженных самим же автором на двух страницах текста.

Художественный уровень: 1 (одна рецензия)
Техника и стиль: 10 - 9*1000/2112 = 5.7
Генеральный рейтинг: 5.7 * 1 = 5.7

***********

http://www.proza.ru/2014/11/07/1107 (Умница-Разумница, "Как мы с Аленой эротику писали)"

Художественный уровень: 19 (девятнадцать рецензий)
Ошибок нет, техника и стиль: 10
Генеральный рейтинг: 19 * 10 = 190.  Супер!

***********

http://www.proza.ru/avtor/fenomen25 (Нетран Неглин, резюме)

Что же вы, научные поэты!

(1) - звучит вопрос, но поставлен восклицательный знак.
(2) - "научные поэты" - о таковых человечество не слышало.  Может быть, ученые поэты?

Почему, не дарят вам банкеты?

(3) - "дарить банкеты", это примерно то же, что  косить картошку или копать яблоки.
(4) - лишняя запятая.

Почему, не носят на руках?

(5) - лишняя запятая
(6) - стиль: два безличных предложения с тщательно скрываемым субъектом действия.

Значит мало врете вы в стихах!

(7) - пропущена запятая.

Всего четыре строчки, семь ляпов.  На полной странице их было бы в десять раз больше. 

Художественный уровень:  не определен (рецензии на резюме не предусмотрены)
Техника и стиль: 10 - 7000/113 = минус 52 (ниже всякой критики).



*****************

Читатель, берущий на себя ответственность редактора: помни, что каждое твое замечание должно быть сделано тобою с АБСОЛЮТНОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ в своей правоте и при необходимости обосновано ссылками на авторитетные источники.

*****************


Таланту человека не обучишь.  Но технику письма можно совершенствовать чтением, тренировкой и выполнением контрольных заданий.  Я постоянно развлекаюсь прохождением онлайн-тестов и чувствую, что это занятие помогает мне по крайней мере держаться на каком-то постоянном уровне.  Рекомендую:
 
Тесты:
http://www.aif.ru/dosug/1846193
http://www.aif.ru/dosug/1846183

Статьи:
http://www.stihi.ru/2006/03/04-862 техника стихосложения

Шлифовка текста и окончание - скоро.


Рецензии
Не думаю, что есть смысл пытаться выразить в цифрах такие вот явно идеализированные старания читателей-рецензентов. Ну вы же знаете, по какому принципу тут пишутся рецензии. Чаще всего — по принципу "петуха и кукушки". Либо просто отметиться, поддержать автора по доброте душевной: отличное стихотворение, мол, так держать. Там заглянешь в стих — и за голову берёшься: ляп на ляпе.

Написал автор текст — а отзывы зависят от его активности. Сидит на месте — отзывов не будет, разве что случайные. Сам ходит ко всем, постит хоть что-то — и получает ответные визиты... Нереально требовать от всех здешних жителей и гостей прямо-таки серьёзного настроя на тщательный критический разбор. Это очень мягко говоря. Мы вообще тут в большинстве своём "чукча не читатель, чукча писатель".

Не верю я, короче, в целесообразность и действенность этой затеи. И в рейтинги всяческие мало верю — объективность у них оставляет, как говорится, желать. А учитывая миллионы публикаций на сайте — тухлый номер.

Белая Голубка   18.09.2018 23:38     Заявить о нарушении
Б.Г., спасибо за прочтение и критический отзыв!

По крупному счету я с вашим генеральным мнением согласен: тухлый номер. Я сам же, приглашая вас на сей опус, назвал его не иначе как прожектом. Но афоризм "надежды юношей питают" пока никто не отменял )) Сужу по себе: мне доставляет удовольствие разбирать тексты по косточкам, хоть моя квалификация (в языке) и уступает вашей. Да и сами вы практикуете то, в целесообразность чего не верите, а именно: занимаетесь добровольным (и, как я понимаю, часто безвозмездным!) редактированием чужих произведений.

Docendo discimus — уча, учимся сами. Эту истину подтверждают и ваш, и мой пример. Следовательно, мы с вами — явление не единичное, не уникальное, и мы могли бы найти сторонников на нашем сайте. Повторю мысль, которую уже изложил в статье: рейтинг не самоцель, а средство взаимного общения и творческого роста.

(О птичках: я сильно поумнел благодаря активному общению с вами. Перечитываю свои тексты и спотыкаюсь о такое, на что раньше совсем не обращал внимания. Это ли не аргумент в пользу роста худ. и тех. уровня? А рейтинг, как я уже с трибуны заявлял — кнут и пряник, способствующий росту).

Намного лучше дело с рейтингом поставлено на Термитнике (царствие ему небесное) и на Хохмодроме.

Мишаня Дундило   19.09.2018 00:44   Заявить о нарушении
Уникальные мы, уникальные. ))
П. С. С разлёту прочла "Хохлодром", удивилась. )))

Белая Голубка   19.09.2018 00:47   Заявить о нарушении
Для Хохлодрома хороша была бы такая публикация:

Останавливает ментуха машину и вопрошает:
— Шо за машина у тебе?
— Та це ментовоз.
— А чому у кузови люды?
— Та хиба це люды, це ж менты.

Мишаня Дундило   19.09.2018 02:29   Заявить о нарушении
(Чтоб рассказывать этот анекдот, надо в совершенстве владеть украинским языком и иметь украинский акцент — тогда получается бесподобная умора!!!! Моя жена —хохлушка Таиска, царствие ей небесное, укатывала публику прямо под стол ))))

Мишаня Дундило   19.09.2018 02:33   Заявить о нарушении
Да-да, анекдот знаю — я же всю жизнь на Украине прожила. ))

Белая Голубка   19.09.2018 06:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.