После срыва и запоя... 1

      Разумеется, каждый читающий вправе задавать вопросы. Например, правда ли это? Или поинтересоваться, а что же из этого следует? Или даже так, а почему вообще его это должно интересовать…. Все верно, и любой заданный вопрос звучит для того, чтобы на него ответили. Что ж, если нужны ответы, ищите…, да, и на всякий случай, я вовсе не настаиваю, что искать ответы, следует именно в этом тексте…

      …запой, то есть, последний день запоя. Вы же понимаете…, ну, кому доводилось, конечно…, в общем, можно вспомнить, когда запой заканчивается, но не когда, в какой именно момент он начинается. Невозможно же с уверенностью утверждать, что эта рюмка, все еще обыкновенный алкогольный перебор, а вот следующая, это уже первая рюмка запоя. А с другой стороны, это и не важно…, в конце концов, ведь закончился же, а значит, пришло время разбираться с последствиями. Что успел натворить, что потерял навсегда, а что, все еще можно
вернуть…

      В этом отношении, я, пожалуй, как многие……, разве что мои потери, они несколько в другой области…, а что касается самих запоев, то они скорее финал, нежели чем…. Знаете, в физике существует такое понятие, как резонанс. Проходили, наверное, еще в школе. Ну и помните, что если колебания входят в этот самый резонанс, легким толчком можно разрушить стену, ну или вытолкнуть из ямы застрявший автомобиль. Ну а теперь представьте себе такие колебания, но не в физическом смысле, а на уровне восприятия окружающего мира. А потом
какой-то случайный жест, малозначимое событие, а иногда, просто слово, которое звучит так, что конец света предстает завтрашним днем…

      …кошка. Это в детстве у нас была такая игра, надо идти за кем-то, кто тебя заинтересовал. Так вот, последний раз, когда я вспомнил эту игру, меня заинтересовала именно кошка, ну, знаете, зверь такой. Четыре лапы, пара ушей, хвост, усы – вот и все документы. Встретилась на улице, точнее, прошла мимо, но было в ней что-то такое, что меня заинтересовало, а так как я никуда не спешил, то есть, просто гулял, я пошел следом за ней. Погода хорошая, в кармане
почти целая пачка сигарет, практически, идеальные условия для прогулки, так почему бы не позволить кошке вести? Обыкновенная глупость взрослого человека, который решил вспомнить глупости, которые вытворял в детстве. Да, на всякий случай, у меня и в мыслях нет обвинять в последствиях животное. У нее наверняка были дела, а у меня-то их не было, так что я просто пошел следом…

      Так вот, а закончилась та прогулка…, хотя нет, еще был нервный срыв, пытаясь вылечить который, я и ушел в запой. Что и говорить, странные обстоятельства…, или простое стечение обстоятельств…, уж и не знаю, что лучше. Да, а та самая кошка, она как раз и оказалась между нервным срывом и запоем.

      …выглядел далеко не идеальным образом, и это еще мягко сказано. Остатки седой шевелюры всклокочены, седая же щетина готовиться стать бородой, красные, воспаленные глаза, а уж про амбре я и не говорю…, поэтому, не имею никаких претензий к почтенным мамашам, которые завидев меня, морщили свои носики. Как впрочем, и к мамашам более поздним, которые брали деток за руку и старались проскочить побыстрее мимо, что же касается вагоновожатых и водителей общественного транспорта, которые предпочитали закрыть двери пораньше, лишь бы
не допустить…, все правильно, так и надо. Тем паче, что я и вышел за воздухом. Понимаете, да? Крайний день запоя, только от вида тары начинает мутить, зеленые черти перед глазами не прыгают, устали, а в организме какая-то дикая потребность в уличном воздухе. Вот я и полз в парк, благо, что до него идти остановку, зато там, относительная тишина, относительно свежий воздух, а главное, имеются свободные лавочки и пустынные уголки…

      …просто сидел и ждал какое-то время, то есть, ждал, когда уймется мотор, ну а потом еще руки, потому что таким руками даже и прикурить невозможно…, ну а потом еще, конечно, небо и солнце. Я наконец-то их заметил, а это означало только одно, я действительно шел на поправку.

- …нельзя же до такой степени, - услышал я по правую руку, пришлось отложить прикуривание и повернуться.
- Что?
- Я говорю, - чуть громче произнес незваный гость, - нельзя доводить себя до такого состояния…, вы же человек…

      Вот оно как, оказывается. А я-то сидел себе на лавке, пытался унять руки, чтобы прикурить, а оказывается человеку нельзя. Хорошо хоть спаситель подсказал, спаситель, которого, по большому счету никто и не звал. На тот момент я не пил, приблизительно, сутки…, может чуть меньше, это к тому, что затылок уже не ломило, просто была головная боль, но обычная, с которой можно мириться, закинувшись парой таблеток. Другими словами, я бы предпочел тишину, но мог мириться и с шумом…, главное, чтобы было не очень громко…

- …будь я моложе, - продолжил незнакомец тем временем, - я бы непременно
попытался вас укорить. Может быть, рассказал бы о вреде пьянства, припомнил бы,
что бывает, если вовремя не остановиться. Может быть, дал бы телефон социальной
службы, которая помогает таким как вы…, понимаете, да?

      Отвечать я не стал, во-первых, слышал через слово, а во-вторых, мне наконец-то удалось прикурить. То есть, воздух вперемежку с дымом и никотином прорвался в организм, и мне, и правда стало легче…

- А вы зря меня игнорируете, - спокойно, как учитель на уроке произнес незнакомец.
- А что вы хотите услышать, - отозвался я, просто сказал.
- Ну, может быть, причину, из-за которой…
- И зачем вам это?
- Прежде всего, я пытаюсь помочь, а в такой ситуации, откровенный разговор, первый шаг…, ну не стакан же с водкой вам предлагать…

      В какой-то момент захотелось ответить что-нибудь резкое, да хоть бы и послать подальше, но я сдержался. Нет, уважение и страх здесь ни при чем, просто на тот момент я пытался смириться, а если послать, то запросто можно уйти и на следующий круг…

- Кто вы, - может показаться, что я решил продолжить разговор, так, нет. Просто я почувствовал, что он не уйдет, даже если я буду просто молчать…
- Меня зовут Михаил, и я служу в церкви…
- Священник, - невольно усмехнулся я, - вот же повезло.
- Не любите нашего брата, - даже не меняя интонаций, да еще и добавив
сочувственного понимания, кивнул он, - вы не первый, если честно, мы привыкли к
такому отношению…

      Именно. Все дело в интонации, было что-то знакомое, вот только я никак не мог вспомнить, что именно…, но это точно задевало, даже царапало где-то внутри.

- Видимо, имеете неприятный опыт общения, - вроде как предположил он.
- Нет, - качнул я головой, - пожалуй, нет у меня такого опыта…, если только
случайность…
- Но смотрите вы явно с неприязнью…, откуда же она?
- Я на всех так смотрю, - усмехнулся я, и кстати, это была правда.
- Печально слышать, что вам редко встречались добрые люди…, но знаете ли, это может быть испытанием, понимаете, Господь наш проверяет детей своих, посылает
им испытания любя…

      Вряд ли подобное утверждение было для меня новостью…, может, я и не посещал храмов, но читал-то много, да и кино люблю, всякое, если честно.

- Снова у вас этот взгляд, - сообщил мне Михаил,- однако, я не могу понять его причину…, что такого с вами случилось?
- Со мной…, ничего, - и снова я сказал правду, я даже улыбнулся, но это из-за того, что почувствовал, как окончательно отпустила головная боль, видимо, выпитые таблетки дошли туда, куда им и положено.
- Так вы морочите мне голову, - не очень уверенно предположил собеседник.
- Знаете, основную проблему вашего брата…, - не то, чтобы я пародировал
собеседника, это вышло как-то неумышленно, - вы пренебрегаете логикой, и да,
иногда это раздражает.
- В каком смысле, - чуть отступил Михаил.
- Хорошо. У меня был запой – это правда, но я из него вышел. Еще день или два, я приведу себя в порядок, начну готовить еду, буду пить чай с травами, стану меньше курить…, если считать запой болезнью, кризис миновал, и я почти выздоровел. Понимаете?
- Да, - как-то не очень уверенно произнес мужчина.
- Я вышел на улицу за воздухом, дома было тошно после…, после всего.
- Кажется, я понимаю.
- Вот и получается, вы подошли ко мне, чтобы спасти спасенного. Если можно так выразиться.
- Да.
- Я вас не звал. Я не просил о помощи, я просто сидел на лавочке и боролся с дрожью в руках…, так что, вряд ли это можно назвать – я морочил вам голову. Это вы подошли и попытались…, что вы хотели сделать?
- Помочь.
- Вот именно, это была ваша инициатива…, спасибо, но если честно, вы опоздали…, как минимум, дней на десять…, а как максимум, так и вовсе месяцев на пять. Но все равно, спасибо…, за попытку.

      Никакая это не грубость…, просто я так разговариваю. К тому же, я сказал спасибо. Откровенно говоря, я думал, что сейчас он поднимется и отправиться восвояси…, но не тут-то было. Похоже, я хотел этого слишком сильно, потому и не случилось…

- Что ж, если это так, если вы на пути к выздоровлению, я рад. Честное слово, рад…, и все-таки, разве это не повод задуматься?
- О чем?
- Например, о том, что в вашей жизни что-то следует изменить…, ну, чтобы избежать повторений. Вы ведь не молоды…
- Намекаете, что однажды я просто не смогу выйти?
- А разве это не так?
- Так…, спорить с очевидным глупо.
- Ну вот.
- Вот – что?
- Возможно, я смогу вам помочь…, например, выяснить причину, почему такое
происходит с вами. Насколько я понимаю, подобное происходит с вами
периодически…
- Периодически, - это было такое – да, а не просто повтор, ну, если что…, - вот только я не понимаю, почему вы решили, что я не знаю причины…
- А вы знаете?
- Да, - на простые вопросы следует давать простые ответы.
- Стоп-стоп, - собеседник почему-то напрягся…, - вы действительно знаете, почему это с вами происходит?
- Я же сказал…
- Но почему тогда вы прекратите это…, если известна причина, почему нельзя
избежать?!

      Еще один вопрос…, не самый умный, не самый интересный, однако, требующий ответа, хотя…

- Вы так считаете?
- Разумеется…, а вот вы, похоже, сомневаетесь…, почему?
- Ну…, наверное, потому, что не все знания можно использовать, - я усмехнулся и сам того не замечая полез в карман за очередной сигаретой.
- Что, многие знания, многие печали?
- Вот уж не думал, что вы в этом сомневаетесь, - я скорее просто выдохнул, нежели чем ответил.
- Да перестаньте, что такого вы знаете?
- Вы это серьезно…
- Абсолютно! Помните, Господь не дает нам испытаний, которых мы не в силах
перенести.
- Что ж…, как скажите…

      Действительно, а почему нет? Он сам подошел, сам заговорил, начал выпытывать…, я его не трогал, я просто курил на лавочке. Рискну даже предположить, что в тот момент на моем лице было умиротворение, а может, даже и покой, разумеется, насколько их можно было разглядеть за последствиями запоя. Мне просто нужна была тишина…

- Как скажите, - повторил я задумчиво, помолчал, и только потом, выдержав паузу, продолжил, - видите ли, Михаил…, я предвижу скорую войну. Не локальную, где-нибудь в Сирии или, там, на Украине, я говорю о войне мировой, которая, запросто сведет в гроб человеческую цивилизацию…

      Я выдохнул и посмотрел на слегка вытянувшееся лицо собеседника.

- Предвидите?
- Ну, я не пророк, вещие сны мне не снятся, в основном кошмары, я не общаюсь с мебелью и духами…, так что, да, именно предвижу.
- Что ж, - сглотнул Михаил, - тогда, наверное, у вашего срыва есть причина…, то есть, я этого не оправдываю, разумеется, но сама причина…
- Нет-нет-нет, война, для меня всего лишь, причина беспокойства…, но никак не причина нервного срыва. Вы меня не так поняли.
- Не так?
- По большому счету, любой, кто умеет читать, может сложить два и два, любой, кто знаком с историей, хотя бы в рамках школьного курса. Не нынешнего школьного курса, а того, что был лет тридцать назад. Так вот, любой, кто это умеет, сам легко придет к такому же выводу.
- Просто чтение и арифметика?
- И история, не стоит ее недооценивать…, а еще лучше, история и литература.
- О, так вы писатель, - священник даже вздохнул с облегчением.
- А что, писатели не люди? Откуда такое презрение?
- Нет-нет, что вы, я не презираю писателей…, вам просто показалось, - спохватился Михаил.
- Показалось…, а прозвучало это так, словно мы все сплошь пьяницы и придурки, а между тем, практически все, что происходит или происходило с людьми, сначала появилось в книгах, в частности, в художественной литературе. Да, многие из нас излишне впечатлительны, но это не делает нас дураками.
- Да что вы, право, я этого и не говорил…, я даже так и не думал!

      Мне потребовалась пауза…, в конце концов, чего я на него налетел, человек просто хотел помочь…, в конце концов, он же не виноват, ни в моем нервном срыве, ни в запое…, ни в том, что видится мне порой черт знает что.

- Э-э-э…, простите…, и все-таки, вы сказали – предвижу мировую войну, - напомнил о своем присутствии Михаил, - предвижу, это как?
- Ну а с чего начинаются войны, - да знаю я, некрасиво вопросом на вопрос.
- С безответственных политиков, наверное, или с как-то неверной идеологии…
- С экономики. Она всегда впереди…, точнее сказать, именно она во главе всего того, что позднее появляется в политике, в идеологии, в газетах и на телевиденье…
- Но бывают ведь и другие войны…
- Нет. Не бывает войн, в которых не замешана экономика, а тот, кто утверждает подобное, лукавит, врет, если быть точным.
- Значит, экономика.
- Именно так, большая и маленькая экономика…

      Почему такая простая мысль не приходила ему в голову – я не знаю. Как не знаю, почему она не приходит в голову многим другим людям. На самом деле, мне это даже не интересно. Поймите меня правильно…, у меня есть информация…, не важно, как я ее получил, да хоть просто случайно услышал – она у меня есть. И вот возникает, вроде как, проблема, о чем мне следует думать, о том, почему этой информации нет у других людей или о том, что следует из этой информации. Мне, например, ответ более чем очевиден…

- Это все из-за американцев, да?
- Что, простите, - я действительно не понял, что он хочет сказать.
- Это все из-за того, что мы снова на подъеме и снова начинаем угрожать Америке.
- Вы это серьезно?
- То, что я священник, не означает, что нам запрещено смотреть телевизор,
пользоваться интернетом и периодически заглядывать в газеты.
- А…, извините. Вы действительно так думаете…, - это был уже не вопрос.
- Что это с вами? Или такой взгляд противоречит вашим пророчествам.
- Отнюдь…, нисколько не противоречит, скорее, даже наоборот…
- Однако, вы удивились…, или, нет…, это было не удивление, похоже, вы готовы были спорить…

      Так часто бывает с разговорами, начинаются они с одного, а потом, вдруг замечаешь, что разговор переместился куда-то в совершенно другую область.

- Вы настаиваете на том, что нас ожидает Третья Мировая?

      Он смотрел на меня так внимательно, что я в какой-то момент стушевался. Одно дело прийти к такому выводу один на один с собой, и совершенно другое дело доносить подобную мысль до постороннего человека. Просто становится страшно за слушателя…, то есть, пока я шел к этой мысли, я успел к ней привыкнуть, а у него нет столько времени…, так что, мне и правда было его жалко…


Рецензии