5. 5. 2б французское рококо xviiiв. фрагонар, шард
Однако дело рококо развил художник редкостного таланта, фантазии и темперамента Жан Оноре Фрагонар (1732—1806).
Главными достоинствами его живописи были свет и воздух. Будучи пенсионером в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж его темами стали галантные празднества, бытовые картинки, идиллические семейные сцены, исторические и литературные, натюрморты и декоративные полотна.
Но чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно эротические, чувственные сцены в картинах «Счастливые возможности качелей.1768» и «Поцелуй украдкой.1788» демонстрируют реалистическое мастерство Фрагонара, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у «малых голландцев».
Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетельствует и о его полезных уроках у Рембрандта. Неисчерпаемое богатство фантазии, необычайно смелый, какой-то текучий мазок, легкость письма, построенного на нежных, изысканных сочетаниях голубых, розовых, палевых тонов, смелые композиции почти современный по своей лаконичности рисунок — все это делает Фрагонара со всеми его незамысловатыми любовными картинками одним из блестящих художников эпохи.
Утверждение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозначившийся в 60—70-х годах интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии.
В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена (1699—1779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему.
Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой (1727).
Затем художник находит свою тему — это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки «Медный котел.1734». Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровой живописи.
В противовес аристократическим галантным праздникам и пастушеским идиллиям на фоне буколического пейзажа Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта «Женщина, моющая кастрюли», 1736).
С новых позиций выступает художник и в портрете. За несколько лет до смерти он исполняет пастелью автопортрет (1775). Без тени манерности он изображает лицо труженика и творца, которому открыто то, что он видит в человеке.
Свидетельство о публикации №218042201577