Четыре собаки

                Т И М К А

              Моя боязнь собак началась еще в детстве, когда я увидела, как у мальчика из нашего подъезда злющий пес вырвал кусок щеки. Мне тогда было пять лет, но я до сих пор помню ясно тот случай. Почему так произошло, не знаю. Много лет я во сне видела повторяющийся кошмар: громадные собачьи клыки врезаются в чью-то плоть, жуткие крики и много, много крови. Эта кинофобия длилась очень долго. У меня уже была семья, дети, но стоило мне услышать собачий лай, как я начинала паниковать, причем совершенно не было разницы  какая собака гавкала большая или меньше кошки. И еще, мне было не понятно, почему все собаки, встречавшиеся мне на пути, проявляли недружелюбие, могли рычать и лаять на меня. Может быть, они чувствовали мой страх и напряженность.
              Излечил мою собачью фобию Тимка. Сыновья всегда просили у меня разрешения приобрести собаку и в ответ получали отказ. Однажды, когда они особенно настойчиво пристали ко мне со своей просьбой, я пообещала, что если они закончат полугодие учебы в школе   отлично, они получат добро. Я то была твердо уверенна, зная их средние способности, что этого не случиться, что они не смогут с этим справиться. Но какое было у меня изумление, когда под Новый год мои дети показали свои дневники с потрясающими результатами их учебы. Ну, что тут поделаешь, дал слово, надо его держать:
- Молодцы, ладно, заводите собаку.
      
        Сыновья с отцом съездили на рынок и приобрели там щенка овчарки, как им сказали, но потом выяснилось что это обыкновенная дворняга. Тимка, так назвали мы нового члена семьи, стал всеобщим любимцем. Это был замечательный щенок: резвый, веселый, игрун и хулиган. Он обгрыз всю обувь, которую забывали убирать от него, искромсал все углы пододеяльников и выбрал себе место под телевизором, который стоял на ножках, для естественных надобностей. Что я только не делала, чтобы отучить Тимку гадить туда, все было бесполезно, он упрямо делал свое дело в любимом месте.
        Я и сыновья, конечно, баловали Тимку, и он не очень слушался нас, а вот хозяин дома был для него главным, требованиям его он подчинялся сразу. При муже собака никогда не запрыгивала на постель, не таскала со стола куски, не уединялась под телевизором. Дети сделали из большой картонной коробки для Тимки уютный домик, и стоило мужу лишь открыть входную дверь, как этот неслух моментально скрывался в своей конуре, лишь хвост мелькал в проеме.
        Щенок вырос, конечно, до овчарки он не дорос, и все же это была довольно крупная собака, и клыкастая пасть тоже была, но меня это совсем не пугало, а умиляло. Я полюбила Тимку и перестала бояться собак, они уже не вызывали у меня страх. И что, особенно, замечательно, я тоже перестала вызывать у встречающихся собак настороженность, они больше не рычали и не лаяли на меня.


                М И Ш К А

              До нового места работы от автобусной остановки надо было пройти пешком около километра по дороге,  которая шла между берегом Москвы-реки и   заброшенным поселком. Когда тепло и   хорошая погода, то идешь и получаешь заряд энергии на весь рабочий день от синевы водной глади, от деревьев, растущих по берегу, от пения птиц. Но зимой возникают совсем другие чувства, если  идешь одна по плохо освещенной дороге, и тебе навстречу выбегает стая бродячих собак, тут как повезет: либо пробегут мимо, либо окружат тебя. Главное не испугаться, а подождать когда они отстанут и отправятся дальше по своим собачьим делам. 
        Другое дело, когда собака сторожит свою территорию, охраняет свой дом от чужаков. С таким охранником я столкнулась в первый же день своей работы, подойдя к воротам автобазы. Навстречу мне выскочил пес и злобно залаял. Внешне это была овчарка, такая же крупная, только окрас не соответствовал: альбинос с густой белой шерстью и не одного темного пятнышка. Красивый, гордый он преградил мне дорогу, но тут вышел дежурный и отозвал собаку:
- Мишка, замолчи, хватит, это свои.

- Что же мне делать? Это всегда он будет меня так встречать?

- Нет, признает за свою. А Вы его угостите чем-нибудь и тогда подружитесь.

Я вытащила из сумки бутерброд и протянула собаке, но пес не тронулся с места. Тогда я положила еду на дорогу. Мишка медленно, с достоинством подошел к лакомству, понюхал, мгновенно проглотил и уставился на меня своими желтыми глазами, как бы спрашивая: «Еще дашь?». Я рассмеялась и прошла в ворота. С тех пор я всегда приносила ему что-нибудь вкусное, а он стал меня встречать у автобусной остановке, и мы шли вместе до автобазы. Если выбегали из поселка на дорогу другие собаки, то, видя Мишку, тут же исчезали, потому, как чувствовали его силу. Вот такая у нас началась дружба. Меня удивляла его собачья интуиция: если я нечаянно забывала взять для него гостинца, то он не приходил меня встречать. Я проверяла несколько раз, и это всегда подтверждалось, будь-то, пес обладал телепатией.
        Водители и слесаря часто, подсмеиваясь над псом, обзывали собаку Машкой. Я долго не могла понять почему, пока не увидела, как наглый кобель  наскочил на Мишку и  стал делать свое бесстыдство. Меня это просто поразило, и я тогда подумала о том, что не только у людей бывают врожденные отклонения, но и у животных.
         Все изменилось, когда один из водителей привез на базу небольшую собачку. Времена были горбачевские, и поскольку у нас уже есть Мишка, рабочие ей дали кличку – Райка. Она была полной противоположностью моему другу, так как шерсть ее имела  черный окрас, без всяких светлых отметин, да и повадки ее отличались от поведения Мишки. Характер у нее был вредный, она по делу и без дела постоянно лаяла, любила прихватить за штанину брюк, могла и укусить того,  кто  не понравился. Но это не помешало ей приобрести преданного друга – Мишку. Я с интересом наблюдала за тем, как он обхаживал Райку. Облизывал ее, рычал на того, кто осмелился при нем пихнуть ее. Когда в миску клали еду для собак, он не ел до тех пор, пока она, наевшись, не отойдет в сторону. Она, как капризная барыня, принимала от своего друга заботу и верность. Я радовалась, глядя на их такую преданную дружбу, радовалась за Мишу, но у него были и трагические моменты - когда у Райки наступала течка. Сам он, в силу своего физиологического отклонения не приставал к ней, но сражался с другими кабелями жестоко. Однажды я, проходя по территории базы, увидела, что Мишка, с ободранной мордой и надорванным ухом, стоит у входа в беседку, а напротив его три здоровых пса готовых на него напасть. Они рвались в беседку, где под лавкой спряталась Райка. Никогда не забуду этот взгляд Мишки, он так посмотрел на меня, что я сразу поняла: просит помощи. Не долго думая, я схватила палку, и мы, вдвоем я и Мишка, общими усилиями отогнали от Райки ненасытных кавалеров.
        Дружба собак продолжалась несколько лет, а потом, вдруг, Райка исчезла. Она и раньше могла убегать куда-то на пару дней, но всегда возвращалась домой. В этот раз ее не было уже больше двух недель. Мишка сторожил у ворот, ждал Райку, страдал, не   подходил к миске с едой. Он несколько раз выбегал за территорию базы, видимо, искал ее в поселке.  Пес исхудал, бока его ввалились, хвост повис, глаза слезились. Все жалели собаку, но помочь ничем не могли.
        Спустя месяц Мишка тоже пропал. Больше никто его не видел, где он, что с ним осталось тайной.


                Н И Л Ь С

              Однажды, ко мне в кабинет зашел коллега по работе Юрий. Мы давно работали вместе и были  в близких дружественных отношениях. Он пожаловался мне, что не знает, как быть, куда  деть собаку, рассказал, что его жене на работе дали путевку на всю семью на курорт в Сочи.

- Не знаю, кого попросить побыть с собакой. Вот если бы ты согласилась принять ее на три недели. Помнишь, я привозил Нильса на работу и он тебе тогда понравился?

- Да ты что просишь?! Я совсем не знаю, как обращаться с собаками, да еще с такими большими.

- Эрдельтерьер не самая большая собака, есть гораздо больше, да и потом он уже старенький, ты с ним справишься. Я тебя очень прошу, помоги мне, проси что хочешь за это.

- Не надо мне ничего. Ладно. Вот что, ты привези его ко мне домой вечером, и я попробую с ним погулять. Если у меня все получится, и он будет меня слушаться, тогда посмотрим.

- Хорошо, спасибо тебе, спасибо, жди нас вечером.

        Вечером, как было и обещано, ко мне пришел Юрий с Нильсом. Для себя он, видимо, уже решил, что вопрос с передержкой собаки уже закрыт, потому сразу принес с собой собачьи миски,  коврик и пакет с продуктами для пса. Что мне оставалось делать? Я вздохнула, взяла поводок в руки и пошла с Нильсом на прогулку. Зная, что в доме. где я жила у соседей есть собаки, я опасалась, что они будут приставать, облаивать незнакомого пса. Особенно я волновалась из-за одной небольшой скандальной собачки, которая не давали пройти спокойно мимо никому, к каждому прохожему цеплялась. Когда мы вышли из подъезда, то, чего я боялась, произошло, эта собачонка бросилась к нам злобно лая. Нильс даже ухом не повел, а только рыкнул на нее, и случилось чудо: шавка заскулила и тут же убежала, пождав хвост. Мы погуляли, Нильс сделал все свои естественные дела, и вернулись домой, где нас ждал Юрий.
 
- Ну, что ж Юрий, прогулка прошла                нормально, и знаешь, я прониклась уважением к твоему другу, он одним рыком успокоил тут одну невоспитанную собачку.


- Я очень рад, что ты оставляешь Нильса. Вот тебе список как готовить ему еду. Собачий корм для него не годиться, его желудок этот корм не воспринимает. Еще я записал для тебя несколько советов и режим пса, но если что, звони и я буду тоже на связи. Да, вот еще его полотенце, вытирай ему морду после еды, у него всегда остаются крошки на волосах.

        Юрий потрепал Нильса по голове, махнул мне рукой и ушел. Я посмотрела на собаку, а она на меня, как мне показалось с насмешкой, мол, ну и что ты будешь делать дальше? Я постелила на кухне коврик, налила в миску воды. Потом сварила кашу, добавила в нее сырой говяжий фарш и положила приготовленную еду в другую миску. Пес попил, поел и лег на коврик. О том, что бы вытирать ему испачканную морду, я и не помышляла, боялась. Я ушла в комнату и легла в кровать с мыслями, что завтра день отдыха – суббота, и я отосплюсь за всю неделю.
        Я спала и видела какой-то хороший сон, как, вдруг, в мое сновидение ворвался   громкий лай. Я проснулась и увидела огромную клыкастую пасть, которая на меня гавкала. Первая мысль, которая возникла у меня в голове: «Откуда здесь собака?», потом я все вспомнила и, схватив телефон, который был поблизости, стала звонить племяннице, у которой была собака породы ротвейлер:
- Лена, что мне делать?! У меня сейчас большая собака, которую попросили временно подержать, и она на меня лает, и у нее такие страшные зубы…

- Так, прежде всего, успокойся. Она не просто на тебя лает, а дает тебе понять, что пора на прогулку. Ты должна твердым голосом приказать ей молчать, не визгливым истеричным, а спокойным твердым, чтобы она тебя послушалась. Не выказывай страха, если  не дашь псу понять, что здесь ты хозяйка, то намучаешься.

- Нильс, молчать!

Как можно твердо приказала я. Пес замолчал. Маленькая победа меня обрадовала, одевшись, преодолевая страх, я взяла поводок и пристегнула его к ошейнику.
        Постепенно наши отношения друг к другу приняли уважительный, компромиссный характер. Правда, первую неделю Нильс пытался мной командовать, проявлял упрямство, но потом, видимо, понял, что лучше со мной не связываться и снисходительно позволял мне утирать ему пасть, расчесывать шерсть, гулять там, куда я его веду.
        С прогулками проблем не было. Собаки, которые поменьше Нильса, к нам не приставали, и большие, серьезные тоже  не лезли,  для себя я сделала вывод: уважали его старость. Однажды мы зашли во время прогулке на территорию огороженную забором, погуляли и пошли на выход. В проеме забора я увидела овчарку, хозяина которой вблизи не было. Вот тут я испугалась не на шутку, а пес, почувствовав мой страх, взял и перепрыгнул забор. Нильсу было четырнадцать лет, подняться по лестнице на пятый этаж и то было ему трудно, а тут перескочил довольно высокое ограждение, которое я то перелезла с трудом. Так мы избежали встречи с этой безхозной собакой.
        В тот день, когда Юрий должен был забрать у меня собаку, Нильс сидел в прихожей у двери до тех пор, пока не дождался хозяина. Как он узнал, что тот должен приехать именно сегодня? Загадка. Радость их от встречи была взаимной. Мы сидели на диване, и Юрий рассказывал мне о том, как они хорошо отдохнули. Нильс прижался к ногам своего друга и не спускал преданных глаз с него. Мне стало немного обидно:

- Вот, Нильс, пришел твой хозяин, и я больше тебе не нужна. Я так тебя полюбила, справляла все твои прихоти, старалась вкусно покормить…

Нильс, склонив свою лобастую голову на бок, внимательно прослушал мою речь, а потом подошел ко мне и уткнулся мне в колени. Он больше не отошел от меня, пока Юрий не стал собираться уходить. Кто может мне теперь доказать, что собаки не понимают человеческой речи?

                Т О Ш К А

              Прошло уже два года как не стало Тошки. Мне его очень не хватает. Я. иногда, вижу во сне мою собачку, и всегда там он убегает от меня, а я его ищу. Сын привез мне песика породы китайская хохлатая, что бы я заботой о нем  отвлеклась от переживаний о умершем муже. Когда я увидела собачку, то просто испугалась, настолько это было жалкое зрелище: без шерсти, истощенный до того, что все косточки и вены просвечивались сквозь кожу. Он мне показался похожим на ощипанную дохлую курицу:

- Сынок, что это за дохлик? Он же не жилец, посмотри какие у него тусклые глаза…да стоит ли он на ногах?

- Мама, это породистая собачка, они бывают пуховки или голые. Ему восемь месяцев от роду.
- Да, где ты его взял?

- Знакомая моего друга разводит на продажу собак. Она попала в тяжелом состоянии в больницу, а ее муж ударился в запой,  собаки остались без присмотра, и погибли бы все, если бы не соседи. Они раздали, оставшихся в живых собак, по знакомым, а этого никто не взял. Да и я взял, может, напрасно, уж очень он плох.

- Ладно, оставляй, попробую его выходить. Да, какая у него кличка?

- Антонио – написано в паспорте.

- Хорошо, буду звать его Тошкой.

        Тошка прожил у меня более десяти лет. Очень трудно было его выходить, он выжил, но на всю свою жизнь остался с нездоровым желудком и кишечником. От полутора килограмм, он набрал вес до четырех, оброс белой пушистой шерстью, и превратился в красавца.
         Каждая владелица собаки считает, что лучше, умнее, чем ее питомец, нет  ни у кого и ни где. Так и я тоже  думаю, вспоминая своего друга. Мой Тошка был необыкновенно воспитанной собакой. За все время, пока мы были вместе, я раз пять всего слышала, как он лает. Он не будет просто так гавкать, но если надо басовито подаст голос. Однажды облаял соседку, зашедшую без стука ко мне, в незапертую дверь. Другой раз разбудил меня, когда я оставила без присмотра на газу чайник, который залил кипятком огонь. Его не надо было приучать к тому, что дома нельзя гадить. Даже на даче для *серьезных* дел, его приходилось  выводить за забор. Он понимал все мои слова, чувства. Мне казалось, что Тошка даже читает мои мысли. Нам так хорошо было вместе.
      
 


Рецензии
Внимательно прочитал. Очень даже неплохо, а правильнее - хорошо. Всех этих собачек я видел и можно сказать знал, но читая, с каждым предложением делал для себя открытие.Между прочим, когда я работал на строительстве АЗС в Холме, то видел Тимку. Он имел бодрый вид, бегая вдоль изгороди у крайнего дома, и увидев меня начал лаять. Когда я его назвал, он перестал лаять и глядя на меня задумался.Может быть следует продолжить рассказ о нём? Не в коем случае не убирай из страницы это произведение. Толя. 28.04.2018г.

Анатолий Лубичев   28.04.2018 11:21     Заявить о нарушении