Сказание о выборах мэра

...В середине страшного и злого, грешного и порочного десятилетия девяностых годов ХХ века в одном заштатном городишке одной постсоветской республики жители готовились к выборам мэра.

       Готовились не все. Подавляющая часть жителей городка занималась своими делами: ходила на работу (у кого она еще была) или бездельничала (у кого ее уже не было). Но все они опасались перемен. Ибо, еще из истории разных стран, хорошо все помнили: после любой перемены начинается период террора, затем обязательно наступает время какой-нибудь войны - в пределах или вне пределов собственного отечества, и только потом, лет через двадцать, наступает короткий период (опять – на двадцать лет) всеобщего благосостояния. Но кандидаты на пост мэра, их челядь и десяток-другой политических маргиналов, которых в Древнем Риме называли клиентами, готовились к выборам мэра вовсю. Двое, из деревенских, сразу сошли с дистанции: один назначил другому свидание на пустыре за городом и ждал его там. Вместе с незаконно приобретенным и находящемся на хранении пистолетом. Встреча окончилась неудачно для обоих претендентов: тот, у кого был пистолет, не умел стрелять, а тот, у кого пистолета не было, приехал на грузовике. Стражи правопорядка конфисковали и грузовик, и оружие, а деревенских бедолаг посадили.

        Третий кандидат не считался серьезным человеком даже среди самых бедных слоев населения городишки. Он был известен своим беспробудным пьянством, косноязычием и отсутствием среднего образования. Мало людей приходило на его митинги – в основном, чтобы послушать его глупые речи и посмеяться над ними. (Когда государство только создается или разваливается, смеяться, даже над властью – искренне и открыто – простой люд еще может).
         
         А вот предвыборная гонка между четвертым и пятым любителями помять кресло мэра обострилась не на шутку. Один потенциальный мэр, назовем его Директором,  действительно был бывшим директором крупного промышленного комбината, который, после распада СССР, он распродал по частям. Обросший за время работы знакомствами с представителями криминальной среды, фарцовщиками, полковниками полиции и армии, Директор не сомневался в своей победе... Если бы не его противник - председатель профсоюза рабочих бывшего промкомбината. Назовем его для удобства Правдорубом. За спиной у Правдоруба было восемь классов образования, прямолинейный и железобетонный взгляд на происходящее вокруг и искренняя вера в то, что рабочие его профсоюза должны, наконец, получить свою зарплату за предыдущие пять лет, несмотря на заявления госчиновников о том, что в бюджете страны денег нет. Административных и прочих ресурсов, равно как и полезных знакомств, у Правдоруба не было. Зато за его спиной стояло (так ему казалось) пять тысяч рабочих, готовых на все ради справедливости и светлого будущего родного городка (так казалось самим рабочим).

          Трудно было интеллигентам: за Директора они встать не хотели: много темных мест было в его биографии, а интеллигенты видели мэром города только кристально чистого в моральном смысле человека. Кроме того, относился он к ним по-барски: часто подкармливал со своего стола, но, при этом, издевался и попрекал. Интеллигенты, как известно, в глаза свое мнение никогда не выражают. Но за спиной Директора, между собой, интеллигенты давали волю своим потаенным эмоциям. К Правдорубу, который их за их лицемерие и двурушничество, но больше за неукротимую тягу к лени, нещадно критиковал, интеллигенты относились со злобой. Да и разве был он им ровня? Ведь они читали Солженицына, часами могли говорить о Булгакове и сравнивать произведения Пикуля.... А Правдоруб, верно, кроме  букваря, иной книги и в руки не брал.
        У интеллигентов был свой лидер, точнее - лидерша: молодая, двадцати пяти лет, незамужняя девица с ярко выраженным неврозом. Художница по профессии.  Она недолюбливала поэзию и считала себя сторонницей прозы. Когда один из патриотических настроенных граждан обратился к ней с просьбой написать картину на историческую тему из родной истории, она ответила: "Мы, художники, творим, когда нас посещает озарение!" И отказала гражданину в просьбе, ибо на тот момент посетившее ее озарение подвигло ее на создание картины, героем которой было женоподобное существо с треугольной головой, квадратным туловищем, прямоугольными ногами черного цвета, с красными волосами. Все это - на голубом фоне. Называлась картина "Приношение Дали".
К Правдорубу художница относилась настороженно, ведь он не был интеллигентом и не разбирался в изобразительном искусстве, а вот Директор полюбился ей своей готовностью помочь с организацией персональной выставки. Правда, взамен он попросил, чтобы художница обратилась по телевизору к горожанам с просьбой проголосовать за него, за Директора.

         Целый месяц местное телевидение крутило видеообращение художницы, в котором она агитировала жителей городишки отдать свои голоса за Директора. "Он восстановит комбинат," – слезно уверяла она зрителей, – "построит новые детские сады, разобьет новые клумбы и заасфальтирует улицы!"
          ...Но Директор не выполнил свое обещание и бесплатное место для персональной выставки художнице так и не выделил. Более того, заявил, что не собирается выполнять свое обещание до проведения выборов. Художница не на шутку обиделась, как умеют обижаться интеллигенты. Впрочем, дело решилось другом путем: у художницы была тетя, которая в молодости дружила с одним чиновником, который потом стал министром....  Ну, дальше вы сами все понимаете... Художнице не только выделили бесплатное место для персональной выставки, министр уговорил поехать на нее даже своих гостей из-за рубежа, искусствоведов из США. Более того, им пришлось даже купить две картины, которые они еще не видели. Так они проявили свое уважение к министру, который был когда-то простым чиновником, с которым в молодости дружила тетя художницы. В маленьких странах такие знакомства играют особенную роль...
            Но художница затаила злость на Директора и решила отомстить ему. Неожиданно для всех, она пригласила на выставку Правдоруба и его сторонников. Перед началом мероприятия, художница обратилась с речью к своим гостям. Ей бы позавидовали Цицерон и Жан Жорес. Сколько ярких образов, сколько гневных ноток! А чего стоило обличение Директора в том, что он не поддерживает творческую элиту города! И филиппика художницы имела полный успех: работяги, и без того взвинченные напряженной предвыборной атмосферой, в едином порыве принялись скандировать лозунги, для Директора весьма нелестные. Закатили овацию и присутствовавшие интеллигенты. Долго, очень долго хлопали они в ладоши и тут же клялись в вечной дружбе ошарашенным пролетариям.  Зарубежные гости удивленно (а может, даже восхищенно) посматривали на рабочих и интеллигентов и смущенно улыбались.

           Через пару дней художницу пригласили в столицу: иностранцы рассказали министру о увиденном и купили у художницы еще восемь картин. Согласитесь, для описываемого времени встретить в захудалом городишке постсоветской республики подражателя современному западному искусству, знающему Дали - это что-то! Это был успех! И художницу, через месяц, пригласили в США. А Правдоруб, решивший после персональной выставки, что интеллигенция и вправду за него, решил вывести горожан на улицы после того, как проиграл выборы. Ведь за него были рабочие и интеллигенция. А выборы он проиграл из-за фальсификаций и подтасовок, это знали все. Правда была на его стороне. Однако, оказалось, что на стороне Директора была милиция, местные криминальные авторитеты и торгаши-спекулянты. Результатом чего оказался арест самого Правдоруба и его наиболее активных сторонников.
             ...Художница больше не рисует: ей удалось удачно выйти замуж за одного престарелого владельца сети супермаркетов. Директор, побыв некоторое время мэром, был избран депутатом, перебрался в столицу и благоденствует - сегодня он уже министр по развитию и обновлению индустриальных программ. Правдоруб, после описанных событий, отдав все свои сбережения следователю, прокурору и судье, эмигрировал и живет сейчас где-то в Западной Сибири. И только заштатный городишко со своими жителями все еще на старом месте...


Рецензии