Как я училась петь?

Говорят, что талантливыми людьми рождаются. Без ложной скромности про себя могу сказать, что с тех самых пор, с каких себя помню, я только что и делаю, что пою. Родилась я, даже по послевоенным меркам, когда в каждом доме было пять - шесть детей, в очень огромной семье, а если быть точным, то у моего отца Николая Васильевича было пятеро ртов,а у моей мамы Клавдии Григорьевны, тоже овдовевшей во время войны, бегало тоже трое своих ребятишек.
Одним словом, я была девятым ребенком и отец первым заметил мою тягу к музыке и когда я немного подросла, на одном из семейных торжеств мне пообещал купить собственный баян.
Один у нас уже баян был, на котором очень хорошо играл папин сын Александр, который, к сожалению, был инвалидом по зрению , так как был слепым на оба глаза.
Мое детство совпало, скажу без лишнего пафоса, не виданным никогда раньше ростом народного самосознания, которое вылилось прежде всего в подъем русской народной песне и музыкальной культуре.
Если говорить образно, то радиоприемники той поры с бумажными черными репродукторами , напоминавшие внешне картонные абажуры, были своеобразными концертными залами, так как в отличии от нынешних времен , когда с утра до вечера исполняются полублатные шлягеры, тогда по радио можно было услышать и классическую музыку, и оперетту, и эстрадную музыку.
И все это волшебство, как солнечный свет, вливалось в мою юную восторженную душу.
Жили мы тогда в деревне Мухраново, где -то в десяти километрах от районного села Илека, на берегу чудесного озера Пряничное, которое во время разлива реки Урал превращалось в огромное море, так как нельзя было различить противоположного берега.
В озере водилось очень много рыбы и оно было настоящим рыбацким раем для любителей ужения щук и сомов.
То необыкновенное время мне еще запомнилось одним обстоятельством, потому что вокруг меня все пели.
И когда ехали в поле на грузовике - пели, и когда возвращались с работы - пели,
и когда шли из клуба после танцев парни и девушки, то тоже выводили чистыми голосами популярные мелодии.
Я, можно без всякого преувеличения сказать, с самого раннего детства , как в чистой озерной воде, купалась в музыке.
И старалась повторять понравившиеся мне мелодии, сама подбирала простенькие песни на баяне.
Помню, после шестого класса пошла в Илек с единственной целью: купить в книжном магазине самоучитель игры на баяне.
Продавщица , средних лет женщина, очень удивилась, когда я у ней спросила про самоучитель и пообещала мне его через неделю привезти с книжной базы из Оренбурге.
Но мечте моей, хорошо научиться играть на баяне, не суждено было осуществиться, так как Александра вскоре пригласили на постоянную работу в областной центр в Дом слепых, помещение которого находилось неподалеку от Здания Музыкальной Комедии.
Брат уехал и забрал с собой баян. А через год умер мой папа, который во мне души не чаял.
Совсем юной девчонкой любила я ранним утром плавать на озере на лодке, когда над водой, как пуховый платок, сплошной пеленой стелется легкий туман и когда так хорошо мечтается под скрип уключин.
Обычно я переплывала на противоположный берег Пряничного, выпрыгивала из лодки и бродила почти весь день по живописному лесу, который там рос.
Слушала пенье птиц, которые тогда водились там в огромном количестве, старалась им подражать.
Это был какой -то не осознанный порыв души, так я объясняю самой себе то давнишнее состояние.
Почти всегда летние каникулы я проводила у брата Александра, которому, как женатому человеку, имевшему на иждивении маленького ребенка, выделили отдельную комнату в уже упоминаемом Доме слепых и я была ему, и его жене, неплохой помощницей.
Разумеется, я как всегда много пела и однажды меня услышал один из работников Музыкальной Комедии, который не поленился подняться на второй этаж и заглянуть к нам в комнату.
Я тогда боялась незнакомцев и не нашла ничего лучшего, когда гость постучался в комнату, шмыгнуть под кровать. Притихла, как мышка, и слушаю разговор брата Александра и незнакомца.
- Кто у Вас так чудесно поет? - спросил незнакомец у брата.
- Да младшая сестра в гости приехала, от нечего делать балуется, - ответил мой брат Александр гостю.
-Да у вашей сестры прирожденный талант певицы, - стал говорить брату незнакомец. - Ей обязательно надо учиться вокальному мастерству.
- Пустое все это , - решительно сказал брат, -Сыт песнями не будешь.
-А Вы все - таки подумайте, - сказал незнакомец.- Если решите, милости просим ,звоните по этому телефону. И попрощавшись, удалился из комнаты.
Я со слезами на глазах выбралась из своего убежища и кинулась к брату, чтобы он похлопотал о моей учебе на певицу, но брат был тверд, как скала, и на все свои мольбы я слышала категоричное : - Нет!
Конечно, многие годы мой голос украшает художественную самодеятельность,
но мой талант мог бы раскрыться еще глубже, если бы я училась искусству пенья.
Не могу не рассказать об одной памятной встрече, которая состоялась во время юбилейного вечера у моей племянницы Валентины Игумновой , на который я была приглашена в качестве близкой родственницы.
Моя племянница человек чрезвычайно общительный и пригласила гостей из Оренбурга, которые с минуту на минуту должны были подъехать.
Опоздавших решили не ждать и племянница всех собравшихся пригласила за стол .
Где - то после третьей рюмки гости стали петь песни, запела и я.
И вот в разгар этого веселья в просторный дом Валентины вваливается компания гостей из Оренбурга и один очень солидный мужчина говорит:
- А я уже слышал этот голос?
Позднее выяснилось, что он подрабатывал в Музыкальной Комедии и однажды, шагая по улице, он услышал мой звонкий, как утренняя заря, голос.
-Я все время думал, - рассказывал он , - чтобы слепая девочка не выпала из окна. А Вы оказывается зрячая и довольно симпатичная! Я этого не знал, а то бы еще раз зашел и уговорил Вашего брата, чтобы отдал Вас учиться в музыкальную школу.

В одной книге я недавно прочитала такую мысль, суть которой заключена в том, чтобы на гранитных плитах усопших писали не о том ,кем они были при жизни, а о том, кем они могли стать.
По моему, очень справедливая мысль!

Рассказ записан со слов Веры Колесниковой

На снимке: Вера Николаевна Колесникова


Рецензии