Злые мысли

               
 
Недавно я прочитал  хорошую прозу Алексея Варламова: «Мысленный волк». Название романа взято из строки  молитвы: «От мысленного волка звероуловлен буду». Бродят по сознаниям людей злые мысли-волки, застревают у некоторых надолго, у других изгоняются: у кого молитвой, а у кого смехом.

Тема злых мыслей или чёрного дна сознания для меня не досужее рассуждение, а жизненная реальность осознания своих поступков, своих сомнений, своего существования. Предыдущей фразой я разделил два источника злых мыслей: приблудные мысли-волки, как-то забежавшие на территорию моего гуманного сознания или глубоко запрятанные в моём сознании звериные инстинкты, доставшиеся мне от исходного материала для «homo sapiens».

 В прикладном, практическом плане важно как не допустить «злые мысли» до воплощения. Я сначала использую возмущение, неприятие их, но лучше посмеяться над ними, над собой. Но это всё лежит на поверхности сознания, а если есть недоступные осознанию механизмы реализации злых мыслей, которые мы или не замечаем, а по результату  даже одобряем. Поэтому я должен рассказать  о двух случаях, свидетелем или участником которых был.

Летом мы с женой на полгода уезжаем на дачу. В Москву наезжаем по случаю, за пенсией или за лекарствами. В один такой приезд я обнаружил в нашей спальне на потолке, на стене и паркете следы протечки горячей воды. Горячая вода протекла с верхней квартиры по щели между потолком и наружной стеной дома. От горячей воды потолок желтеет, обои отлетают, паркетная доска сбрасывает дубовые пластины. Причину я выяснил: соседи в квартире над нами поменяли батареи отопления, и при ежегодной контрольной проверке  системы  из нового соединения потекла горячая вода.

Квартиру, в которой произошла протечка, мне открыли старожилы: дед и старуха, молодые хозяева были на работе. Дед посочувствовал нам, старая хозяйка даже намекнула, что они постараются нам помочь в ремонте. Через неделю в Москву приехала жена и тем же вечером поднялась в квартиру, расположенную над нами. Её встретил сын старых хозяев. Когда жена рассказала соседу о наших неприятностях в связи протечкой, он ответил, что никаких протечек не было и никакой халявы она у  него  не получит. А потом, просто выгнал её из квартиры. Моя жена прожила в этом доме сорок лет и такого хамства от соседей никак не ожидала.

Сгоряча мы решили судиться с соседями и даже навели справки о наших правах на компенсацию. Но как-то  быстро отошли от сутяжной  идеи,  сделали ремонт и успокоились.

Когда осенью мы вернулись в Москву, молодой сосед, встретив в лифте мою жену,  поинтересовался, как у неё  дела с головкой, не пора ли ей в сумасшедший  дом. При повторной встрече в подъезде он повторил своё выступление с некоторыми нюансами. Похоже, он готовил загодя свои  выступления. Когда он встретил меня, то демонстративно отвернулся.

Я рассмотрел его. Роста среднего, фигура плотная, с намечающимся пивным животом, шея толстая, короткая, голова бритая, глаза мелкие, лицо невыразительное. Это тип людей, которые косят под «крутого». Как правило, такая публика  работает охранниками в магазинах или в частной фирме. Судя по обстановке в их квартире он не преуспел в жизни, но явно считал себя достойным большего.

Мы перестали обращать на него внимание, и он для нас  как бы исчез.

Уже ближе к зиме ответственная по подъезду соседка  рассказала  нам, что наш сосед устроил в магазине под  драку, его соперник выстрелил в него из пневматического пистолета и выбил глаз. Похоже, наш «крутой» нарвался на настоящего крутого.

Это известие нас не порадовало, а даже огорчило. Стать калекой, лишиться работы – это  катастрофа. Мы заметили,  что он часто в дневное время курит  на балконе, расположенном над нашим балконом. Бычки с плевком летели вниз.  Дым, по каким-то непонятным законам физики попадал в нашу форточку, его плевки иногда попадали на остеклённые окна нашего балкона. Нас он демонстративно игнорировал при встрече в лифте или во дворе, мы ему отвечали тем же.

 Прошёл ещё год и, когда мы вновь вернулись с дачи, узнали, что сосед сверху умер от инфаркта. Эту новость мы восприняли как трагедию для его жены, дочери и родителей. И, конечно, никак не связывали с нашими взаимными  отношениями. Таким  наказанием за мелкое хамство и невыполненный косметический ремонт в спальне торжеством  справедливости назвать никак нельзя. Но в моей памяти всплыла одна далёкая от нашего времени трагическая история.

Вернусь в мои школьные годы. Первые дни нового, последнего учебного года. В параллельный, десятый  класс зачислили  новенького. Мой школьный приятель, который учился в этом классе,  быстро познакомился с Борисом, так звали новенького. Он рассказал мне, что  Борис занимается  классической борьбой, получил высокий    спортивный  разряд.

Я встретился с Борисом на большой перемене. Он стоял рядом  с моим приятелем у окна. Когда я подошёл к ним, то понял, что разговор был обо мне. Борис насмешливо посмотрел на меня и достаточно громко, чтобы и я услышал, спросил у моего товарища, что он нашёл хорошего в этом задроченном хиляке.

Эта незаслуженная  фраза буквально ударила меня. Я сделал вид, что ничего  не слышал. Почему он, не зная меня, оскорбительно отзывается обо мне?  Уж хиляком-то я не был. На районном кроссе пришёл к финишу вторым, меня брали в перспективную четверку загребным.

Медленно, не останавливаясь, я прошёл дальше по коридору. В тот день со своим товарищем не встречался.

Это была суббота, а во вторник мы узнаём, что на тренировке Борис неудачно провёл приём «бросок в падении» и сломал себе шейный позвонок. Через пару дней мы, оба десятых класса, провожали Бориса на Даниловском кладбище.  Мой приятель никогда не вспоминал Бориса, и я никогда о нём не спрашивал.

И вот спустя много лет я связал эти два события. Может быть, я был не просто свидетелем двух трагедий. Может быть, я как-то повлиял на эти истории. Может быть, где-то в глубине сознания таятся злые силы – умственные волки, которые могут влиять на жизненные ситуации. Кто успокоит меня, кто подскажет мне, что нужно  покаяться в этих неведомых моему сознанию преступлениях? Или всё это ложная тревога, никакого отношения ко мне не имеющая? Просто совпадения…   


Рецензии