Искусственный интеллект - это опасно!?

               

        Мысль о том, что искусственный интеллект может быть опасней ядерного оружия, была высказана нашим президентом В.В.Путиным . Прикоснувшиеся к такой форме интеллекта воины не ощущают боли, страха, не испытывают  жалости ...
    Из-за чего бы ни развязывались войны, - из-за религиозных  или экономических разногласий, - все они  неизменно будут священными   войнами , пока их ведут люди,  полагающие, что истина известна им одним.
     «Худшие враги человека не пожелали бы ему тех бед, которые могут принести ему собственные мысли»  Еврейская пословица

                ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ

     Жил в далёкой Финикии могучий царь Агенор. Было у него трое молодых сыновей и красавица дочь, Европа. Случилось однажды, что царевна с подругами играла на приморском лугу. Время было весеннее, весь луг пестрел от всевозможных цветов. Вдруг видят девушки: к ним подходит бык – белый, красивый. Они сначала перпугались: а ну забодает! Но он и не думал бодаться  - смотрел на них ласково, вилял  хвостом и то и дело приседал.
   - Смотрите , -сказала одна, - он как будто  приглашает нас  сесть на него и прокатиться.
   - А почему бы и не сесть? – ответила Европа.
  - Ну чтож, садись, коль ты смела!
    Жутко стало царевне, но и отлынивать  было стыдно – села и ухватилась за рога. А быку, видно, этого и хотелось – он понёс её по берегу, да так тихо и бережно,  что у неё весь страх прошёл. Несёт он её туда, сюда, то вперёд  то назад  и при этом незаметно всё ближе к морю, смеются девушки,  смеётся и царевна. И вдруг бык как бросится с нею в море – вскрикнула она, вскрикнули девушки, да было поздно: он плывёт, она прижимается к нему, чтобы не упасть, и все кричит, кричат. Но помочь ей уже никто не мог. Смотрели девушки, плача, пока пока он не исчез среди волн, а потом, убитые горем, вернулись во дворец.
   Царь, узнав о похищении дочери, призвал к себе старшего сына Кадма и сказал ему:
   - Возьми корабль и товарищей и поезжай за море отыскивать сестру, найдёшь – останешься моим наследником, а без сестры не возвращайся, не будет тебе в Финикии ни царства, ни житья!
    Кадм набрал себе спутников, таких же юных, как он сам, сел на корабль и отправился странствоввать по белу свету. Плывёт  он  вдоль Сирии, Малой Азии, меж островов Архипелага, везде спрашивает про сестру – и всё напрасно. Высадился, наконец, в Греции. Тут ему говорят:
   - Есть в середине нашей страны высокая гора, имя ей – Парнас. В горе со стороны моря глубокая  расселина, живёт  в ней вещий исполин – змей Пифон. И расселина, и змей принадлежат  самой великой Матери-Земле. Подойди к расселине, не бойся змея, спроси громко, где твоя сестра. Если тебе суждено это узнать , то здесь и узнаешь.
   Царевич так и поступил, но вместо ответа о сестре он услышал следущее:
   - Как встретишься с коровой, иди за ней, где она ляжет, там и оставайся.
   Оглянулся  Кадм, а корова уже тут, словно ждала его. Пошёл он за ней спутники за ним. Идут долго, наконец корова легла. « Что же,- думает Кадм, домой  мне всёравно возврата нет. Пропадай мой корабль, пропадай и царство. И впрямь останусь здесь. Страна хорошая, плодородная, а вот и холм, где можно укрепиться». И говорит он товарищам, что им предстоит оставаться здесь, и посылает  часть из них за питьевой водой.
    Идут юноши, смотрят кругом, где бы найти чистой проточной воды, - а в знойной Греции это редкость. Вдруг видят – глубокая пещера,  из неё течёт хорошая ключевая вода.  Но они не знали, что в пещере жил  чудовищный, огромный змей, едва подошли они, как он прянул, кого проглотил, кого огнём опалил, кого хвостом зашиб – ни одного не оставил живым.
   Ждёт Кадм, ждёт – посылает ещё часть своих спутников. Не вернулись  и эти. Посылает последних.  Но и они пропали. И решился  Кадм отправиться сам , но уже не за водой, а за товарищами. Идёт он  в том же напрвлении, слышит: кто-то зовёт его по имени. Что за диво? Смотрит – под деревом  девушка сидит. Верно, думает,  местная нимфа. Подымает  приветственно правую руку.
   - Будь милостива, - говорит. – Зачем  зовёшь меня?  А была это не нимфа, а сама Афина-Паллада, любимая дочь Зевса, высшего бога, владыки Небес. Призвав царевича, она сказала ему и про судьбу его товарищей, и про то, что ему надлежит сделать, и он решил во всём её послушаться.
   Змей тотчас, почуяв новую добычу, выполз из пещеры. Но она ему не досталась: Кадм был и могуч, и вооружен, и, кроме того, предупреждён, как вести себя. Он сразился со змеем и нанёс ему  своим копьём смертельную рану – змей, извиваясь, пополз обратно в свою пещеру. Последовал за ним туда и Кадм. Жутко там было: вздохи змея раздавались из глубины, лязгали зубы в пасти чудовища.  Но Кадм в точни исполнил приказание богини:  не обращая пока внимание ни на то, ни на другое и даже не поглядев, что сверкает под пастью, он прежде  всего  выломал из неё зубы и вернулся  под открытое небо. Облюбовав подходящую лужайку, он провёл своим копьём две – три борозды по мягкой почве и опустил в  них выломанные зубы.  Вскоре почва стала пухнуть, вздуваться – и медленно, медленно из образованных бугров поднимались воины, грозные, закованные в медные доспехи. Достигши ногами поверхности,начали они  удивлённо озираться кругом, пока не заметили Кадма, внимательно следившего за всем происходящим. Заметив его, они все, как один, кинулись на него, но Кадм, ждавший этой минуты, ловко бросил в середину толпы заранее припасённый тяжёлый камень.    Камень угодил в голову одному из воинов. Тот,думая, что получил удар соседа, уложил его ударом меча. За убитого вступился третий, и началась общая свалка – о Кадме забыли. Один падал от руки другого , под конец их осталось пять. Им Кадм крикнул:
   - Чем драться друг с другом, будем друзьями. Мне Мать-Земля  велела остановиться здесь. Вы сыны Матери-Земли, помогите мне!
   - Воины согласились, дали друг другу руки и решили созвать жителей ближайших мест и основать город на холме...
   Его товарищи женились почти все на местных нимфах и тоже стали отцами  семей ств, их потомков звали «спартами», что значит «посеянные».
(Подобную методику по взращиванию людей- воинов использовал вождь аргонавтов – Язон, обученный волшебницей Медеей.).
        В этом же «путешествии» произошла встреча с роботом великаном Талосом.

                ВЕЛИКАН ТАЛОС

  Снова «Арго» бежал по лазурному морю, и когда на заре аргонавты увидели остров, они сразу узнали Крит. Надо было зайти и набрать на дорогу пресной воды, запасы которой  иссякли. Но причалить к острову оказалось не так-то легко.
   На острове Крит правил в то время Минос – царь не менее жадный и злой, чем Ээт.
   За долгую жизнь Минос накопил несчётные груды сокровищ. Он дрожал над ними, как скряга и вечно боялся, , что его обворует чужестранец. Но особенно подозрительным сделался он недавно, после того как придворный зодчий Дедал улетел от царя вместе с сыном Икаром  на искусно сделанных крыльях. Не доверяя никому,  Минос запретил чужеземцам подходить к берегам благодатного Крита и, чтобы никто не нарушил запрета, поставил сторожа на берегу, великана Талоса.
   Талос был не прстой великан. Он был выкован из меди Гефестом- искасником, богом огня. Но Гефест вдохнул в его жесткое тело живую  душу, и гигант ел и пил, слышал, видел и говорил как другие люди. День и ночь шагал он по Криту на медных ногах, сотрясая весь остров, и швырял обломками скал в корабли, проходившие мимо Крита.   
Как только «Арго» проиблизился к острову, великан  появился из-за горы и закричал медным голосом, чтобы пловцы убирались подальше. Для подкрепления своих слов он швырнул в их корабль увесистую скалу.  Плоская глыба звучно хлопнула по воде и, подскакивая, как ловко пущенный камень, перепрыгнул через  «Арго».  Потом она потонула в волнах. А гигант кривлялся  и хохотал, ужасно довольный своим искусством.
   Несмотря  на такою угрозу, аргонавты не повернули назад, по-прежнему  плыли к бегегу.
   - Не бросай в нас камнями! – кричали рни. –Мы  нуждаемся в пресной воде. По закону гостеприимства ты не смеешь нам отказать.
   Но Талос и знать не хотел о законах гостеприимства. Одна за другой , раскачивая, кидал он глыбы, и Тифий едва успевал увёртываться от них.
   - Придётся уйти без воды, - заворчали всегда недовольные Бореады.- И тут несчастье праеследует нас...
    Но Медея, заранее знавшая, чем закончится речь Бореадов, не дала им договорить до конца.
    -Постой, сказала она, -дайте мне бронзовый щит и вина. Я придумала, как усмирить великана. Я придумала, как усмирить великана.
    Язон принёс  свой щит, а Дискоуры разрезали кожанный мех с вином, подарок Атланта, и вылили в перевёрнутый щит, как в огромную чашу.  Медея же подмешала в вино травы, которые собирала на маленьком островке в день убийства Апсирта, и, став на носу корабля, закричала
   - Не сердись на нас, добрый  Талос! Мы хотели угостить тебя нектаром, сладким напитков богов. Тот, кто вкусит священного нектара, станет бессмертного, как боги. А в обмен за бессмертье  ты дашь нам немного воды.
    Глуповатый Талос подумал,  что стать бессмертным не так плохо. Он  перестал швырять камнями и побрёл по колено в воде навстречу гостям за обещанным угощением.   Огромным глотком осушил  он весь щит Язона и, причмокнув от удовольствия, облизал свои медные  губы.
- Дай щё,   попросил он  Медею.
   -Нет , сказала Медея, - если ты выпьешь ещё хоть глоток, то сейчас же умрёшь. Буть доволен, что стал бессмертным, и принеси нам воды.
    Талос скорчил хитрую рожу и засмеялся.
   - Разве я обещал принести вам воды? – отвечал он, смеясь. – Уходите-ка подобру-поздорову, или я запущу в вас вот этой горой.
  - О как ты  хитёр и коварен! – сказала Медея. А мы-то надеялись, что ты добрый и справедливый и справедливый гигант.
   - И ошиблись , - ответил Талос, улыбаясь до самых  ушей.- Я ужасно хитёр и коварен.  Хитрее меня  нет никого на земле.
   И он зашагал к берегу, распевая хвалебную песню о хитрости и уме бессмертного Талоса. Но не успел ещё медный хвастун выйти на берег, колени его  подогнулись, а веки закрылись. Он ткнулся в песок и захрапел на весь отров.
   - К берегу! – закричала Медея. – Убейте его, покуда он спит.
   - Как это сделать? Спросил Теламон . – Ведь медную шею  не перерубишь мечём.
   - Убить не просто, - ответил мудрый Орфей, который знал все на свете. – У Талоса в теле одна только одна медная трубка, по которой течёт волшебная кровь, как по жиле. Эту жилу Гефест заткнул золотым гвоздём.  Если вытащить гвоздь, кровь прольётся на землю и криврдушный гигант умрёт.
     Не дослушав Орфея, Язон прыгнул в светлые волны, быстро  доплыл до берега, вытащил гвоздь из темени  великана и жидкая лава, вместо живой человеческой крови, потекла из отверстия в море. Вода закипела, над морем поднялся пар, а медный  гигант превратился в огромную медную гору, очень похожую на лежащего человека. Аргонавты же набрали  воды и ушли от острова Крит.
                ПАНДОРА

   (греч.  Pandora, буквально – «всем одарённая»), в греческой  мифологии  женщина, созданная Гефестом по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов.. Пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме мужа сосуд, наполненный бедствиями,  Пандора, несмотря на запрет, открыла его , и  все бедствия и пороки людей распространились по земле.

        ТЕРРАКОТАВАЯ  АРМИЯ – МЕСТО. ПОКРЫТОЕ ЗАГАДКАМИ И ТАЙНАМИ

  В нашем  современном мире можно выделить три  столицы, которые известны  своими древностями – это Афины, Рим и Сиань. Именно в Сиане была создана целая целая армия для того, чтобы охранять гробницу императора Шихуанди. Неподвижные солдаты охраняют гробницу и по сегодняшний день, несмотря на то , что прошло уже более двух тысяч лет. У каждой фигуры своё выражение лица. Все солдаты отличаются друг от друга и выглядят очень реалистично.
     Терракотовая армия – это захоронение полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и лошадей в Сиане. Обнаружено  было 8099 разнообоазных фигур в 1974 году. Приблизительный вес воина -135 килограммов, лошади – 200 килограммов.
   Родился Цинь Шихуанди ( настоящее имя Ин Чжен) в 259 году до нашей эры. В 13 лет он уже занимал место  правителя в одном из феодальных царств Китая.  Императору Шихуанди понадобилось 17 лет, чтобы завоевать все китайские царства. Он объединил все царства в одно могущественное государство, столицей которого сделал город Сиань.
   Позже, Цинь Шихуанди решил увековечить себя в истории. Он изменил титул «Сына неба» на титул «Первого Императора объединённого государства». Ин Чжен был очень разносторонней личностью. Именно он приказал начать строительство Великой Китайской стены. При нём  были стандартизованы меры объёма, веса и даже письменность. Император был и велик, и жесток, и самолюбив. Вероятно именно поэтому Цинь Шихауанди решил создать терракотовую армию.
   Ин Чжен очень боялся смерти.  Он планировал управлять  Поднебесной не одно тысячелетие Он снарядил большое количество  экспедиций, которые пытались найти для  императора элексир  бессмертия.
   Великий  император отчаянно верил, что сможет править Поднебесной  даже из потустороннего мира. Именно для этого была создана Терракотовая армия. Цинь шихуанди хотел, чтобы после его смерти с ним ушли в мир иной глиняные истуканы. Как гласит китайская легенда, в глиняных истуканов должны переселиться души  императорских солдат.
   Стоит отметить, что сразу после вступления на престол, новоиспечённый император Китая приказал  начать стрительство  гробницы. Именно для того, чтобы удовлетворить потребности и обезопасить императора в загробном мире, были созданы терракотовые воины.
   Цинь Шихуанди хотел взять с собой 4000 лучших воинов из действующей армии. Но советникам удалось переубедить императора. Именно поэтому было принято решение сделаать глиняных воинов натуральную величину.
   Терракотовая армия, которая получила название по материалу, из которого были сделаны статуи, была случайно обнаружена  китайскими крестьянами в марте 1974 года. Когда крестьяне выкапывали колодец, они наткнулись на солдатские головы, которые росли  прямо из земли , а при  дальнейших раскопках, эти головы оказались целыми человеческими фигурами.  Ни один из воинов  терракотовой армии не похож один на другого.
   В подземных ямах лежали стрелки из арбалетов, лучники, кавалеристы, колесницы  с лошадьми. Все эти фигуры были  выстроены в порядке полной готовности. Кто-то из солдат держит меч, кто-то натягивает тетиву арбалета.
   Как уже говорилось, каждая фигура имеет  не только своё выражение лица и положение тела,  но и разный рост (1,6 – 1,7 метра). Даже причёски солдат отличаются друг т друга.
    Как гласят летописи, тело Циня Шихуанди поместили в бронзовый  саркофаг, который опустили в гробницу. Вместе с несметными богатсствами в гробницу  попали 17 сыновей, 3000 наложниц и сотни слуг. Сама гробница представляет собой миниатюру Поднебесной того времени. На месте захоронений был построен павильон, который защищает  Терракотовую армию от повреждений. Каждый желающий со всего мира может взглянуть на войско императора. В одной из ям организован музей, в котором находятся различные статуи. В этом музее показывают  видио записи раскопок. Именно там находятся бронзовые колесницы. В 1980 году были обнаружины последние колесницы, которые представляют собой  именно те транспортные средства которыми пользовался Цинь Шихуади.
   Проблема заключается в том что гробница Цинь Шихуанди  до сих пор не обнаружина. Проверить достоверность  летописей  невозможно. Ходят слухи, что всех рабочих, которые строили гробницу, заживо погребли вместе с императором. Некоторые учёные считают, что гробница  императора должна находиться недалеко от места раскопок. Другие полагают, что 8000 статуй – это всего лишь маленькая часть огромной армии, которую  ещё предстоит откопать. Никто не знает, где именно находится гробница Цинь Шихуанди, но все точно уверены, что он был великим императором Поднебесной.
    Раскопки 2000 – 2001 года не осталтсь без очередной сенсации. Рядом с армией была обнаружена огромная шахта, в которой  находятся фигуры чиновников Циньской  династии.
   В 1987 году Терракотовая армия была заанесена  ЮНЕСКО в список  мирового наследия, евреев, снованаряду с Великой Китайской стеной.
   Находка в Сиане имеет  огромное историческое значение не только для Китая, но и для всего мира. Благодаря Терракотовой армии мы узнали о том, как снаряжалась  древнекитайская армия.
   По сегодняшний день остаётся много загадок. Никто не может  открыть нам всех секретов Терракотовой армии. Нам остаётся  только надеяться на чудо и верить, что всё-таки мы узнаем, где захоронен великий император Поднебесной 

                ПРАЖСКИЙ ГОЛЕМ

             Как был создан  Голем
   Дело было в 1580 году. Один священнослужитель по имени Тадеуш , фанатический  противник  евреев , снова пытался  превратить покой и согласие в распри и раздор и вызвать новые суеверные обвинения.
   Рабби Лев узнал об этом вовремя и во сне задал небу вопрос, , какими средствами начать ему борьбу  со злым врагом.
   Он получил следующий разложенный по алфовиту ответ:
   «Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim TorfeJisrrael»
   «Сотвори Голема из глины и уничтожи пошлую чернь, пожирающие евреев» 
   Рабби Лев истолковал сочетание слов так, что он может  при помощи  открытого ему небом числа букв создать создать из глины живое существо.
   Он велел  привести своего зятя Ицхака бен Симсона и его ученика,  левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну, как может быть создан Голем : «Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак – стихия огонь, ты, Якоб – вода, я сам – воздух, мы вместе  создадим из четвёртой стихии – земли, Голема». Он научил их до подробностей тому, как нужно сперва освятится и очиститься, чтобы подготовиться к великому делу сотворения искуственного человека.
В установленный день  все трое направились после полуночи в микве ( ритуальную баню) , где на этот раз окунулись с особенной набожностью, потом пошли молча домой, где прочитали хазот, полуночную молитву за Иерусалим и принадлежащие к ней псалмы. В конце концов они нправились за город к берегу Влтавы. Там они нашли глину с сразу взялись за работу.
   При свете факела и под чтение псалмов работа проходила в лихорадочной спешке. Они вылепили из глины фигуру мужчины со всеми конечностями длиной  в три локтя. Голем лежал лицом вверх.
   Потом мужчины стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо.
   Он лежал без движения, словно мертвец.
   Тут рабби Лев приказал  священнику  Ицхаку семь раз обойти вокруг  глиняного тела справа налево, доверив ему зируфиим, фразу, которую тот должен  при этом произнести. Когда так случилось, глиняное тело стало огненно –красным.
   Рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево точно столько же раз, сообщив и ему определённый для его стихии цируфим. Когда тот завершил своё задание, огненно-красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода: из кожи пробились волосы, а на пальцах – ногти.
    Тут рабби Лев сам обошёл глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
   И вот благодаря трём стихиям: огню, воде и воздуху, четвёртая стихия – земля, четвёртая стихия – земля, ожила. Голем, открыв глаза, озирался, будто в изумлении.
   Рабби Лев сказал ему: «Вставай на ноги!» И он встал.
   Потом на него наделили одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доствало. Но это оказалось позже выгодой.
   На рассвете все четверо пошли домой.
   По пути рабби Лев сказал Голему: «Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача – защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты Йозеф, должен слушаться моих приказов, када и когда бы тебя ни послал, в огонь и воду, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши  и если я тебя пошлю на дно моря».
   Йозеф кивнул головой в знак согласия.
   Дома рабби Лев сказал, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало жалко , он принял его в слуги раввината.
   Однако дома он воспретил, чтобы Голем использовался для личных нужд.

                УПАВШАЯ ТОРА

     Случилось, что в день примирения  в Старой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил тору ( Тора: в сущности «учение» Библия , позже общая книга еврейского религиозного учения.), кладя её в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины ужас, так как такой случай считался с незапамятных  времён дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим  на следующий день поститьсч. В понедельник он спросил во сне , какой грех  является  причиной дурного случая. Однако он не получил ясного ответа, а только лишь отдельные буквы, которых он никак не мог понять. Поэтому он написал их на бумагу и дал Голему, поручив ему найти из них ответ.
    Посмотрев полоску бумаги Голем сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из торы. Буквы, показанные Рабби Леву, были сокращением заповеди «не желай жены ближнего твоего».
   Рабби Лев теперь знал, что уронивший тору мужчину был во внебрачной связи, поэтому тора и выскользнула у него из рук. Он позвал мужчину и рассказал ему доверительно о слове из  сна. Тот, плача, признался в своём грехе и просил раввина поручить  ему покаяние. Но Рабби Лев пошёл ещё дальше, расторгнув по законам  Моисея брак неверной женщины и её мужа

                ГОЛЕМ ПРИХОДИТ В ЯРОСТЬ.

    Рабби Лев ввёл обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план, потому что в саббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в саббат ничего другого, кроме как стоять  на посту и быть осторожным.
    Однажды рабби Лев забыл дать в пятницу после обеда Голему его дневной план. И вот Голем остался без занятия.
    Едва день подошёл к исходу, и все готовились  к саббату, Голем  стал бегать, будто бешенный, по еврейскому городу, желая всё уничтожить. Факт, что у него нет никакого занятия, его так же напугал, как и взбесил. Увидев это, люди убегали с криком : «Йозеф Голем сошёл с ума!»
    Возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, всё-таки закричал в пустоту: «Йозеф, остановись!»
   И тут люди увидели, что Голем остановился как вкопаный, преодолев силу своей дикости.
   Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подлшёл к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать» И Голем послушался его, как дитя.
   Затем Рабби Лев вернулся в молитвенный дом и приказал спеть ещё раз песню для саббата. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл доть Голему его дневной план, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

                УНИЧТОЖЕНИЕ ГОЛЕМА

        Когда прошло много времени, и общине больше не грозила злостная клевета, рабби Лев позвал к себе своего зятя Ицхака, левия и ученика Якоба, которые содействовали при сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы уничтожим его».
    Дело было в начале 1593 г. Рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а пернёс свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. Всё происходило тайно, так как была полночь.
   В два часа к рабби Леву пришли его зять и левий Якоб, и он спросил их, может ли мёртвый, каким является Голем, представлять собой, как другие мёртвые, предмет загрязнения. Это был очень важный ввопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Тогда, все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем.
   Мужчины приступили к уничтожению Голема. Они сделали всё противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, напротив его головы, то сейчас они они стали к его голове. Слова из Книги Бытия также читались нааоборот. После этого Голем снова стал глыбой, как до своего оживления. Рабби Лев потом позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями  и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.
   Утром на еврейских улицах узнали , что Йозеф Голем ночью исчез из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги. Остатки книг и других священных предметов не могли там больше храниться.

      Материалы подготовил Е.Дмитриевский            


Рецензии