5. 2г французское рококо xviiiв. фальконе, гудон

5.2г Французское Рококо XVIIIв. Фальконе, Гудон

Несколько слов о скульптуре того времени. 

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба такого блестящего мастера, каким был Этьен Морис Фальконе (1716—1791), если бы он не был приглашен в 1765 году в Россию, где обрел и нужную ему идею, и привлекавшего его героя и, проявив талант монументалиста, создал в «Медном всаднике» истинное произведение эпохи.

Фальконе отдал большую дань рокайльной (рококо) скульптуре, создавая модели для бисквита и фарфора, а с 1757 года работая начальником скульптурной мастерской на Севрской мануфактуре (первая Королевская мануфактура французского фарфора была открыта еще в 1740 в Венсенне и в 1756 она была переведена в Севр). Но и до отъезда Фальконе в Россию совершенно очевидно уже намечались в его творчестве новые черты, предвещающие классицизм.

 Младший современник Фальконе — Жан Антуан Гудон (1741 — 1828), истинный историограф французского общества накануне революции, передал в своей портретной галерее духовную атмосферу эпохи.

Среди портретов ученых, философов, людей искусства, женских образов, среди всех портретных фигур и бюстов заслуженно выделяется статуя сидящего Вольтера (1781).

Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело (в отличии от Родена, который первоначально выставил своего Бальзака голым). Но он не поступился правдой и изобразил лицо старика с ввалившимися щеками, проваленным ртом. Однако в этом лице так напряженно живет неугасающий насмешливый ум великого скептика, что в целом произведение превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.
 
Но новые черты, и искусству XVIII века предстоит развиваться уже в другом направлении. Великая Французская Революция конца XVIII века (июль 1789 - август 1792) со своими идеями «свободы, равенства и братства» сильно изменила жизнь Парижского Салона: с 1791 года там могли выставляться не только академики, а все художники, отобранные специальным жюри. Следует однако сказать, что жюри было ориентировано на вкусы художественных академий и отрицательно относилось к любому нарушению традиций.

Реализм — эстетическая позиция следующего века во Франции, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности.


Рецензии