Диагностика

 

ДИАГНОСТИКА
     Неожиданно из моторного отсека нашего семейного  «Москвича -2140» стал доноситься металлический стук.  На больших оборотах его не было, а на холостом ходу он появлялся и жил своей жизнью.  Опытные автомобилисты знают, что хороший звук всегда выходит наружу. Не ожидая, что звук выберется наружу сам, я начал поиски причин его вызывающие. Следствие длилось почти неделю, причина была установлена и устранена, после чего об инциденте было забыто.

     И вот однажды на работе подходит ко мне коллега Геннадий Алексеевич и говорит: «Мне сказали, что ты специалист по Москвичам». Геннадий Алексеевич, что Вы хотите? Ты знаешь, у Москвича  моего  приятеля что-то застучало под капотом. Мы вчера целый день искали причину стука, но ничего не нашли. Не знаешь, что там может стучать? И нельзя ли ему подъехать на диагностику? Я дал добро.

     Примерно через неделю заходит ко мне в кабинет Геннадий Алексеевич и говорит: «Товарищ на москвиче приехал и ждет меня на стоянке». Понимая, что искать стук в чужой машине дело неблагодарное, а может быть и безнадежное, говорю: « Идите к машине я сейчас подойду. Смотрю из окна и вижу, как Геннадий Алексеевич подошел к москвичу. Открываю окно и кричу (кабинет находился на четвертом этаже): «Откройте капот и заводите!»  Удивительно, но просьбе подчинились, открыли капот и запустили двигатель.  Командую с четвертого этажа: «Заводи! Газуй! Глуши»!  И так несколько раз.

     Потом озвучиваю диагноз.   Так слушайте сюда!  В момент запуска двигателя левая подушка крепления двигателя работает на сжатие, правая, на растяжение. Скорее всего, правая подушка крепления двигателя разрушилась, двигатель опустился и при неустойчивой работе на холостом ходу выпускным коллектором постукивает о шток амортизатора.                Владелец Москвича запустил двигатель и две головы нырнули под капот. Секунд через двадцать хозяин машины почесал затылок, закрыл капот сел за руль и уехал.

     Геннадий Алексеевич поднялся ко мне в кабинет и рассказал о реакции друга. Когда его друг увидел, что действительно коллектор стучит по штоку, то был чрезвычайно удивлен и сказал: «Вот ничего себе! Вот это специалист у Вас в институте работает, с четвертого этажа определил неисправность. А я ведь кому только не показывал машину».

     Я не стал возражать по поводу такой лестной для меня оценки. Они не знали, что целая неделя  была потрачена  мною на поиски такого стука. А причину я назвал наугад.

     После этого случая мой авторитет, как человека, разбирающегося в автомобилях, а особенно в Москвичах, заметно подрос.  Буквально вскоре подходит ко мне еще один коллега Валерий Степанович и говорит: «У меня на Москвиче подстукивает двигатель, не послушаешь»? Я отказался, сославшись на то, что мои диагностические способности не так велики, как об этом говорят и добавил,что  у меня есть друг Василий Васильевич Староверов, вот он действительно знает о Москвичах все. Он может по треску приемника определить неисправность. Если хотите я с ним переговорю и, если он согласится…

     Удивительно, но дядя Вася согласился послушать двигатель Москвича Валерия Степановича. В условленное время встречаемся у Василия Васильевича. Пока дядя Вася шел в гараж инструктирую коллегу. Ничего лишнего не говорите, лучше молчите.
Пришел дядя Вася и процесс начался.

     Запустили двигатель и начали диагностику. Дядя Вася прислушивался к работе  двигателя и молчал, никак не комментируя свои впечатления. По команде Мастера я при помощи техничсекого стетоскопа тоже пытался определить место откуда доносится стук.  Докладываю дяде Васе: «В первом цилиндре стуков не слышу». Дядя Вася продолжает молчать.  Еще через пару минут докладываю:» Во втором, тоже стуков не слышу». Дядя Вася молчит. И тут не выдерживает Валерий Степанович:  «Василий Васильевич, а может быть это стук в коренных вкладышах»!

     Дядя Вася недовольно засопел, но ничего не сказал. После диагностики третьего цилиндра Валерий Степанович продолжил демонстрацию знаний, полученных из инструкции по эксплуатации Москвича: «Может это стучат шатунные вкладыши»?  Я начал семафорить коллеге, чтобы он ничего не говорил, но уже было поздно. Дядя Вася сказал коллеге: « Если ничего в машине не понимаешь, то  молчи. Лучше бы привернул генератор, а то скоро его потеряешь».

     Так Валерия Степановича, видимо, никто не одергивал, он обиделся и замолчал. Обследовав весь двигатель, остановились на том, что стук раздается из третьего цилиндра. Стук был неявный, и по нашим оценкам, редко встречающийся. Помолчав, дядя Вася закурил и сказал грустному Валерию Степановичу: «Скорее всего провернуло втулку в третьем шатуне, вот она и подстукивает».

     «Василий Васильевич, а поездить еще немного можно?   Надо вывезти урожай с дачи». Дядя Вася разрешил немного поездить. Поблагодарив мастера  за работу, коллега уехал. Когда мы остались одни  Василий Васильевич сказал: «Где ты берешь таких друзей, которые ничего не понимают в машинах?  Скажи ему завтра, что ездить нельзя, пусть ремонтирует двигатель». Поручение дяди Васи было выполнено.

      А еще через месяц, Валерий Степанович рассказал, что прежде чем попасть на диагностику к Василию Васильевичу, он объехал многих мастеров и все называли разные причины, в большинстве склоняясь к стукам вкладышей. После нашей диагностики Валерий Степанович поехал к лучшему мотористу  в танковый полк. «Вскрытие» мотора показало, что   дядя Вася знает толк в Москвичах.

                               
«


Рецензии